Биатлонистка сборной России Екатерина Шумилова подошла к чемпионату мира в финском Контиолахти в хорошей форме и к середине турнира показала лучшие результаты среди команды, едва не завоевав первую медаль турнира в карьере. В спринте она замкнула шестерку сильнейших, а в гонке преследования стала четвертой, оставшись без медали из-за досадного падения на спуске незадолго до финиша. Горнолыжная подготовка в последние сезоны не была сильной стороной Шумиловой, но в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Елене Соболь она рассказала, что у нее есть хороший прогресс в этом направлении, и она уверена в том, что сможет однажды забыть о неуверенном прохождении спусков.
"Рада, что тренеры меня услышали"
- Я бы не назвала это доказательством. Мне хотелось бежать много стартов, потому что мой организм требовал именно такой подводки. Рада, что сложилось так, как было нужно. Я прошла через огромное количество этих отборов, чтобы наконец обрести ту уверенность, обрести себя и просто восстановить силы. Потому что в этом сезоне форма началась с какого-то сильного "западения", я действительно себя плохо чувствовала. И только с января начала более-менее отходить. Я это чувствовала, объяснила ситуацию тренерам. Не знаю, с чем это связано - с тем ли, что много болела или что Олимпиада в Сочи очень много забрала у меня в моральном плане, в здоровье и прочем. Игры - это такой старт, который действительно отнимает у тебя все. Может быть, из-за этого чуть-чуть все сдвинулось, может, из-за того, что не дала себе спуску, совершенно не отдохнула после Сочи. Пока не знаю, все буду рассматривать и анализировать в конце сезона.
Объяснила тренерам, что такая ситуация происходит, мы много говорили. Они сомневались - отпустить меня на чемпионат Европы или нет. Рада, что они пошли на уступку, услышали меня, поверили в меня. Они боялись, потому что когда много стартов, организм выхолащивается, это естественно. Я это прекрасно сама понимаю, но у меня получилась ситуация с точностью до наоборот. Как только начинаю стартовать, все мои показатели сразу улучшаются. Не знаю, с чем это связано, но это так. Поэтому и сказала: чем больше будет стрессовых ситуаций стартовых, тем в лучшем состоянии я подойду к чемпионату мира. И они постарались мне в этом помочь.
- Думаю, что чемпионат Европы, золотая и бронзовая медали этого турнира действительно стали для вас поддержкой в моральном плане в череде этих стартов.
- Да, я очень туда хотела поехать! У меня прямо душа туда стремилась. Рада, что все так получилось здорово и замечательно. Наверное, смело было бы сказать, что это был "мой" старт, но я ехала туда именно занимать высокие места, что в свое время у меня не получилось.
- На самом деле дорога выматывает, были и очень тяжелые перелеты, буквально целые сутки на ногах, несколько самолетов и переездов... Это действительно очень тяжело, когда нужно сразу собраться и через несколько дней бежать. Но через это проходят все спортсмены, ты стараешься по максимуму в комфортных условиях держать свой организм, давать ему возможность сильно не перегружаться дорогой, находишь возможность дать ему расслабиться.
"Не боюсь спусков, стала проходить их агрессивнее"
- Горнолыжная подготовка пока еще остается для вас вопросом, над которым надо работать?
- Конечно, остается. Равновесие вырабатывается очень тяжело и требует много времени и сил. Да, сейчас у меня прогресс есть, и очевидный. Хотя не такими большими шагами двигаюсь, как хотелось бы. Но насчет этого успокоилась, делаю свою работу и знаю, что все равно получится. Потому что стала гораздо увереннее на спусках себя чувствовать.
Раньше у меня сильно затекали ноги, может быть, поэтому не держалась на спусках так хорошо. Сейчас мы увеличили силовую подготовку, и мне стало гораздо комфортнее проходить спуски. У меня и не было никакого страха спусков, о котором говорят. Да, на роллерах я подстраховываюсь, езжу аккуратно - потому что это асфальт. А на лыжах я себя чувствую гораздо комфортнее, не сказала бы, что у меня есть боязнь. Дело в физических кондициях, это то, что вырабатывается путем работы и тренировок. Сейчас уже стала стабильнее, даже агрессивнее их прохожу.
Здесь, на чемпионате мира, немножко моя агрессия пошла не на пользу в гонке преследования. Когда соперница меня обошла, я просто не вовремя выпрямилась, взяла на себя сильный поток воздуха на большой скорости, и лыжа соскользнула, пройдя по льду. Мне надо было докатиться и спокойно работать в подъем за спиной соперницы. Но я решила ни одной секунды ей не оставить, не дать уйти от меня. Я боролась до конца за каждую секунду. Но вот...
- Это ведь уже хорошо, что идете на риск на спусках.
