Десять лет исполнилось со дня победы московского ЦСКА в Кубке УЕФА. Главный тренер той команды Валерий Газзаев оценил вместе с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Анатолием Самохваловым последствия триумфа в Лиссабоне, когда армейцы нанесли поражение хозяевам стадиона "Жозе Алваладе" в Лиссабоне "Спортингу" со счетом 3:1, и рассказал, почему большая часть состава ЦСКА образца 2005 года до сих пор востребована на передовых позициях.
Сегодня впервые пересмотрю тот матч
- Это была первая грандиозная победа за сто лет, - начал беседу Газзаев. - Это достижение всего нашего советского и российского футбола. Все болельщики и вся страна гордились этим событием, которое повысило престиж и репутацию нашего футбола. И те минуты мне приятно прокручивать. Эпизоды игры мне не вспоминаются, помню только ее характер и сам результат. Я ни разу не пересматривал тот матч в Лиссабоне против "Спортинга", вот на десятилетие сяду дома, впервые включу запись и пересмотрю ее от первой до последней минуты.
- Немногим спустя после того финала вы произнесли: "Я всем все доказал". Сегодня нет желания доказать что-либо в тренерском кресле?
- Не думаю, что каждый день нужно что-то доказывать. Как семье, так и самому себе и общественности. Люди получили восторг от нашей победы, люди праздновали ее. Поэтому сейчас я никому ничего доказывать не собираюсь. Я просто живу нормальной жизнью.
- Победы, как правило, обозначают тенденции развития. Что принес нашему футболу 2005 год?
- Наша победа способствовала тому, что наши российские клубы стали увереннее. Раньше ведь многие боялись замахнуться на победу в одном из двух европейских турниров – Лиге чемпионов и Кубке УЕФА. После 2005 года клубы стали ставить самые глобальные цели, которые больше не воспринимаются как нечто непреодолимое. Более того, я убежден, что в Лиге Европы надо ориентироваться на самые большие задачи. Подтверждением изменения менталитета в этом плане стала и победа (санкт-петербургского) "Зенита" в Кубке УЕФА в 2008 году. Не должны наши команды участвовать в еврокубках по принципу Олимпийских игр.
- "Главное не победа, а участие"?
- Совершенно верно. На самом деле не главное участие.
- Почему, взяв планку Кубка УЕФА/Лиги Европы, у нас не особо клеится с Лигой чемпионов?
- У нас вообще очень сложная ситуация в футболе. Этот год, мне кажется, один из самых худших по результатам и качеству игры. Посмотрите на катастрофическую посещаемость стадионов, качество полей… И, увы, качество футбола. Поэтому и в преддверии чемпионата мира возникает негативный информационный фон вокруг российского футбола. А его репутация страдать не должна. Национальная сборная показывает худший результат за долгое время и скатывается до тридцать какого-то там места в рейтинге ФИФА, клубы не впечатляют на международной арене. Поэтому нам необходимы реформы, которые затронули бы и детско-юношеский, и профессиональный футбол на всей территории Российской Федерации. Понятно, что к чемпионату мира будет возведена современная инфраструктура, но важно, чтобы на аренах наша сборная продемонстрировала качественный результативный футбол. Выйти из группы даже финального турнира – это не задача. Мы вправе ставить задачи вплоть до завоевания места в четверке чемпионата мира.
- Кто из той команды 2005 года действительно выдерживает высокий уровень мастерства?
- Средний возраст той команды, если не ошибаюсь, составлял 22 года. Молодая. Посмотрите, по сей день костяк ЦСКА – это те люди, которые выиграли Кубок УЕФА. Братья Березуцкие, (Сергей) Игнашевич, (Игорь) Акинфеев. Тогда Вагнеру (Лаву), (Юрию) Жиркову и (Милошу) Красичу было по двадцать лет. Мы не просто победили, а заложили перспективу. Поэтому на протяжении уже двенадцати лет ЦСКА является флагманом российского футбола. Вместе с "Зенитом".
Благодарен Красичу, что он играл за ЦСКА
- Красич считает вас любимым тренером. Через пять лет после триумфа в Лиссабоне он сходу стал лидером в туринском "Ювентусе". Казалось, рождена новая европейская звезда, но игрока ожидал существенный спад.
- Мне сложно сказать. Я всегда был доволен его отношением к делу, его профессиональными и человеческими качествами. Милош приносил большую пользу ЦСКА. Его игра в "Ювентусе" зависела от многих обстоятельств, в частности, пришел новый тренер, поменял философию команды, поменял саму команду. У каждого специалиста свои методы работы. Для меня Красич был и остается очень хорошим футболистом, и я благодарен ему за то, что он играл за ЦСКА.
- Была возможность не позволить Даниэлу Карвальо так резко фактически закончить с футболом?
- Это уже зависит конкретно от игрока. Карвальо провел блестящий 2005 год, хороший – 2006-й, а потом… Нужно было работать и не останавливаться. По способностям он был самый талантливый футболист в ЦСКА того состава.
- Многие говорили о нем с Вагнером как о ключевой силе. Лишь Александр Тарханов ставил во главу угла игровую модель вашего ЦСКА, именно которая и была основой победы, а не два ярких бразильца.
- Вагнер и Карвальо внесли значительный вклад в этот успех, но такой же вклад внесли и Березуцкие, и Игнашевич, и Жирков, и Акинфеев, и Чиди Одиа, и (Ивица) Олич, и вся остальная команда. Если говорить о финале, то я, конечно, отметил бы Лешу Березуцкого, который забил переломный гол в очень сложной ситуации. Ну и Вагнера, и Жиркова, которые тоже отметились забитыми мячами. Но на самом деле выделить кого-то конкретно невозможно.
Олич сделал правильный выбор
- Олича не рано отпустили в Германию?
- Тогда в атаке у нас были Вагнер, Жо и Ивица. Мне кажется, он сделал правильный выбор, вскоре он дважды дошел с "Баварией" до финала Лиги чемпионов. Олич – образец профессионального футболиста, поэтому до сих пор в свои 35 лет он мастер достаточно высокого уровня, находящийся в одном из сильнейших чемпионатов Европы. Парень с потрясающей волей и выдающимся характером. На таких нужно равняться.
- Вагнер Лав способен был бы решать серьезные задачи в чемпионате России?
- Почему нет? Конечно! Видите, многие из победителей Кубка УЕФА 2005 года и поныне являются важными фигурами в своих командах. Они сохранили в себе то стремление и веру в победу, которые и привели нас к трофею.