Год спустя после начала работы в агентстве "Р-Спорт" корреспондент Мария Воробьева в очередной записи блога "Крюки и выкрюки" рассуждает о том, как меняется ее отношение к спорту в целом и фигурному катанию в частности.
Ровно год назад мы с Андреем Симоненко написали первую совместную запись в блог "Крюки и выкрюки". Ну, хорошо, не ровно год, а один год и один день назад – 5 мая 2014 года. Если я на какое-то время закрываю глаза и пытаюсь вспомнить бесконечную череду событий, спортивных и не очень, которые произошли за последние 12 месяцев, почему-то невольно задаю себе один вопрос. Причем вопрос этот прямо как одна из наших рубрик – без ответа. Мне кажется, или что-то в спортивном мире приключилось?
Наверное, в большей степени, размышляя об этой записи, я вспоминала события фигурнокатательного мира – с этим видом спорта связано в разы больше поездок, соревнований, тренировок и прочего. Но вот парадокс – с каждым новым разом соревнования становились все более тягостными, а впечатления от них все менее светлыми. Если бы я рисовала прошедший год, то цветовая гамма от цветов ярких постепенно сменялась бы тонами мрачными, и солнечные зайчики мелькали бы на ней скорее в те моменты, когда в календаре было затишье в фигурном катании.
Когда ты погружаешься с головой в какой-то вид спорта, многое отходит на дальний план. Тебе кажется, что о победах и неудачах атлетов именно в этом виде будет интересно узнать всем и вся. Неудивительно, что и сами спортсмены именно так и считают. Но вот считаются ли они с мнением тех, кто пристально следит за их карьерой? Порой в этом приходится сомневаться.
Лирическое отступление. Пару дней назад я переходила дорогу на пешеходном переходе. Я еще только-только сделала первые шаги по "зебре", когда на улицу начал поворачивать громадный джип крайне популярной немецкой марки. За рулем – молодой мужчина, в пиджаке, темных очках. Я даже рот раскрыла от удивления, когда этот "корабль" не только не ускорился, чтобы лихо заложить поворот, но резко остановился и стал дожидаться, пока мы с товарищем доплетемся до другой стороны дороги. Это первый случай на моей памяти столь безграничной вежливости на улицах Москвы.
Примерно так же, причем как рыба безмолвная, я открывала и закрывала рот, силясь как-то объяснить себе и своему напарнику по "Крюкам и выкрюкам" Андрею Симоненко результаты некоторых наших спортсменов в некоторых наших видах спорта. Вот взять хотя бы уважаемого мной Максима Ковтуна. Отматываю пленку на полтора года назад. Чемпионат России в Сочи. После короткой программы Ковтун второй, Плющенко первый. Катают произвольную. "Не дадут", - говорю, имея в виду, что не дадут Ковтуну выиграть. Но я ошиблась. Как мне кажется, с той победой судьи и вообще вся система российского фигурного катания как бы прогнулась под молодого фигуриста. И дала понять: будешь кататься, буду работать на тебя.
Так ведь часто бывает – сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя. Ковтуну в какой-то степени повезло: набултыхавшись не там и не у тех, он, казалось бы, нашел своего идеального тренера, с которой можно идти и горы сворачивать. Времени с момента начала сотрудничества прошли какие-то крохи, а результат - вот он, пожалуйста, первый! И в соперничестве не с кем-нибудь, а с самим Плющенко. Потом, напомню, система, будучи натурой переменчивой и готовой угождать сильным мира сего, сделала финт ушами и вновь устроилась под уютными коньками на тот момент олимпийского чемпиона и двукратного призера Игр. Мог бы этот вполне себе закономерный поворот событий сломать новоиспеченного чемпиона России с голубыми глазами, полными надежд? Если да, то грош ему цена.
Вспоминаю я этапы Гран-при прошедшего сезона. Турнир в Бордо – завал короткой программы, невероятное катание в произвольной (при провальных выступлениях соперников) и первое место. Я бы и поверила, что фигурист адекватно воспринял ту победу, если бы не его собственные слова в адрес тренера: "Да ладно, не переживайте (по поводу короткой программы), выиграли же!" Только вот уже пальцев руки не хватит, чтобы пересчитать, сколько таких скачкообразных выступлений было у Ковтуна. В этом сезоне все без исключения старты были такими. Но это лишь частности, не правда ли?
Я порой просматриваю странички спортсменов в социальных сетях, чтобы понять, кто где находится, можно ли кого-то побеспокоить с просьбой о комментарии, да и просто на предмет каких-то новостей, о которых в последнее время часто сообщается именно таким способом. Куда ни глянь – тут "бэха", там - бэнтли, тут "луивиттоны", там "ролексы"… И этот список можно продолжать бесконечно! Мне и дела то никогда не было до того, как и кто одевается и на чем ездит на работу, но если люди сообщают об этом, так сказать, по секрету всему свету, не обратить внимания невозможно.
