Президент Международной федерации тенниса (ITF) Франческо Риччи Битти в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Андрею Симоненко, состоявшемся в ходе полуфинала Кубка Федерации на "Адлер-Арене", подчеркивает важность проведения крупных соревнований на олимпийских объектах, оценивает нынешнее состояние командных теннисных турниров в плане их успешности, а также рассказывает о взаимодействии с сильнейшими игроками в плане оптимизации их формата.
Матч Fed Cup в Сочи: предстартовые проблемы немок повышают шансы россиянок >>>
- Изначально олимпийские объекты Сочи не рассматривались в качестве места проведения теннисных соревнований. Когда вы впервые услышали эту идею, как к ней отнеслись - и как, на ваш взгляд, идет ее реализация?
- На самом деле, я слышал о том, что планы создать в Олимпийском парке теннисную академию были еще давно. И это очень важно. Эти прекрасные олимпийские объекты должны использоваться. Они настолько великолепны, что им ни в коем случае нельзя превращаться в кафедральные соборы в пустыне. А теннис — это вид спорта, который предоставляет огромное количество возможностей. Так что я очень рад, что Федерация тенниса России и власти Краснодарского края организовали матч Fed Cup здесь, на "Адлер-Арене".
- С точки зрения олимпийского наследия — того, о чем вы, собственно, сказали — как вы можете сравнить Сочи с другими олимпийскими столицами последних лет?
- Вот сравнивать я бы пока не стал. Судить об олимпийском наследии надо через годы, а не через один год. Но пока то, что я вижу, выглядит положительно — объекты находятся в очень хорошем состоянии, каждый из них может быть использован и используется. Россия — страна с великими спортивными традициями, и я уверен, что здесь понимают важность того, чтобы олимпийские объекты использовались как профессионалами на крупных соревнованиях, так и простыми людьми. Я думаю, такой двусторонний подход — оптимальный путь для того, чтобы инвестиции в постройку этих объектов и этого спортивного парка окупились. Это красивая часть Сочи. Теперь все это надо использовать.
- "Адлер-Арена" всего второй раз принимает теннисные соревнования уровня Кубка Федерации. В прошлом году россиянки принимали сборную Аргентины, сейчас — Германии. Как вы оцените организацию этих матчей?
- На матче с Аргентиной я не был. А если говорить об уровне организации соревнований, то Федерация тенниса России была новичком в международной семье федераций 20 лет назад. А сейчас это структура, где работают очень опытные люди. Такие турниры, как Кубок Дэвиса и Кубок Федерации, проводятся совместно Международной теннисной федерацией и национальными федерациями, поэтому, конечно, опыт в данном случае играет на руку российской стороне. Плюс очень помогает тот факт, что мы находимся в новом замечательном спортивном сооружении.
- Как известно, теннис сугубо индивидуальный вид спорта, но у командных соревнований, тем не менее, большие традиции. В каком состоянии с точки зрения популярности и коммерческого успеха сейчас находятся Кубок Дэвиса и Кубок Федерации?
- Я скажу так — у нас бывали и лучшие времена, бывали и худшие времена. Сейчас, я бы сказал, нормальное время. У нас есть хорошие спонсоры, что очень важно — в частности, BNP Paribas вкладывает в теннис больше, чем кто-либо еще. Нам нужно еще больше спонсоров, это факт, но мы сейчас живем более-менее нормально.
- Одна из основных проблем командных теннисных соревнований — это то, что топ-игроки не всегда желают в них участвовать. В частности, последний пример — отказ Шараповой приехать туда, где мы сейчас с вами находимся. Как ITF пытается решить эту проблему?
- Я хотел бы начать ответ на этот вопрос с констатации факта — теннис в последние 15-20 лет очень сильно изменился. Для сильнейших игроков наш вид спорта стал очень энергозатратным. Теннисный календарь плотный, и тем, кто на каждом турнире доходит до решающих матчей — то есть топ-игрокам — приходится непросто. Каждый турнир может недосчитаться каких-либо хороших теннисистов. Монте-Карло, Индиан-Уэллс, Майами... Везде кто-то да не доезжает. И мы не исключение. Так что это нормально. Но в целом мы вполне удовлетворены количеством ведущих игроков, участвующих в командных соревнованиях. Так, в Кубке Дэвиса выступают 90-95 процентов всех теннисистов, то же самое относится к Кубку Федерации. Мы стараемся делать так, чтобы этот процент не понижался. В частности, мы приняли очень смелое правило относительно участия игроков в Олимпийских играх. Теннисистам надо три раза выступить за сборную, чтобы иметь право поехать на Олимпиаду, и это нам очень помогает, это одна из причин, почему топ-игроки приезжают в свои команды. Ну и, наконец, есть разные обстоятельства. Так, Шарапова в последний момент снялась — а (канадка) Эжени Бушар, наоборот, в последний момент заявилась. Так что в теннисе, как и в жизни, есть плохие новости, но есть и хорошие новости. С этим нам надо жить.
