МОСКВА, 9 июл - Р-Спорт, Александр Рогулев. Оргкомитет чемпионата мира по футболу 2018 года, который пройдет в России, впервые показывает все 11 городов предстоящего мундиаля. Сперва корреспонденты мировых информационных агентств познакомились со столицей страны и ЧМ-2018 - Москвой.
Чемпионат мира пройдет с 14 июня по 15 июля 2018 года на 12 стадионах в 11 городах России: Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи и Екатеринбурге.
"Открытие Арена" и "Лужники": состояние главных стадионов Москвы за 3 года до ЧМ-2018 >>>
В конце прошлого и начале нынешнего года "Р-Спорт" уже побывал в городах, которые примут чемпионат мира, назвав серию репортажей гордым словом "инспекция". Мы уже писали и о том, как находят снаряды на строительстве стадиона в Волгограде, о сверхактивной реконструкции "Фишта" в Сочи, о еще не сданном терминале аэропорта в Самаре и "песочнице за миллиард" в Калининграде.
Москва, правда, в серию "инспекций" не попадала. Дело в том, что город, по сути, подготовки к чемпионату мира не заметит и непосредственно к турниру не сильно изменится. Тем не менее, российская столица каждый год растет сама собой, и именно это решили показать международному пулу журналистов в четверг.
Стадион за три года? Не проблема
А пресс-тур начался с того, что нам рассказали про строящийся стадион "Динамо", который в итоговый проект ЧМ-2018 не попал. По дороге из гостиницы на "Открытие-Арену" наш путь лежал по Ленинградскому проспекту, и осмотреть стадион из окна автобуса мы были просто обязаны. Там, впрочем, все тихо: в "Динамо" и ВТБ сейчас совсем не до того, чтобы форсировать сроки сдачи новой универсальной арены, как это делают, например, в тех же "Лужниках".
Путь от площади Киевского вокзала до Тушина, где располагается единственный на сегодня действующий стадион к ЧМ-2018, составил немногим больше 40 минут. Еще минут 20 мы разворачивались к стадиону "Спартака" по Волоколамскому шоссе: там машины "стоят" круглосуточно из-за строительства эстакады, а уж в час пик и подавно. Благо, эстакаду обещают сдать уже этой осенью.
Лично я на арене "красно-белых" был уже множество раз, но в этот раз получилось посмотреть на стадион с новой стороны: от кромки поля, из VIP-лож, и даже увидеть комнаты для службы безопасности. Как выяснилось, за каждым вашим шагом следят на шести огромных экранах, разбитых на бесконечное количество "окошек" с видео-изображениями. Будем надеяться, с такой системой не будет большой проблемой опознать любого хулигана.
Зашли журналисты и в раздевалку "Спартака". Забавно, что шкафа, например, Кима Чельстрема в святая-святых "красно-белых" уже нет, а вот место вернувшегося из аренды Романа Широкова как-то не появилось. Мы не могли не поинтересоваться у ведущего экскурсию коммерческого директора "Спартака" Александра Атаманенко про реализацию абонементов на будущий сезон. "По плану они реализуются, - он уткнулся глазами в пол, а через секунду добавил сакральное: "А вообще - все вопросы в пресс-службу".
За обедом у нас была возможность пообщаться с пресс-секретарем первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова - Александром Мачевским. Пообщаться с ним хотели все, но вот времени хватило только на иностранцев. "Как так, до ЧМ осталось три года, а вы еще не начали строить стадион в Калининграде?" - недоумевали приезжие журналисты. Осадили их быстро: "Вы что-нибудь слышали про саммит АТЭС во Владивостоке? Если вы помните, мы там за три года целый студенческий городок построили на острове. А вы говорите - стадион".
Те же иностранцы с ужасом смотрели на "стоящее" Волоколамское шоссе, когда мы ехали на "Открытие-Арену" по свободной стороне дороги. Ощутить московские пробки на себе они смогли по пути обратно в центр. "Знаете, я долго к этому готовился... но это даже представить было невозможно, - хрипел Майк из США. Все вместе мы поглядывали на спокойную Москва-реку и представляли, как бы здорово сейчас сесть на лодку и поплыть к "Лужникам" без пробок.
"Лужники" готовы больше, чем наполовину
Развитие Москвы-реки стало основной темой выступления главного архитектора города - Сергея Кузнецова. Вот хорошие новости: к 2018 году реку должны очистить настолько, что в ней можно будет купаться и ловить рыбу. Власти города хотят сделать из реки этакий растянутый центр, создав вдоль нее до 40 точек притяжения. Включая "Зарядье", обновленные "Лужники" и то самое Тушино.
Плохая новость: речного трамвая с большой долей вероятности мы во время ЧМ-2018 не увидим. "Есть осложнение, что на реке их разделяет шлюз, то есть это - разный уровень воды", - объяснял Кузнецов. Техническую возможность создать "челнок" власти Москвы продумают, а вот о создании самого проекта пока речи не идет. Пойдет ли? Предпосылок к такому пока нети вряд ли появятся.
Завершала программу дня экскурсия по Большой спортивной арене "Лужники", которую проводил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительству Марат Хуснуллин. Главный стадион ЧМ-2018 строят круглосуточно: тысяча строителей работают в 12-часовые смены, потом их сменяет другая тысяча. Через две недели бригада меняется и отправляется на 14 дней отдыха. Таким образом, в Лужниках сейчас числится 4 тысячи рабочих.
Сдадут БСА, похоже, еще раньше, чем предполагалось - в декабре 2016 года. За счет этого на реконструкции будет сэкономлен миллиард рублей, а ее общая стоимость дойдет до 350 миллионов долларов. "Если посчитать в валюте по сегодняшнему курсу, то у нас получается чуть ли не самый дешевый стадион в мире", - улыбнулся заммэра.
Хуснуллин не обделил новостями и российские информационные агентства, сообщив несколько важных новостей. "Реконструкция стадиона закончена уже более, чем наполовину", - бабахнул Хуснуллин после вопроса корреспондента "Р-Спорт". По его словам, трибуны залиты уже больше, чем на 80%, козырек по всему периметру нарастили на 11 метров, а основание под будущее поле уже полностью готово.
Не стал заместитель мэра и скрывать, кто будет пользоваться "Лужниками" после окончания реконструкции. ОАО с одноименным названием сохранит права на владение ареной. То есть БСА останется во владении правительства Москвы, которое и занимается реконструкцией как стадиона, так и прилегающей к нему территории. "Мы должны все сделать как можно быстрее и уложиться в сроки", - подвел итог Хуснуллин.
Наслаждаться видами строительного городка времени у нас совершенно не было. Прыгнули в автобус и оттуда - на Курский вокзал. Новенький "Стриж" уже вечером доставит нас в Нижний Новгород, который станет второй остановкой тура.