Бронзовый призер чемпионата Европы-2014 по легкой атлетике Алексей Федоров в очередной записи блога "Записки тройнопрыгателя" на примере зимнего чемпионата Европы 2015 года рассказывает о тайнах закулисья крупных соревнований, где жуткое волнение внезапно сменяется спокойствием, а страх вдруг превращается в радость; где нет спортсменов, но есть гладиаторы.
Чемпионат Европы в Праге… Мысли об этом турнире и желание победить вдохновляли меня и вели вперед всю осень и всю зиму. Но соревнования принесли лишь разочарование.
Спустя почти месяц после финала в Праге я могу спокойно говорить и писать о тех соревнованиях, хотя даже сейчас иногда появляется какой-то призрачный неприятный оттенок в моей эмоциональной палитре. Но в спорте все происходит так быстро, что времени на переживание поражений и на радость от побед очень мало. Сильные эмоции сменяют друг друга часто и стремительно.
Но сейчас я хотел бы рассказать читателю о том, как же именно для меня завершился зимний соревновательный сезон 2015 года.
До финала чемпионата Европы оставалось несколько часов.
Как часто бывает на крупных соревнованиях, томительное и долгое ожидание начала турнира заканчивается быстро и сменяется бушующими эмоциями самого состязания и эмоциональным опустошением после него так резко, что после ты даже не веришь в то, что когда-то мог волноваться. Когда ждешь, испытывая волнение перед стартом, кажется, что ты волнуешься уже всю свою жизнь, а вместе с тобой волнуется и весь мир. Но стоит соревнованиям пройти, как ты становишься настолько спокойным, что то предсоревновательное волнение кажется и правда слабым, непродолжительным, совсем незначительным. Но сейчас-то я волнуюсь…
Два с половиной часа до финала.
Когда массажист разогревает и растягивает твои мышцы незадолго до разминки перед соревнованиями, невольно приходит неверие в то, что такое резкое и быстрое изменение в эмоциональном состоянии человека вообще возможно. Ты молча лежишь, слушаешь, как рядом проходят люди, которые только и говорят о соревнованиях. Кто-то рассказывает о том, как все прошло, а кто-то предполагает, как все будет.
Как это всегда и бывает, массажисты, чтобы разрядить обстановку, рассказывают какие-нибудь истории или анекдоты. Поэтому на разминку выходишь легким не только по причине того что массажист уже подготовил твои мышцы, но и потому что ты улыбаешься, вспоминая какую-нибудь веселую историю о том, как какому-то атлету излишне густо намазали сильно жгущим разогревающим гелем здоровую ногу вместо травмированной, а спортсмен понял это слишком поздно…
Два часа до финала.
Разминка перед началом важных соревнований всегда отличается какой-то особенной концентрацией, особенно острым восприятием каждого движения, точным ощущением своего тела, которое словно стало легче на десяток килограммов, а твои нервы наэлектризованы и готовы выпустить мощный заряд. На легкоатлетических турнирах разминка перед соревнованиями всегда проходит на отдельных стадионах или в отдельных залах, где ты в первый раз встречаешься со своими коллегами-соперниками в полном боевом обмундировании. Если еще за день до состязаний, встретив своего друга и коллегу в ресторане на обеде, ты непринужденно общаешься и весело шутишь, то сегодня шутки уже не такие веселые, да и разговоры чаще всего сводятся к паре малозначащих фраз: "Hi, how are you?" и "Good luck!". Многие спортсмены разминаются в наушниках, где музыка играет на полную мощь, но опыт позволяет им говорить эти фразы при встречах правильно, не выключая музыки и не повышая голос. Вот что значит опыт и тренировка! Главное - не забыть слегка улыбнуться при рукопожатии.
Час до финала.
Приходит время для регистрации. Для этого существует специальная зона, call room. Это то место, куда можно зайти и невозможно вернуться обратно. Если ты переступил порог этой комнаты, то путь только один – на арену. Назад дороги нет. Здесь судьи тщательно проверяют экипировку участников и содержимое рюкзаков. Обязательно найдется тот, у кого то длина шипов не соответствует регламенту, то цвет тренировочного костюма не соответствует заявленному национальной командой… вот и бегают судьи вокруг этого участника и думают, как помочь ему. А все остальные очень лениво, но с улыбкой смотрят на эту ситуацию, радуясь, что сами могут пока расслабиться, дожидаясь выхода на арену. Несмотря на то, что полчаса – это много для ожидания, это время проходит как-то быстро и незаметно.
Полчаса до финала.
Приходит момент, когда один из судей вежливо приглашает нас к построению перед выходом на арену и искренне желает всем удачи. Стены этих ведущих к выходу коридоров, наверняка насквозь пропитались эмоциями. По пути видишь лежащие носилки и дежурящих врачей… К сожалению, кому-то придется покинуть соревнования не своими ногами. Кто-то будет плакать от счастья, а кто-то - от горечи поражения. С каждым шагом все сильнее и сильнее слышишь шум трибун, громкую музыку и голос комментатора. Невольно ощущаешь себя гладиатором…
Первый шаг на арену сопровождается легким ощущением шока от силы шума. Требуется некоторое время, чтобы к этому привыкнуть. И пока переодеваешься и отмеряешь разбег, немного привыкнуть к этому успеваешь, хотя нужно быть готовым к тому, что трибуны в любой момент смогут удивить тебя шумом.
