Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Матч-центр

Александр Жулин: живущий в режиме "хочу"

На прошлой неделе информационное пространство взорвала новость - знаменитая фигуристка Татьяна Навка объявила о том, кто стал ее избранником и будущим мужем. А в понедельник бывший супруг спортсменки, он же по совместительству тренер, сделавший ее олимпийской чемпионкой — Александр Жулин — отмечает 52-й день рождения.

На прошлой неделе информационное пространство взорвала новость - знаменитая фигуристка Татьяна Навка объявила о том, кто стал ее избранником и будущим мужем. А в понедельник бывший супруг спортсменки, он же по совместительству тренер, сделавший ее олимпийской чемпионкой — Александр Жулин — отмечает 52-й день рождения.

Сейчас, в век висящих под потолками современных дворцов спорта огромных кубических экранов, очень просто узнать, кто из мира фигурного катания пользуется в России настоящей популярностью. Когда на турнирах тренеры стоят у бортика во время шестиминутной разминки своих учеников, камеры то и дело выхватывают крупным планом их лица. Так вот, когда на экране появляется Александр Жулин, трибуны неизменно взрываются овациями. Независимо от того, какую пару он выводит на лед и какое место с ней занимает. А покажут, условно говоря, Игоря Шпильбанда или Марину Зуеву — да, похлопают, но не более того.

Конечно, секрет этого народного внимания к Жулину известен — это телевизионный проект, который в разные годы назывался то "Звезды на льду", то "Ледниковый период". Жулин сначала был в нем участником, потом стал тренером-хореографом, то есть появлялся на экранах одного их главных федеральных каналов каждую неделю. Постоянное пребывание в "ящике" в нашей стране раскручивает тебя намного мощнее любой работы по воспитанию чемпионов. Но до "ящика" Жулину надо было еще дорасти, и начиналось все как раз с работы со своей женой — Татьяной Навкой.

Далеко не все прославленные фигуристы вырастают в успешных тренеров. Но у тех, кто что-то "недоговорил" в карьере, шансов больше. Вот и у Жулина есть подобная "недосказанность". В сезон перед Олимпиадой 1994 года в Лиллехаммере он и его партнерша по танцевальному дуэту Майя Усова входили фаворитами. Этот статус им гарантировало звание действующих чемпионов мира — в те годы правило очереди в танцах на льду работало практически без сбоев. Но карты Усовой и Жулину спутало возвращение в большой спорт олимпийских чемпионов 1984 года, великих Джейн Торвилл и Кристофера Дина. Они неожиданно оказались настолько хороши через десять лет после своего легендарного "болеро", что все погрузились в дискуссию — это Торвилл и Дин такие "непотопляемые", или танцы на льду все это время топтались на месте?

В итоге, пока одни были за Усову и Жулина, а другие — за Торвилл и Дина, из-за их спин стремительными ракетами вылетели Оксана Грищук и Евгений Платов. Пока их соперники сомневались, "попали" они в танец или "не попали", молодые одесситы со своим зажигательным "рок-н-роллом" покорили не только зрителей, но и судей. "Мы же шли первыми после оригинального танца, и спать я ложился с мыслью — неужели я все-таки стану олимпийским чемпионом? Серебро стало для нас ударом, голову поднять не могли. Все кончено, - вспоминал потом Жулин в интервью "Р-Спорт". - Но то второе место оставило мне возможность стать первым со своими учениками. Когда чего-то недополучаешь, продолжаешь жить в режиме "хочу".

По случайному ли или нет стечению обстоятельств, за несколько месяцев до той Олимпиады у Жулина начали завязываться отношения с Навкой. Тогда он был женат на своей партнерше, и тренер дуэта Наталья Дубова, как потом рассказывала в интервью сама Навка, поняв, что происходит, отправила Татьяну из Америки, где работала группа, в Москву. Но, как оказалось, все было предрешено. Через пару лет Жулин развелся с Усовой, Навка вернулась в Америку вместе со своим новым партнером, будущим тренером и хореографом олимпийских чемпионов Николаем Морозовым, и Жулин взялся их тренировать.

