На "Джиро" - скандал. Австралиец Саймон Кларк из Orica отдал колесо партнеру по сборной Ричи Порту из Sky, когда тот, будучи фаворитом генеральной классификации, терял драгоценные секунды из-за прокола. Многие заочно выдали Кларку приз fair play, а судьи выписали штраф в 2 минуты. Ему и, что самое главное, фавориту общего зачета Порту.
Ричи Порт на этом "Джиро" отличился уже в самом начале, отказавшись жить в отеле - вроде как это стресс каждый день ночевать в новой гостинице. Спит Ричи один в моторхоуме (это такой автобус, поверьте, вы бы тоже хотели в нем жить, даже/тем более если вместе с Ричи). Накануне Sky пустила прессу внутрь ставшего легендарным автобуса, так как слишком много слухов ходило вокруг того, что скрывается за желанием Порта отделиться от команды. Боссы Sky вообще уверяют, что переезд в моторхоум не был прихотью гонщика или приступом социопатии. Но она может развиться у Ричи после того, что случилось в пятницу.
На ровном во всех велосмыслах месте Порт потерял 47 секунд относительно Альберто Контадора. И проигрыш был бы куда больше, если бы Саймон Кларк не отдал ему свое колесо. Несмотря на потери в "генерале" Порт после финиша восхищался тем, что сделал для него Саймон, парень с золотым сердцем, который, надев несколько дней назад розовую майку на "Джиро", чуть не разрыдался от счастья.
"Если это не австралийское товарищество, то что? Прокололся, и Кларки отдал мне свое колесо", - радовался Порт. Правда, недолго.
Официальный аккаунт "Джиро" вскоре объявил о том, что оба гонщика наказаны двумя минутами штрафа. При этом меньше часа назад в том же аккаунте под фото инцидента красовалось сообщение "Это велоспорт. Лучший вид спорта в мире".
Директор "Джиро" Мауро Венки тем временем призывал всех успокоиться, используя слово "рагацци" и банальное "правила есть правила".
У пелотона свой fair play
Быть судьей "Джиро" вообще очень неприятное дело: в прошлом году оказалось, что по нейтрализации этапа нет соответствующих правил, и все были недовольны. Сейчас правила нашлись, и им даже следовали (!), но опять во всем виновато жюри. Ситуация та еще.
Гонщик Кун де Корт, объявивший в соцсетях Кларка и Порта героями, сел в самолет, а потом узнал, что австралийцы словили 2 минуты за дружбу.
"Приземлился в Барселоне и обнаружил, что Порт оштрафован на 2 минуты", - удивлялся он.
Да, в современном велоспорте все меняется очень быстро: вот, Альберто Контадор снял шлем во время гонки в субботу, а за это дисквалификация - правило есть правило? Или несколько дней назад отрыв кормил друг друга энергетическими батончиками - это что, не помощь?
Нужно понимать, что велоспорт - командный вид, пожалуй, самый командный, иногда больше, чем любой из игровых, поэтому многие не понимают, как можно схлопотать штраф за помощь. "Это что, первоапрельская шутка?" - спрашивает Том Дюмулен. "Получается, я постоянно нарушал правила? Впредь буду отвратительным коллегой для остальных гонщиков", - не унимается де Корт. "Fair play теперь наказывается, что за ужас. Я вот прокололся на спуске, ждал нейтральную техничку около 10 минут и хочу сказать спасибо команде Sky за помощь", - признается Джанни Мерсман из Etixx- Quick Step.
***
Конечно, остаются вопросы к Sky. Например, почему их капитан остался один в финальный момент гонки? Почему это правило не было известно гонщикам обеих команд (если вообще известно большинству гонщиков, судя по всему нет)?
Разумеется, возникают теории заговора. Кто-то говорит, что оргкомитет "Джиро" тянет повыше "в генерале" Фабио Ару из "Астаны" и припоминает допинговые скандалы его команды. Кто-то вполне себе закономерно утверждает, что это вовсе не fair play, а просто нарушение, из-за которого страдает спортивный принцип. Кто-то по привычке констатирует, что UCI расписался в собственной беспомощности.
"Сегодня Саймон Кларк показал не только верность спортивным принципам, но и товарищество, когда помог нуждавшемуся в этом Ричи Порту. Это и есть велоспорт для меня. Стыдно, что UCI продолжает показывать, как он невероятно далек от современного пелотона", - пишет Давид Миллар.
Нашлись даже гонщики и журналисты, которые предлагают лидерам генеральной классификации уже завтра помочь друг другу заменить колесо и понести за это наказание, уравняв свои шансы на высокие места с шансами Порта. И это всерьез обсуждают, хотя в то, что сработает, не верят, потому что UCI и пелотон действительно не на одной волне. У одних есть правила, которые нужно соблюдать, у других - свой внутренний кодекс, который они не могут не чтить.
В этом смысле 1:1 и полный паритет, если бы не одно "но": пелотон весьма последователен в том, что делает внутри своего собственного кодекса, о UCI это пока сказать сложно.
И вот уже итальянский фан-клуб команды Sky призывает катюшинского Луку Паолини поменять колесо сопернику и стать участником демарша против наказания Порта. Ну что может сказать мудрый Лука? "Я не против, но, к сожалению, это ведь ничего не изменит”. Ничего. В чем-то и к счастью. Будьте уверены, несмотря на штраф для Порта, до конца этого "Джиро" почти наверняка кто-то поможет сопернику в гонке, подав колесо, подкормив, вовремя отыскав врача. И если это случится вне кадра, наказания не последует, и никто не будет обсуждать, был ли в этом fair play и насколько велико его процентное содержание в каждом конкретном случае.