Причем здесь мне чисто случайно вспоминается история Златана Ибрагимовича из его книги "Я Златан". Было время, когда он играл в "Аяксе", и достиг уже вроде бы немало, но всему хорошему приходит конец. С целью выкарабкаться из затягивающего болота решил Златан искать нового агента. Сел в свой роскошный "порш", надел "ролекс", костюм "гуччи" и отправился на скорости 250 км/ч в роскошный ресторан, где была назначена встреча. А там его ждал мужик с пузом в джинсах, футболке и кроссовках. И показал ему распечатку с результативностью разных футболистов, среди которых швед был, по-простому говоря, лузером. И сказал ему тогда Мино Райола: "Парень, хочешь чего-то добиться? Снимай свой "ролекс", продавай машину и иди на тренировку. Если ты будешь думать о чем-то кроме футбола, толку из тебя не выйдет".
Не спорю, фигура Ибрагимовича весьма противоречивая, а для многих он и вовсе антигерой и уж никак не образец для подражания. Но конкретно в описанной выше ситуации был сделан правильный выбор. В противном случае, вероятно, не приводила бы я его сейчас в пример, потому что и знать бы не знала никакого Ибрагимовича. То, что творил и творит Златан, можно обсуждать и спорить об этом до посинения. Просто совсем давно я утвердилась в мысли - гениям можно все прощать. Но только если они будут поистине гениальны в своем деле. Грубо говоря, если бы, к примеру, Усэйн Болт не выиграл шесть золотых олимпийских медалей, не позволял бы он себе говорить и делать, собственно, все, что заблагорассудиться. Или Кобе Брайант. Или Майкл Фелпс. Или…впрочем, достаточно, ведь мои гении могут не совпасть с вашими.
При этом, подчеркиваю, в адрес таких вот гениев, как правило, направлены как горы позитива, так и негатива. Как уж они там это все фильтруют, это их дело. У нас же все сводится к тому, что атлеты, еще и не добившиеся-то толком ничего, сродни хрусталю, поэтому во всех непонятных ситуациях (когда спортсмены в очередной раз "валят" выступления) делай вид, что ничего не случилось! Хвали, поддерживай, дай им спокойно готовиться и тренироваться, а на ошибки внимания не обращай – мы и без вас разберемся. И так по кругу. И тут передо мной всплывает лицо олимпийского чемпиона и двукратного чемпиона мира по спортивной гимнастике голландца Эпке Зондерланда, который учится на хирурга-ортопеда, а в данный момент вынужден приостановить практику в госпитале – Олимпиада через полтора года, нужно успеть подготовиться.
Если вы полагаете, что на российских спортсменов постоянно давит некий груз ответственности, полагайте. Но вы ошибаетесь. Думаете, на белокурого голландского гимнаста давило меньше, когда он с трясущимися руками подходил в Лондоне к перекладине? Он, к слову, первый и пока единственный в истории Голландии гимнаст, завоевывавший золото Олимпийских игр. Это мы с вами настолько счастливые люди, что смотрим Олимпиаду и ждем практически в каждом виде как минимум медаль, но чаще – победу. Да, это у нас в стране бронза никого не интересует, все требуют золото. Да, это мы любим - пожурить атлета за неудавшееся выступление и посетовать (мягко выражаясь) по поводу упущенного золота. Но если мы бездумно ходим на фигурное катание и шорт-трек по пути с биатлона (не все, но таких тоже немало), то там добрая половина страны идет целенаправленно на коньки - на велоспорт - на футбол. И да, на ту же гимнастику, где у них есть один гимнаст и одна единственная надежда завоевать медаль. Это ли не давление?
Провальные выступления тоже могут быть. Спортсмены ведь все-таки люди, а не машины. Но им должны быть найдены адекватные объяснения. И, соответственно, выход из сложившейся ситуации. Нет выхода? Что ж, брат, спасибо тебе за карьеру, давай прощаться! Ну, или как минимум – спасибо за сезон, ты пока отдохни, потренируйся, а выступают пусть другие. У кого ничего не болит, например. Чего ж держаться за выигранное на декабрьском (!!) чемпионате России место, когда на дворе март, впереди чемпионат мира, а у тебя связки порваны, и ты месяц не катался? Как курицы-наседки с этими местами носятся, видимо, веруя, что высидев на этом месте какое-то время, яйцо снесут, тьфу ты, то есть медаль завоюют.
На самом деле, мне интересно, а всем ли спортсменам известно такое простое слово, как ответственность? Ее, как правило, несут за то, выполнил ли ты поставленные перед тобой задачи или нет. Я при этом допускаю, что цели некоторых наших спортсменов несколько отличаются от тех, что ставим для них мы, наблюдая за их подготовкой и выступлениями. Но знаете, бывает так - задашь вопрос тренеру, он тебя отошлет куда подальше, а ты сидишь в этой луже дер..простите..грязи и думаешь: а министру спорта вы тоже так ответите? Нет, я и не думала журналистов равнять с теми, кто стоит у руля сборной. Но только мне невдомек – хоть на каком-то уровне спортсмены и их тренеры ответственность признают? Законодательно в нашей стране запрещены штрафы. Но, положим, если работник не выполнил норму, его за это лишат премии, а за какие-то проступки и вовсе сделают строгий выговор с занесением в личное дело. И меня тут терзают смутные сомнения (с), что спортивный мир в этом плане живет по каким-то своим, неизвестным нам, законам.