После выхода на арену остается еще достаточно времени, чтобы подобрать разбег и сделать пробные попытки перед началом соревнований. В этот период удается поймать приятное воодушевления и радость от того, что, наконец-то, кончилось бездеятельное ожидание, началась радость действия. В этот момент волнение больше не имеет никакого значения. Хотя до первой попытки еще остается какое-то время, для тебя соревнования уже начались.
Пять минут до финала.
Старший судья просит участников построиться для представления. Камера переходит от участника к участнику, а комментатор объявляет фамилию, имя и страну атлета. Но это представление для каждого спортсмена не имеет большого значения. Как бы он ни улыбался или какие бы необычные жесты или движения он ни делал перед камерой и зрителями, все это делается как-то машинально, потому что мира вокруг атлета на самом деле не существует. Он уже давно сам с собой. Тело и душа здесь живут немного разной жизнью.
Финал чемпионата Европы.
Первая попытка всегда начинается как-то неожиданно, но при этом изо всех сил делая вид, что так и должно было быть, словно это не первая, а уже двадцатая попытка. При этом умудряешься в это будничное начало поверить. Но вот нервная система все же обману не поддается и раскручивает обороты внутреннего двигателя организма максимально. С каждым прыжком приближается твоя очередь прыгать. Внутри жарко, а весь мир кажется холодным. Возникает ощущение, что тепло всего мира ушло внутрь тебя.
Но вот на табло загорелась твоя фамилия, пора начинать соревнования. Идешь к началу разбега, руки начинают холодеть, а лицо и ноги словно горят. Подошел к своей начальной отметке, посмотрел вперед, вдох, выдох, понеслось…
Начинаешь разбег, словно не веришь в то, что его начал. Но потом мыслей больше не существует. Ты вспоминаешь обо всем только когда выходишь из ямы после приземления. Только спустя мгновения начинаешь вспоминать о том, что и как ты сделал во время прыжка. После первого прыжка твоему телу становится совсем жарко и последующие пять попыток – это мгновенное кипение эмоций в котле соревновательной борьбы.
Румынский прыгун тройным Марьян Опрея, самый опытный участник, начинает соревнования с отличной попытки на 16,91 метра, выходя в лидеры. Никто из участников ему достойно ответить пока не смог. Я же первую попытку выполнил несколько рискованно: прыжок получился неплохим, но заступ результата не дает. Моя вторая попытка тоже не принесла успеха - снова красный флаг над головой судьи. Но и другие атлеты не спешат отбирать лидерство у румынского спортсмена. Третью попытку начинает олимпийский чемпион из Португалии Нельсон Эвора, у которого в протоколе, как и у меня, два "крестика" подряд. Трибуны после его прыжка зашумели. 16.98, новый лидер!
Следом за Нельсоном прыгаю я. Попытка вышла, наконец, удачной, но до нового лидера не допрыгнул 10 см. Скоро в погоню за Эворой включается и рекордсмен Испании Пабло Торрихос с результатом 16,94 м. После трех попыток я на четвертом месте, уступая лидеру всего 10 см. Все очень близко и плотно. Но эта мысль лишь сбила меня, я излишне закрепостился и истратил две попытки впустую, а вот соперники смогли прибавить: Эвора улучшил результат до 17,15 м, а Торрихос обновил свой же национальный рекорд – 17,04 м. У меня оставался еще один шанс, чтобы исправить ситуацию. Шестая попытка больше всего мне понравилась моей скоростью, напором и агрессией, но вот технически была не очень удачной. После приземления смотрю на линейку вдоль ямы с песком, прибрасывая свой результат. До первого места точно не дотянул, но следы где-то в районе "бронзы"... Жду цифр на табло: 16,87 метра. До третьего места не хватило трех сантиметров. Лететь почти 17 метров и не долететь до бронзовой черты меньше длины спички…
После финала я поздравил чемпиона Нельсона Эвору и призеров соревнования Пабло Торрихоса и Марьяна Опрею с успехом. Марьян посочувствовал моей "деревянной" медали, а Нельсон напомнил мне о том, что в 2006 году оказался в том же самом, что и я, положении: несколько сантиметров до "бронзы". То, что Эвора в последующие за этим разочарованием два года (в 2007 и 2008) выиграл чемпионат мира и стал олимпийским чемпионом, меня приободрило…
Так завершился зимний сезон, который я для себя не могу назвать удачным. Но останавливаться на одном месте в спорте непозволительно, поэтому я активно начал подготовку к летнему сезону, но об этом хотел бы рассказать вам, дорогие читатели, в следующий раз.