- Шарапова изначально была официально заявлена на полуфинальный матч Кубка Федерации с Германией, но буквально за пару дней до его начала снялась из-за травмы. Поскольку правило прописано довольно размыто, хочу уточнить — засчитывается ли ей присутствие в заявке в плане трех необходимых для поездки на Олимпиаду матчей?
- Нет, не засчитывается. Теннисист должен присутствовать в команде на жеребьевке. Да, Шарапова была заявлена, но сейчас в команде ее нет, поэтому не считается.
- Многие теннисисты — и мужчины, и женщины — регулярно жалуются на то, что сроки проведения матчей Кубка Дэвиса и Кубка Федерации довольно часто неудачны, они выпадают на недели после крупных соревнований наподобие турниров Большого Шлема. Возможно ли ITF как-либо договориться с АТР и WTA о том, чтобы такого не происходило?
- Мы слушаем игроков, и в действительности недели проведения матчей Кубка Дэвиса были изменены по их требованию в 2007 году. У теннисистов иногда короткая память (улыбается). Тогда они подписали письмо с обращением в наш адрес изменить сроки матчей, сдвинуть их ближе к турнирам Большого Шлема, мы это сделали, а теперь они вновь требуют изменений. К сожалению, трудно вносить изменения в календарь, который заполнен событиями до отказа. Конечно, мы понимаем, что сроки этих турниров неидеальны — в частности, состав немецкой команды на субботние матчи полуфинала с Россией пострадал от того, что часть теннисисток поздно прибыли в Сочи. Но нам с этим нужно жить. А игроки — да, они часто жалуются, но редко предлагают какие-либо идеи. Когда эти идеи появляются, мы их слушаем. Главное, что мы не хотим потерять — это ценности Кубка Дэвиса и Кубка Федерации, три главных принципа этих турниров. Первый — проведение матчей дома и на выезде. Это очень важно для развития тенниса. Второй — проведение Кубка Дэвиса и Кубка Федерации ежегодно. Да, это непросто, это означает, что некоторые игроки будут в какие-то годы отказываться выступать за сборные. Мы уважаем их решение, потому что понимаем, что им тяжело. Но у тенниса календарь ежегодный — поэтому и мы должны ежегодно проводить эти турниры. Переход, допустим, на проведение этих турниров раз в два года практически невозможен, потому что календарь превратится в хаос. Вставить олимпийскую теннисную неделю раз в четыре года большая проблема — а представьте, что бы было, если бы мы проводили матчи Кубка Дэвиса и Кубка Федерации не каждый год. И, наконец, третий принцип — игроки должны быть номинированы национальными федерациями. Потому что это значит, что у теннисистов должны быть хорошие отношения именно с федерациями, а не с какими-нибудь профессиональными турами или кем-то еще. Есть в теннисе и другие командные соревнования, но они ничего не значат, так как игроков в них зовут за деньги. А у нас теннисисты выступают за свои страны.
- Я слышал, что были планы проводить Кубок Федерации в формате чемпионата, где несколько команд приезжают в одно место и разыгрывают там титул.
- Мы проводили финал Кубка Федерации в формате, о котором вы говорите, на протяжении нескольких лет — когда проходил "Финал четырех". И пришли к выводу, что этот формат неудачен. Потому что если команда той страны, где проходит этот финал, не участвует в борьбе за титул, то сразу же теряется зрительский интерес. У нас был знаменитый итоговый турнир Кубка Федерации на Канарских островах, где Испания рисковала проиграть в полуфинале. К счастью, этого не произошло, но мы, помню, тогда шутили, что если бы Испании не было в финале, на трибунах бы сидели я, родственники игроков и принц Фелипе Астурийский, который сейчас является королем Филиппом. Так что, я считаю, такая система нам не подходит. Но мы сейчас рассматриваем возможность проведения совместных финальных матчей Кубка Дэвиса и Кубка Федерации в нейтральной стране, которая бы объявлялась заранее. Плюс этой идеи — у нас было бы много времени для того, чтобы раскручивать эти матчи, пропагандировать теннис. В нынешнем формате на такую работу у нас всего несколько месяцев. Сейчас идет дискуссия, мы обсуждаем различные "за" и "против" этой идеи.
Теннисистка Мария Шарапова проведет выставочный матч с Андре Агасси в Штутгарте >>>