Двукратная олимпийская чемпионка по биатлону и серебряный призер Олимпиады в Сочи Ольга Зайцева в разговоре с корреспондентом "Р-Спорт" Иваном Тугариным подчеркнула, что для нее было большой честью выступать на домашних Играх, которые стали лучшими в истории. Также экс-биатлонистка отметила, что нисколько не сомневалась, что в Сочи все будет готово в срок, поведала, что все недоделки в олимпийской деревне воспринимались с юмором, и рассказала, где с остальными девчонками из сборной России наблюдала за финишем Антона Шипулина в золотой эстафете.
Самые дружелюбные Олимпийские игры
- Ольга, прошел год спустя Олимпийских игр в Сочи…
- Ой, такого ощущения, что это было давно, точно нет. Такое ощущение, что это было вчера, воспоминания еще свежи. Всех гонок и всего остального.
- Олимпийские игры в Сочи для вас – это…
- Это была большая честь выступать у себя на родине на Олимпийских играх и представлять свою страну. Я очень этим горжусь. Каждый спортсмен всегда мечтает о том, чтобы Олимпийские игры прошли у него на родине. Это гордость не просто за себя, но и за страну.
- Наверное, начиная карьеру, вы и мечтать не могли о том, что будете выступать на домашних Играх?
- Если честно, то да. Когда только начинала, я точно об этом не думала. Я знала, что у нас уже были Олимпийские игры в Москве в 1980 году, но я это воспринимала как что-то такое абстрактное. Да, классно, что у нас в стране была Олимпиада. Когда Сочи выбрали столицей зимних Игр, это был нереальный момент, когда пришло осознание того, что на них еще и я могу выступить. Это было супер.
- Если отбросить в сторону спорт, что вам больше всего понравилось в олимпийском Сочи? Было ли то, что не понравилось? Все-таки это были ваши четвертые Олимпийские игры.
- Правильно ли я вас понял, что вы увидели именно то, что ожидали увидеть?
- Я предполагала, что все будет так шикарно. Я не видела ничего плохого. Да, где-то что-то не успели по мелочи доделать, но это нормально. Это бывает на всех Играх. Все неполадки устраняли очень быстро.
- С юмором это воспринимали? Никто не раздражался из спортсменов?
- Конечно, с юмором! Вот, батареи нам доделывали (смеется). Любое пожелание не оставалось незамеченным. Нам говорили не стесняться рассказывать о том, что нужно исправить. Мол, сразу все сделаем. Люди работали там со всей России, те же волонтеры. Все всегда были готовы прийти на помощь. Все были очень отзывчивыми. В их глазах виделось счастье от работы на Олимпиаде, от возможности помогать спортсменам.
- Какое лучшее воспоминание у вас осталось от Сочи, не считая медали?
- Доброта людей и желание всегда прийти на помощь. Иногда даже чересчур (смеется). Ну и медаль, конечно.
- Не могу не спросить про талисманы Игр. Зайка, медведь или леопард?
- Если подвести итог, какими останутся в памяти сочинские Игры?
- Лучшими в истории. Очень сложно будет кому-то повторить наш размах, будет очень сложно сделать что-то аналогично красивое. К тому же это родные Игры. Очень дружелюбные Игры, народные.
Серебро с золотым отливом
- Не могу не затронуть и спортивную тему. С какими ожиданиями вы отправлялись на четвертую для себя Олимпиаду?
- С самыми высокими и амбициозными. Я чувствовала, что могу завоевать медали. Я этого очень хотела. Я планировала их завоевать. Именно с такими ожиданиями.
- Вы думали о медали в целом или все-таки о золотой?
- О медали в целом, но и о золоте. В какой-то гонке на золото могла рассчитывать. Если честно, я понимала, что буду рада любой медали Олимпиады. Олимпийская медаль – это и в Африке олимпийская медаль.
- Какое-то невезение что ли, падение… Конечно, я расстроилась, конечно, я хотела, но как есть, так есть. Получилось так, на что мы наработали. Значит, тогда наработали только на серебро в эстафете. Но эта медаль для меня получилась с отливом золота. Она выстраданная. Было огромное количество трудностей, как у всей команды, так и у меня лично. Я рада и этой медали в эстафете. Мне грех жаловаться.
- Могли все-таки тогда это серебро превратить в золото? Могли доставать Украину? Не все ведь так плохо складывалось, на всех рубежах не больше двух дополнительных патронов, где-то даже и меньше…
- Можно было. Можно было и мне стрелять меньше на один выстрел, можно было и Ольге Вилухиной стрелять меньше на один (улыбается). Можно было и бежать быстрее, чтобы лыжи чуть лучше ехали. Но это все мелочи. Как случилось, так случилось.
- Если подводить итог, совсем разочарования в спортивном плане не осталось?
- Если только немного. Были у меня амбиции завоевать медаль в личной гонке. Обида, не обида… Сожаление какое-то осталось, что упала тогда (в масс-старте), в спринте лыжи не очень хорошо работали. Небольшое сожаление все-таки осталось. Осадочек, как говорится.
- Часто об этом думаете?
- Нет. Вот только вы, журналисты, и напоминаете (смеется).
- Вы уже дважды упомянули ваше падение в масс-старте. Олимпийская трасса на лыжно-биатлонном комплексе "Лаура" – самая сложная, на которой вам приходилось гоняться?
- Да. Она тяжелая. Плюс тяжелые погодные условия, высота. Здесь все складывается из мелочей. Я бы не сказала, что она супертяжелая… Знаете, это хорошая трасса, мне она подходит. Мы на ней тренировались и летом, и осенью. Все говорили, что это моя трасса, что сложность спусков, которые я умею проходить, как раз под меня. Но, видите, как вышло. Оказалось, что не смогла пройти спуски.
- В целом биатлон на Играх в Сочи получился интересным или мог быть лучше?
- Думаю, что все получилось здорово. Конечно, думаешь прежде всего о своих выступлениях, а не следишь за остальными гонками. Делаешь свою работу, и все. Но биатлон в Сочи и правда получился интересным. Дарья Домрачева, Мартен Фуркад, рекорды Уле Эйнара Бьерндалена...
- После вашей эстафеты остались силы и желание смотреть мужскую на следующий день?
- Когда поняли, что золотая медаль от парней не уйдет? Многим не верилось вплоть до того, как Антон Шипулин пересек финишную черту…
- Когда уходил на последний круг и работал в подъем. Тогда уже подумалось, что нас сегодня не достать. По человеку видно, сможет он или нет. Было видно, что Антон сможет.