Рейтинг@Mail.ru
Путешествие в Арзрум - РИА Новости Спорт, 29.02.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путешествие в Арзрум

Читать в

Корреспондент агентства "Р-Спорт" Анатолий Самохвалов слетал на финал Кубка мира по шорт-треку в турецкий Эрзурум, улицы которого, как оказалось, лишь немного отшлифованы временем с тех пор, какие описал создатель современного русского литературного языка.

Александр Сергеевич Пушкин утверждал, что Арзрум зовется именно Арзрумом, а все остальные варианты, включая современно-турецкий, неверны. Однако язык Пушкина далеко не идеален, как кому-то кажется со школьной скамьи до самой смерти. Поэта она настигла много лет тому назад, потому простит он мне кражу заголовка своего произведения. Пушкин зашел в Эрзурум вместе с армией генерала Паскевича. Шли они по горам долго, но не столь проблематично, в отличие от паливших по турецкому берегу их славных предшественников и последователей. 

В 1829 году армия увлекшегося образованием и уничтожением янычар султана Махмуда II была слаба и будущую столицу Универсиады-2011 сдала без боя. Эрзурум мы туркам вернули в том же году, затем историю повторили в 1878 и в 1916-17 годах, посеяв в нем частицу русскости, которая разрослась внутри склонов Паландокена и корневищем проросла в местном Университете имени, понятное дело, Кемаля Ататюрка, где есть отделение русского языка и литературы с преподавателями из России и Грузии, ну и их местными аспирантами, которым русское - в радость.

Едва я зашел в ледовый дворец "Енишехир", переименованный в более пафосный "Паландокен Олимпик Айс Ринк", меня тут же нашел Муамет. "Я хочу говорить по-русски", - обратился он ко мне, всучил брошюру о местных горнолыжно-курортных прелестях, которую сам отредактировал, допустив в заголовке одну незначительную ошибку, и продолжил рассказ, заканчивая каждое предложение словно шорт-трекист дистанцию. Отточенно, выверенно, проговаривая каждый звук. Шорт-трекист резюмирует свое творчество, выставляя вперед конек. Муамет задирал подбородок. 

В эти дни он был волонтером, по жизни он аспирант того самого Erzurum Atatürk Üniversitesi. "Я читал Зинаиду Гиппиус и Дмитрия Мережковского об их "Зеленой лампе", - "вырезал" Муамет фразу, словно Елистратов вышел из поворота в финале той "тысячи", в которой нет ему равных в этом сезоне. У меня на такое не нашлось достойного турецкого ответа. 

Язык Пушкина раздавался и в местном баре, в который стекалась и пресса в единственном экземпляре, и спортсмены, а к вечеру и часть местных жителей. На чай с бубликом. Такими туристы в Стамбуле кормят босфорских чаек. Чаеналивочной машины с пакетиками и сухомяткой организаторам оказалось мало. К лотку был представлен интеллигентного вида при классическом костюме, жилетке и галстуке бармен. Ко мне и тренеру сборной России Александру Герцикову он обращался в соответствии со своим статусом: "Привет, братан!" Потом он немного жаловался: "О-о-о, как мне сегодня..." Ну, об этом пел еще Сергей Шнуров с "Ленинградом". Классика "нулевых".

Потом бармен заставлял своего помощника лет шести в обтрепанных адидасовских штанах говорить с посетителями по-русски. Ребенок повторял, а когда не слушался, бармен лупил его пластмассовой рукояткой от турецкого флажка. Подзатыльники и шлепки здесь еще в большем почете, чем у нас. 

"С высоты горы в лощине открывался взору Арзрум со своей цитаделью, с минаретами, с зелеными кровлями, наклеенными одна на другую", - констатировал Пушкин. И продолжал: "Турки с плоских кровель угрюмо смотрели на нас. Армяне толпились в тесных улицах". 

Армян после резни и гонений в Эрзуруме почти не осталось, не в пример XIX веку. Об этом с грустью доложил Муамет, которому законом запрещено критиковать политику Ататюрка. "Но немножко есть, как и в Кайсери, откуда я родом", - добавлял он успокаивающим голосом. 

