Наверное, есть что-то правильное в том, что будущий и очень британский сэр Брэдли Уиггинс родился в Генте, в Бельгии, где жители удивляются, когда спортсменом года выбирают футболиста, а не велогонщика. Sport Stories рассказывает о парне, который 7 июня побил часовой рекорд на треке, куда вернулся, выиграв все что можно на шоссе. Он сделал это в память о плохих временах и с мыслью о том, чтобы достойно завершить карьеру, пожалуй, самую запоминающуюся в современном олимпийском велоспорте. Да и сам сэр Брэдли – персонаж, заслуживающий всеобщего внимания.
Детство
Уиггинс – потомственный велогонщик. Его отец Гарри - чемпион Австралии на треке, участник знаменитых шестидневных гонок, которого сын предпочел бы не знать.
“Когда узнал, что мой отец умер, почти радовался этому. По крайней мере, пришел конец мучениям”. На похороны к отцу Уиггинс не полетел. На то было много причин: Уиггинс-старший много пил, распространял запрещенные вещества, дрался, постоянно оказывался в переделках и окончательно потерял уважение окружающих, а также свою семью. В итоге Брэдли и его мать Линда оказались в Лондоне. В 2000-м Уиггинс попытался перед Играми в Сиднее помириться с Гарри, но ничего не вышло, и он был вынужден буквально сбежать из отцовского дома, пообещав себе больше не возвращаться.
“Даже не знаю, что бы он сказал, узнав о моей победе на “Туре”. Зависит от того, был бы он при этом трезв или нет. Наверное, был бы горд за меня”.
Первый велосипед
Первый профессиональный велосипед Уиггинс заполучил в 12 лет, расплатившись за него переломом ключицы. Самую распространенную в пелотоне травму он получил в дорожном инциденте, "срубил" 1,7 тысячи фунтов компенсации - 700 отдал своей матери, а остальные потратил на покупку первого шоссейника. "Тогда я сказал своему учителю в школе: "Я хочу стать олимпийским чемпионом и выиграть "Тур де Франс". Совсем скоро он стал членом велосипедного клуба, за который когда-то выступал его отец, а спустя 20 с лишним лет осуществил свою мечту.
Проблемы с алкоголем
О пристрастии сэра Брэдли к алкоголю известно всем. В своей биографии он признается, как в рекордно короткий срок решил продегустировать 365 сортов бельгийского пива. В Лондоне на официальной вечеринке он отпраздновал золото Игр, подняв бокал с джином, что вызвало беспокойство у собравшихся, ведь все знали, что в прошлом победа на Олимпиаде уже повлекла за собой грандиозный запой.
“Я думал, что победив в Афинах, сразу стану миллионером, но этого не случилось. Я получал полторы тысячи фунтов в месяц, и мы еле наскребали на оплату квартиры. Хотелось послать все к чертям. Я приходил в паб и выпивал за вечер 12-13 пинт пива. Успевал напиться даже в аэропорту, когда мы летели на соревнования”.
“Меня сегодня просто отымели”
Вот, что сказал Уиггинс журналистам на “Туре"-2010, когда не смог побороться за место в топ-3. И до этого, и после Брэдли радовал СМИ крепкими высказываниями. Он отказывался говорить на “Большой петле” на французском, хотя прекрасно владеет этим языком, он вполне может сказать, что все “раздельщики” немного не в себе, несмотря на то что рядом при этом сидит сверхадекватный Тони Мартин.
Ну а как вам это? “Это словно пытаться выиграть Лигу чемпионов, но когда ты хочешь ее выиграть, то идешь в “МЮ”, а я сейчас играю за “Уиган”, - сказал Уиггинс на “Туре” во времена, когда гонялся за Garmin. “На самом деле зря я тогда все это сказал. Моя жена из Уигана, и все было не так плохо, пока они не проиграли “Тоттенхэму”. К тому же после того как я это брякнул, они взяли и обыграли “Челси”. Так что это была плохая аналогия, и, наверное, мне лучше выбрать другую команду. Как бы там ни было, сейчас я в “МЮ”, - признался он позднее, уже “играя” за Sky.
В довесок - видео, чтобы вы понимали как проводит время с журналистами Брэдли Уиггинс.
Как разозлить рыцаря
Есть один верный способ задеть Уиггинса: спросить, возможно ли выиграть “Тур” без допинга. В ответ на вас непременно выльется весь поток ненормативной лексики - у него она весьма разнообразна. Брэдли вообще болезненно воспринял всю ситуацию вокруг Лэнса Армстронга и признался, что смотрел в прямом эфире интервью Лэнса Опре Уинфри.
“Мне было 13, когда он выиграл чемпионат мира в Осло. Потом у него нашли рак, но он вернулся и выиграл "Тур", в 1999-м, мне было 19 лет. Я помню, это так вдохновляло, смотреть, через что он прошел, после всех этих фото во времена, когда он лечил рак, а затем победа на "Туре"... Часть меня не хотела видеть это интервью.