Длилась работа недолго. Навка получила предложение кататься в группе Натальи Линичук с Романом Костомаровым. Новая пара вроде бы стала прогрессировать, но... Линичук сочла ее бесперспективной и поставила к Костомарову Анну Семенович. Впрочем, и сам Костомаров был не против такой перестановки. А Навка осталась без партнера в спорте, но с партнером в жизни — своим мужем Александром Жулиным. В 2000 году у них родилась дочь.

То, что было дальше, очень похоже на жест судьбы. Жизнь у Навки и Жулина складывалась размеренно и очень даже неплохо — они тренировали, жили в Нью-Йорке, были счастливы как семья. Но Татьяна хотела продолжать кататься. И однажды, как вспоминал сам Жулин, вскоре после родов его жена сказала — вот бы позвонил Рома. И он позвонил через день после той брошенной фразы, сказав в трубку: "Ну, что там насчет Олимпиады?"

Уже через год Навка и Костомаров выступали на чемпионатах Европы и мира, а через два — на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. Это, конечно, была еще не их Олимпиада. В 2002-м выясняли отношения Марина Анисина и Илья Авербух — разойдясь после триумфальной юниорской карьеры, они с новыми партнерами доказывали друг другу, кто круче. Там гремел скандал с якобы подкупленной французской судьей, которую обвинили в помощи российской спортивной паре Елена Бережная/Антон Сихарулидзе. Там, наконец, состоялась кульминация многолетней дуэли Алексея Ягудина и Евгения Плющенко. А Навка и Костомаров скромно набирались опыта. И работали.

"Мало того, что жену тренировать очень сложно, потому что ты потом идешь с ней домой, еще сложнее было тренировать Костомарова, - говорит Жулин. - Характеры у обоих взрывные, чемпионские. Никто не хотел друг другу уступать, а я между ними метался, как Макаренко. Навке рассказывал, что все проблемы из-за него, а ему — что из-за нее. Но лучшие моменты наступали, когда я ругался с ними обоими. Тогда они объединялись, брались за руки и делали все мне назло. И шла роскошная работа. "Тренер плохой, а мы хорошие" - это очень эффективная формула".

Но также Жулин всегда придерживался принципа: максимально уходить от рутины в тренировочном процессе. Конечно, сказать легко, сделать труднее. Тем более что успех в фигурном катании построен, как это принято говорить, на "пахоте". До момента, когда фигуристы на публике с видимой легкостью и изяществом исполняют свои программы, они бесчисленное множество раз отрабатывают их на тренировках. Причем разбирая их, словно сложные конструкции, по "винтикам" - отдельным элементам.

"Не могу касаться проката, когда не отработана техническая эстетика каждого шага, - отмечает тренер. - Через прокаты, я считаю, ты "закатываешь" ошибки, достигая определенного потолка, выше которого не поднимаешься. Я вылизываю и выверяю каждый шаг, потом нагружаю спортсменов до определенного уровня, затем возвращаюсь к базе и усиливаю каждую физическую и актерскую деталь. Получается такой "слоеный пирог", и уже потом он превращается в прокат". А насчет процесса, его Жулин старается превратить в игру: "Тебя хорошенько потренировали, а ты вроде как этого и не заметил".

Уже с 2003 года Навка и Костомаров превратились в лидеров мирового фигурного катания. На протяжении трех лет до Олимпиады в Турине они проиграли только один международный турнир — этап Гран-при 2004 года в Японии. Это не значит, что у них не было соперников. Постоянно давили на пятки Албена Денкова и Максим Ставиский. Собственно, болгарский дуэт и нанес Навке и Костомарову то самое единственное поражение. Перед самими Олимпийскими играми 2006 года резко взлетели молодые американцы Танит Белбин и Бенджамин Агосто. Именно их рассматривали в качестве основных соперников Навки и Костомарова в Турине. На Олимпиадах играют совсем по другим правилам. У США никогда не было олимпийского золота в танцах на льду, и многие считали, что юные Белбин и Агосто — прекрасные кандидаты для того, чтобы его своей стране принести.