"Улицы города тесны и кривы. Дома довольно высоки. Народу множество..." Давно поэт тут не бывал. Народу маловато, в основном это ленивые мужики закавказского типа, стоящие возле забегаловки и пялящиеся на автобусы-шаттлы с интернациональной толпой уставших мальчиков и девочек со станками для коньков.

Да и кровлю расклеили, понастроили четырехэтажных домов, зеленый исламский цвет поменяли на красный ататюрковский, дороги выровняли. Но по сути это всего лишь шлифовка временем. На самом деле в Эрзуруме ничего не поменялось. Наследие Универсиады здесь не более чем фон древности, аббревиатур FISU здесь не меньше, чем в Казани, но портрет Ататюрка все равно выше. И больше, и монументальнее, и важнее, несмотря на то, что смотрят на Отца его праправнучки в мусульманских платках, с которыми вождь боролся и в которых велел не пускать в приличные государственные места. Платки, к слову, девчонки горные носить не умеют, в отличие от грациозных стамбульчанок. На некоторых они и вовсе смотрятся как марлевые повязки на раненых.

Наследие студенческого праздника беспомощно с прожженной веками провинциальностью, в которой не всегда все понятно, зато удобно. В Сочи ментальная периферия выжигалась новым порядком, где автоматизированы были и машины, и головы. Зачистка под обложечный вид с волонтером во главе Эрзурум миновала. Когда железный и чересчур принципиальный турникет не давал зеленый сигнал, он поворачивался рукой волонтера. Аккредитацию на этап Кубка мира мне сделали на коленке, вбив туда под мою диктовку латинские буквы имени и фамилии, заламинировав и повесив на шею. Впрочем, с пресс-аккредитацией на турнире был помимо меня еще лишь один турецкий фотограф со светлой бородой и голубыми глазами, у которого жена - "русская, жила на Чертановской".

Никто даже не сверился со списком журналистов, аккредитованных Международным союзом конькобежцев (ISU). Когда я поделился этой деталью с членом совета ISU Германом Пановым, он махнул рукой: "Не переживай, это же Турция". "This is Turkey", - произнес, улыбаясь, уже главный тренер нашей сборной Себастьян Крос, рассказывая мне о качестве льда на Olympic, между прочим, "айс ринке". Тема "грязного" льда в шорт-треке оказалась настолько банальной, что я даже постеснялся писать об этом новость в ленту.

Пушкин писал, что "между Арзрумом и Константинополем существует соперничество, как между Казанью и Москвою", цитируя сатирическую поэму янычара Амина-Оглу, где "Стамбул отрекся от пророка; В нем правду древнего Востока Лукавый Запад омрачил" и "но не таков Арзрум нагорный, многодорожный наш Арзрум; не спим мы в роскоши позорной, не черплем чашей непокорной в вине разврат, огонь и шум". Здесь тоже поменялся фон - в нашем случае с морали на спорт, а в остальном "каждый сверчок должен знать свой шесток", как любят говорить выдающиеся спортсмены. Позиций никто не сдал, но прямого столкновения нет ни тогда, ни сейчас, ни у них, ни у нас. Одни борются за Олимпиаду, проводят ее или еще проведут, другие самоутверждаются огнем студенческих игр и служат прекрасным дополнением больших побед страны - спортивных и инфраструктурных.

В Турции, правда, проще, здесь на государственном уровне отвели Эрзуруму роль центра зимних видов спорта, и, победи Стамбул в борьбе за проведение Игр, Эрзурум бы наверняка не обидели горными лыжами, фристайлом и сноубордом.

А пока местный Olympic Ice Rink принял этап Кубка мира, который прошел спокойно и без сенсаций. Дмитрий Мигунов выступил уже в качестве обладателя титула лучшего в спринте. Семен Елистратов подтвердил, что он круче всех на дистанции 1000 метров. Интересно, что "тысячу" спортсмены бежали в Турции дважды - таков протокол, но Елистратова тренерский штаб заявил лишь на один из розыгрышей, хотя лидер зачета на тот момент голландец Шинки Кнегт сосредоточился на двух дистанциях.