"Это все очень трудно: объяснить сыну, как же так, Лэнс ведь выиграл ту же гонку, что и его отец, но в конце всего этого у меня появилось лучшее из всех чувств на свете. Это случилось, когда Армстронг стал говорить о том, что ему пришлось объяснять все 13-летнему сыну. У меня никогда не будет такого разговора с моим ребенком, потому что его отец выиграл "Тур" будучи "чистым", - сказал Уиггинс.
Через несколько месяцев после скандального интервью Армстронга Уиггинс даже перевел своих детей в другую школу. “Их начали затравливать вопросами: "Ваш папа тоже на допинге? Он выиграл "Тур"! Он такой же, как Армстронг?"
Жизнь после Елисейских полей
“Я одновременно старался свыкнуться с мыслью, что только что выиграл “Тур де Франс” и как-то собраться - до “разделки” на Олимпиаде оставалось 5 дней. Я настоял, что поеду домой... На следующий день после возвращения люди начали стучать в дверь моего дома… Вообще было очень странно вернуться домой через четыре недели и обнаружить, что все изменилось. Я недооценил масштаба случившегося... На следующий день, когда я вышел купить молоко и хлеб, меня снова окружила толпа. И то же самое случилось, когда я повел моего сына Бена на тренировку по регби.
Кто звонит в колокол
Но и это еще не все. Перед стартом в “разделке” Уиггинс стал специальным гостем церемонии открытия Олимпиады. Ему надлежало пробить в колокол.
“Перед Олимпиадой Дэйв Брэйлсфорд позвонил мне из Ньюпорта, из тренировочного лагеря трековиков, и сказал: “Слушай, они хотят, чтобы на церемонии открытия ты ударил в колокол. Это грандиозно, ты не можешь отказаться. Это покажут во всем мире!” Даже сейчас я не могу в полной мере осознать все это... Дэйв и я прошли на стадион. Я стоял за кулисами в желтой майке, слушая все происходящее в наушниках… Потом кто-то сказал: “Окей, Брэдли, выходи через две секунды”... Я вышел на сцену, остановился на отмеченном крестом месте и поприветствовал зрителей. Видел только море вспышек, звуки шли как через беруши. Мог фиксировать только собственное дыхание.
- Все в порядке. Повернись, подойди к колоколу, встань возле него и жди команду.
Я ударил в колокол, спустился по ступенькам и вышел со стадиона... Я никогда не бывал на публике, кроме как в родной деревне, меня не встречали в аэропорту, я никуда не ездил, кроме дома и командного отеля. Я жил как под колпаком. Поэтому когда ждал выхода на стадион, спросил у волонтера: “А меня не станут освистывать или еще что в этом духе?”
Награды и титул
Уиггинс признается, что до сих пор не нашел себя в этой очень успешной истории после 2012 года, когда выиграл “Тур” и домашние Олимпийские игры. Он даже не знает, что делать с медалями. “Мои пекинские лежат в носках наверху у меня дома. Забавные вещицы - медали. Будет здорово оставить их детям, когда я умру, но сейчас я просто реально не представляю, что с ними делать”.
И это уж не говоря о том, что он всерьез собирался отказаться от рыцарского титула.
“Во время Игр появились спекуляции, получу ли я рыцарское звание, как сэр Крис Хой когда-то. Люди спрашивали, приму ли я его, но я никогда не представлял себя как сэра Брэдли Уиггинса. Я никогда не считал себя выше кого-то, всегда боролся с любой иерархией и разницей в статусе. Не знаю почему, возможно, это связано с моим происхождением, но я всегда был готов играть вторую скрипку. Понимаете, такое не случается с детьми из Килберна. Мой дедушка Джордж заменил мне отца, после того как мы с мамой переехали к нему и бабушке. Я помню, что после Игр спросил у бабушки: «Как думаешь, если мне предложат рыцарство, а я откажусь, как отреагирует на это Джордж?” Она сразу ответила: “Он больше никогда не будет с тобой разговаривать”.
Мод
А еще сэр Брэдли Уиггинс является одним из самых известных последователей субкультуры модов. Именно он вернул в Англии моду на бакенбарды. Но самое главное в системе его ценностей мода - трепетное отношение к музыке. Он и сам отлично играет на гитаре, что и продемонстрировал, выступив на сцене вместе с Полом Уэллером из Jam.
2015-...
Коллекция титулов Уиггинса пополнялась в течение его карьеры медленно, но верно. Он четырехкратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира на треке. В конце 2014 года Уигго обзавелся еще и радужной майкой чемпиона мира на шоссе. Теперь его цель - олимпийская медаль Рио. Да, Брэдли возвращается на трек, и это не так просто, ведь никто за прежние заслуги не поставит его в команду. Удастся ли ему завоевать очередное золото Олимпиады? Как бы там ни было, его путь к этим Играм был очень долгим, непростым, но очень успешным. Настолько, что напоследок он позволил себе помечтать о победе на “Париж-Рубэ”. “Моя атака с Зепом Ванмарке выглядела так же обреченно, как и сцена с тонущим “Титаником”, но знаете, я рад, что попробовал и попытался. Это то, о чем я мечтал с самого детства. Знаю точно, настанет момент, в который будет так приятно сказать сыну: “Твой папа в какой-то момент, пусть ненадолго, но все же был лидером на “Париж-Рубэ”.