- Да, я действительно рисковала. Сильно разогналась, потому что понимала, что она поедет за моей спиной в потоке воздуха, что 100% потом она накатит, потому что расстояние между нами было очень маленькое. Все это прекрасно осознавала и рискнула. Чуть-чуть мой риск не оправдался.
Тем не менее я рада четвертому месту! Не скажу, что есть какое-то расстройство. Что было дано, то я и получила, буду стремиться к большему. Это четвертое место - шаг к медали для меня. Больше даже в моральном плане. Он говорит о том, что все возможно, все получится.
- В то же время стрельба в гонке преследования удалась идеально. Это была предельная концентрация?
- Да, это была моя предельная концентрация, которая уже не раз у меня бывала. В такие стрессовые минуты умею, слава богу, собираться или просто проявляю свой характер. Скорее даже, это характер вчера сказался. Прекрасно понимала, что я должна не допустить ни одной помарки. Поэтому старалась работать технически грамотно, все правильно выполнять и полностью отключать все свои эмоции.
- Да, это самое главное. В принципе на каждом старте надо работать именно так, но иногда эмоции переклинивают.
- Как сейчас в целом ваше состояние после двух гонок?
- В понедельник и вторник мы не стартуем, хорошо, что в расписании нам дали чуть-чуть отдохнуть. Первые две гонки получились достаточно тяжелыми. У Оли Подчуфаровой, например, вообще три старта подряд, один из них, смешанная эстафета, просто в адских условиях прошел. Тренеры все это прекрасно понимают, варьируют под нас план подготовки. Все хорошо, одним словом. А побегу ли индивидуальную гонку, это будет решением тренерского штаба.
"Никогда не скажу, что сезон не сложился"
- После гонки преследования в Контиолахти старший тренер команды Владимир Королькевич сказал, что вы очень хорошо работали летом.
- Да, действительно много разнообразной работы было проведено, которую раньше я не использовала. Мне эта работа очень понравилась. Почерпнула много нового с точки зрения технической, функциональной части, работали по разным методикам, в том числе и по психологическим подводкам к старту. Все это было учтено, и вот результат как таковой в принципе есть.
- Я уже давно нашла свою формулу работы. У меня не раз были ситуации, когда приходилось самой подводить себя к стартам. Поэтому, что мне подходит, я знаю и не раз озвучивала это тренерам. Они это использовали и в подготовке к этому чемпионату мира. Всегда стараюсь держать диалог с тренерами, чтобы они знали, что спортсмену требуется, делали какие-то выводы. Вместе найти правильное решение всегда легче, чем одному.
- Конечно, это только середина чемпионата мира, и еще впереди несколько гонок до конца сезона в целом. Но уже можете ли сказать, что довольны этим сезоном?
- Наверное, скажу об этом в конце сезона (улыбается). В принципе я довольна каждым сезоном, в каждом у меня было что-то действительно очень хорошее. Никогда и ни про какой сезон я не скажу, что он не сложился. У меня каждый год были старты, за которые я могла поставить себе "отлично".
Всегда приятно возвращаться домой
- Мама и папа закончили Сибирский государственный университет физической культуры и спорта в Омске, они оба - тренеры по лыжным гонкам. С детства меня так воспитывали, с пеленок поставили на лыжи. Это было направлено на укрепление здоровья. Они работают с маленькими детками, мама с 1-5 классом, она набирает их в группу. А папа уже с более подготовленными работает, с теми, кто уже может что-то на лыжах показать, ведет их дальше. Они работают все время в связке.
Они ставят деток на ноги, помогают им сформировать личность, характер. Это очень важно по жизни, ведь не факт, что ты останешься в спорте, не факт, что будешь чемпионом. Но та закалка, которая происходит в детстве, она потом очень помогает в будущем, чем бы ты потом ни занимался. Это основа, которая окажет тебе потом огромную поддержку. И вот они отдают частичку себя, своего сердца каждому ребенку, за каждого они очень переживают, если вдруг что-то не получается. Каждый ребенок у них - свой.
Мне всегда приятно возвращаться домой. Когда оказываешься в семейном кругу, появляется какая-то энергия. Я вижу в их работе то, что когда-то прошла сама. Иногда даже использую в тренировках те методики, которые в свое время вывели меня на высокий уровень, потому что они мне очень хорошо помогают.
Без родителей я действительно не добилась бы тех результатов, которыми я сейчас могу похвастать, можно так сказать.
- Себя видите продолжательницей родительского начинания?
- Уже не раз проводила с детьми занятия, подменяя маму или папу в силу разных обстоятельств. Опыт общения с малышами у меня есть, они ко мне тянутся, и мне с ними интересно. Но сейчас я не уверена, что пойду по стопам родителей, потому что тот вид спорта, которым я занимаюсь, требует огромного количества энергии, в том числе моральной. И останется ли у меня эта энергия дальше, я пока в этом не уверена. Пока что вся моя деятельность направлена чисто на биатлон. А там - не буду загадывать, как что пойдет.