"Семену важно получить опыт стремительной борьбы в спринте, это важно на будущее, нельзя жить только текущим моментом, поэтому он бежит "тысячу" один раз", - пояснила мне мотив польский тренер российской сборной Уршула Каминьская. Понял бы европейского специалиста российский тренер? Вряд ли, хотя Уршула прекрасно говорит по-русски. Елистратов с тренерами согласился, причем правдиво, не став уделять результату в таблице слишком почетное место. 

Свое он в итоге взял, опередив переволновавшегося Шинки и на финише первого забега, и в итоге, так как голландец получил дисквалификацию во вторых стартах. Виктор Ан был сам не свой из-за маленькой, по словам Кроса, травмы, выиграв "всего" две незолотые медали, что по ановским меркам будет недопустимо на чемпионате мира в Москве.

Российские успехи и недочеты в Эрзуруме были предсказуемыми, но новым лицом в команде выделялся 17-летний Даниил Ейбог, оказавшийся в олимпийской компании во многом благодаря декабрьскому чемпионату России.

Шорт-трек обладает силой привычки. Следишь за ним - и кажется, знаешь все наперед по стартовому протоколу. Чаще так и бывает: глядишь на старт и тут же выдаешь двух квалифицировавшихся, ощущая себя экспертом. Как-то в досочинские времена на Кубке Союза конькобежцев России (СКР), который формально числится отбором в сборную страны, была знатная битва между Виктором Аном и Владимиром Григорьевым на дистанции 500 метров. По накалу и классу это был мировой финал в условиях тренировки, так как проходил на базе в Новогорске в определенные часы, а после полдника лед занимал Николай Морозов с Еленой Ильных, Никитой Кацалаповым и Аленой Леоновой.

Ан все время был первым, Григорьев - вторым. Но коньки их на финише все теснее обтирались друг о друга лезвиями, победы Ана становились все труднее, а поражения Григорьева - все более обнадеживающими. И вот все ждут очередной дуэли, говоря, что у Володи все равно мало шансов. Спортсмены вошли в последний поворот, фотофиниш отстреливается и первым фиксирует конек... Елистратова. 

"Смотрите, Анатолий, здесь возле бортов собрались все, кто понимает в шорт-треке, и все заранее расписали, кто будет первым, кто вторым, а кто третьим и четвертым. И кто из них угадал?" - задал мне после риторический вопрос президент СКР Алексей Кравцов. 

На декабрьском коломенском чемпионате России Ана с Григорьевым обошел Ейбог. Володя Григорьев не склонен драматизировать ситуацию, говоря, что это обстоятельство больше всего на руку региональному тренеру тверского парня, который в нужных местах может заявлять о том, какого классного спортсмена он вырастил. Сам Даниил говорит о приобретенной на первых своих международных взрослых стартах уверенности.

Но уверенность проскальзывает в самих глазах Ейбога, он мгновенно выделяет качества своих партнеров по команде, ждет своей очереди и не проигрывает Мигунову. Пока только в игре "отбей палец", когда два слишком принципиальных человека лупят друг друга по очереди и каждый из них верит, что соперник посинеет первым. Мигунов старался азартно, Ейбог бил как бы от обороны, но с полным отсутствием мимики, не подавая признаков боли. Выдающаяся Элис Кристи на эту сцену в эрзурумском аэропорту смотрела, раскрыв рот, забыв про свои чипсы.

"Если я хорошо поработаю в ближайшее время, то стану ближе к основной сборной России", - произнес Ейбог, который уже скоро летит бить лучших юниоров мира, но уже знает, что юниорские баталии - транзитный рейс, на который объявлена посадка.

 
 
Матч-центр
 
Матч-центр
Матч-центр
  • Теннис
    04.06 12:05
    К. Гауфф
    О. Жабер
  • Теннис
    04.06 13:30
    И. Швентек
    М. Вондроушова
  • Теннис
    04.06 15:00
    Г. Димитров
    Я. Синнер
  • Футбол
    04.06 19:00
    Словения
    Армения
  • Футбол
    04.06 21:30
    Румыния
    Болгария
  • Футбол
    04.06 21:15
    Швейцария
    Эстония
  • Футбол
    04.06 21:45
    Австрия
    Сербия
  • Футбол
    04.06 21:45
    Португалия
    Финляндия
  • Футбол
    04.06 21:45
    Ирландия
    Венгрия
  • Футбол
    04.06 22:00
    Италия
    Турция
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала