4 апреля 1929 года в Монте-Карло началась удивительная история, которая продолжается по сей день. История, сделавшая Монако одним из главных центров мирового автоспорта и Меккой для всех любителей автогонок. В этот день состоялся первый Гран-при Монако, который проходит и сейчас на узких улочках этого княжества на юго-востоке Франции.
Организатором первой гонки в Монако является Антони Ногес (при содействии принца Луи II, чьим именем называется известный футбольный стадион княжества). Принять участие в первом Гран-при Монако можно было только по приглашению, но при этом не все команды и гонщики решили приехать. Победу одержал британец Уильям Гровер-Уильямс, управлявший темно-зеленым Bugatti Type 35B.
Гонка постепенно становилась очень значимой, Международная ассоциация автомобильных клубов в 1933 году решила выделить самые важные этапы, которые получили привязку к стране их проведения. В их число попал и Гран-при Монако, ставший одним из шести главных этапов чемпионата. Та гонка стала первой, когда позиции машин на стартовой прямой определялись по результатам в практиках, а не путем голосования.
После Второй Мировой войны Гран-при стали проводиться под эгидой Международной автомобильной федерации (FIA). В 1950 году Гран-при Монако состоялся уже в рамках первого сезона "Формулы-1", и за всю многолетнюю историю гонки на территории княжества не проводились лишь в 1951, 1953 и 1954 годах. Первую победу в рамках "Ф-1" здесь одержал пятикратный чемпион Хуан Мануэль Фанхио.
В 1960-е годы британец Грэм Хилл стал "Королем Монако" или "Мистером Монако", выиграв пять гонок за семь лет. Хилл является единственным победителем всех трех престижнейших гонок в истории автоспорта, собравшим "Тройную корону". В 1963 году он впервые выиграл Гран-при Монако, через три года - гонку "Индианаполис-500", а в 1972 году стал победителем "24 часов Ле-Мана".
Из действующих гонщиков к этому достижению смог приблизиться лишь колумбиец Хуан Пабло Монтойя, который не побеждал только в Ле-Мане.
В 1970-е годы все чаще стали задумываться о безопасности, а в Монако она имеет куда более весомое значение, чем где бы то ни было. До этого гонщик мог спокойно вылететь и врезаться в рядом стоящее дерево или здание, но постепенно началось создание зон безопасности в наиболее опасных местах трассы.
Особенными для Монако стали годы с 1984-го по 1993-й, когда всего два пилота выигрывали Гран-при. Классическое противостояние "Формулы-1" между Аленом Простом и Айртоном Сенной нашло свое место и здесь. Сенна за эти годы установил рекорд по количеству побед (шесть), который до сих пор никто не смог хотя бы повторить.
Ближе всех к нему в последующие сезоны подобрался Михаэль Шумахер, но свою последнюю победу здесь он одержал в сезоне-2001, в год своего четвертого из семи чемпионств.
Местных гонщиков в "Формуле-1" было немного, но низкие налоги сделали Монако домом для многих пилотов, среди которых были и Сенна, и Жиль Вильнёв. Некоторые, как Дженсон Баттон и Дэвид Култхард, владеют отелями на территории княжества. Ну а во время Гран-при Монако пилоты "Формулы-1" ощущают все преимущества жизни в княжестве. Так, Сенна в 1988 году сразу же после схода в гонке отправился к себе домой.