Чемпионка мира Юлия Ефимова вернулась к соревновательной практике после дисквалификации и сразу же возглавила мировой рейтинг. "Р-Спорт" составляет психологический портрет самой светлой и самой сильной девушки российского плавания и приходит к выводу - в Ефимову стоит верить.
Светлая энергетика
В 2008 году СМИ готовились встречать героев чемпионата Европы, и те из них, кто никогда не работал с плаванием, говорили: "Нам в принципе нужна прежде всего эта девочка, ну знаете, та самая, солнечная".
- Я очень эмоциональный человек, впечатлительный. Раньше этого было еще больше, я принимала близко к сердцу и все хорошее, и все плохое. Сейчас стараюсь не впускать в себя негатив. В Америке это делать гораздо проще. Там все люди ходят, улыбаются, я смотрю на них, и самой хочется быть такой же. Это ответная реакция. Там я стала свободным человеком, чего, наверное, всегда хотела. И поэтому, даже когда случается что-то разочаровывающее, я стараюсь и в этом найти какой-то позитив, отталкиваться от этого и двигаться дальше.
Принципиальность
А еще Ефимова легко может дать отпор. Не грубо, но весьма однозначно. В микст-зоне на лондонской Олимпиаде после очередного вопроса "не в кассу" Юля просто развернулась и ушла.
- Очень часто, бывает, задают глупые вопросы или даже, скорее, неправильно поставленные. Но на самом деле вывести меня из себя могут только очень близкие люди… Я стараюсь настраиваться так, чтобы не впускать в себя негатив от чужих, незначимых для меня людей. Это мне по барабану.
При этом, несмотря на то что в сборной было достаточно неурядиц в последние несколько лет, Ефимова никогда не устраивала скандалов по ходу турнира. Она на этих турнирах сначала завоевывает медали, а потом говорит все, что думает. В Шанхае Юля была тише всех и, в отличие от многих, с двумя медалями. В Лондоне первую медаль в бассейне, куда большая часть пишущих журналистов уже отчаялась ходить, принесла команде именно она.
- А где все? - сказала она, выйдя в микст-зону и заметив, что журналистского аншлага на ее бронзу не собралось.
- Все на дзюдо, Юля.
Отшутившись на эту тему, Ефимова вернулась после награждения, и от встречавших ее журналистов уже не было отбоя - хорошие новости на Олимпиадах разносятся быстро, впрочем, как и плохие. Их она довольно долго скрывала.
- До и после стометровки не хотела никого беспокоить и не говорила о том, что у меня была аллергия. После того как выиграла медаль на 200 метров, решила поблагодарить всех людей, которые мне помогли. Это доктор Архипов и многие люди из медицинского центра. За два дня до приезда в Лондон у меня все высыпало, врачи как-то это пропустили, а потом уже, когда приехала, мне стали колоть тавегил, но он как-то не помог. Потом врач получил разрешение сделать мне укол, который в принципе запрещен, но у меня тогда не было выбора. У меня все было опухшее: руки, губы, уши, ноги. Я была вся красная, чесалась, у меня никогда такой аллергии не было. Мне было очень страшно. Слава богу, врачи отстояли и сделали мне укол, на следующий день все спало, и стало лучше.
В Барселоне, только обновив пару мировых рекордов, она выдала историю о том, как перерисовывала логотипы фирмы-производителя на костюме - в том, что ей полагался от федерации в соответствии с контрактными обязательствами, она бы просто не доплыла.
- Во время соревнований я не хотела этого делать, поскольку подобные интервью – большой выплеск эмоций. Хотела спокойно сесть и рассказать обо всем, что накопилось. Проблемы нужно решать. Они ведь есть не только у меня, просто другие ребята боятся говорить о них.
Стойкость
- Я вообще психологически стала намного сильнее, но я стремлюсь к тому, чтобы... Нет! Я даже не стремлюсь! Так оно и есть! Я по-прежнему чувствую себя на 15-16 лет. Иногда задумаюсь, вспомню, сколько мне лет... Если честно, эта мысль меня до сих пор приводит в шок. Но чисто по мироощущению, что ли, мне по-прежнему шестнадцать. И я надеюсь, это никогда не изменится!
Но взрослеть приходится - и расплачиваться за собственные ошибки тоже. Главная из них - та самая, с биодобавкой. В день, когда она узнала о запрещенном веществе в допинг-пробе, не могла в это поверить. "Юлия позвонила мне, была растеряна и испугана", - рассказал ее доктор Хомаюн Гарави.
Вскоре пришлось признаться самой себе, что невнимательность стоила слишком дорого. Слава богу, эта цена не включала в себя домашний чемпионат мира и Олимпийские игры в Рио.
Лидер по натуре
"Все это было по глупости, но я уже пришла в себя, хотя в первое время было очень и очень тяжело… Свой урок из этой ситуации я извлекла", - говорила Юля в своем первом интервью в день, когда было объявлено о сроке дисквалификации. Уже тогда никто не сомневался - Ефимова подготовится к отбору и без соревновательной практики.
Сейчас она первая в мировом рейтинге на дистанции 100 метров брассом. Но не только быстрые секунды заставляют верить в Юлю. Просто она тот самый человек, который после индивидуальной победы, пробегая через бродкастеров, скажет только одно: "Самое главное - взять медаль в эстафете". А когда эта медаль будет висеть на шее, добавит: "Это невероятные ощущения, но мне бы так хотелось, чтобы эту медаль с нами завоевала (травмированная) Настя Зуева".
Вот такая она, Ефимова. Умеет терпеть, любить мир таким, какой он есть, побеждать, признаваться в собственных ошибках и руководствуется правилом "правда не может быть обидной".
В такого человека в принципе стоит верить, а уж верить ли ей, пусть каждый выбирает сам.