Жулин понимал, что олимпийскую победу, несмотря на все расклады, никто его ученикам не гарантирует. Показательным стал чемпионат Европы 2006 года в Лионе, состоявшийся за месяц до Игр. Несмотря на то, что пропуск европейского первенства перед Олимпиадой виделся многим логичным ходом, Навка и Костомаров приехали в Лион, рискуя проиграть и сильным украинцам Елене Грушиной/Руслану Гончарову, которых тогда тренировал Морозов, и вернувшимся в большой спорт ради Игр-2006 блестящим литовцам Маргарите Дробязко/Повиласу Ванагасу. В обязательном танце Навка и Костомаров тогда стали третьими, и разговоры о том, что их репутация олимпийских фаворитов может оказаться подмоченной, разгорелись с новой силой. Но ученики Жулина блестяще исполнили оригинальный и произвольный танцы… и выиграли.

Вспоминаю разговор с Жулиным, состоявшийся ночью после церемонии награждения на пути в отель. "Очень сомневался, ехать ли на эту "Европу". Долго думали: надо, не надо, понимали, что это риск. И сейчас думаю — может быть, стоило ее и пропустить", - размышлял вслух Александр, и в тот момент он совсем не выглядел как тренер, который уверен в том, что делает.

Однако Жулин сделал все, чтобы желанная победа не сорвалась. На последние недели перед Олимпиадой пригласил не кого-нибудь, а Татьяну Тарасову, и та внесла последние штрихи в картину под названием "Навка и Костомаров в Турине". Самый яркий ее эпизод - произвольный танец "Кармен" - вы, конечно, помните. В выборе этой музыки, кстати, многие очень сомневались. Понятно было, что Навка свою роль потянет, но вот в способности Костомарова не затеряться на ее фоне уверенности не было. Но именно перед олимпийским сезоном все заметили, что партнер Татьяны резко прибавил как танцор. И тот произвольный танец оказался стопроцентным попаданием.

Жулин потом рассказывал, что перед победной Олимпиадой он с женой договорился — что бы ни случилось, их жизнь не изменится, а возможное поражение не станет той трагедией, которой для самого Жулина стало их с Усовой второе место в Лиллехаммере. Но у Навки с Костомаровым все получилось, и перед ними, а также их тренером, открылся новый мир, в котором были интересные предложения и новые проекты. Жулин стал одним из самых востребованных тренеров в танцах на льду, Навка превратилась в героиню публикаций в глянцевых журналах. А потом были те самые "Звезды на льду", превратившие Навку и Жулина в тех, кого в Америке называют celebrities, а в России - "звезды шоу-бизнеса". И кардинально изменившие всю их жизнь.

Да и не только, надо признаться, их. Гениальная в коммерческом плане идея Ильи Авербуха объединить в пары знаменитых спортсменов и артистов, прославившая и Навку, и Жулина, и многих других чемпионов на всю страну, таила в себе подводные камни. Артисты, люди творческие и увлекающиеся, как это им и полагается, увлекались, а спортсмены, многие из которых годами видели только лед и стены тренировочного катка, воспринимали эти увлечения как нечто серьезное. Увлеклись друг другом и Навка с актером Маратом Башаровым, которые были партнерами по первому сезону телепроекта Авербуха. И... союз Татьяны и Александра дал трещину и, в конце концов, распался. Но они сохранили добрые отношения, продолжив и работать вместе, и воспитывать дочь Сашу, которая также стала спортсменкой, но не фигуристкой, а теннисисткой.

Ну а как тренер Жулин продолжает штурмовать олимпийские вершины уже с другими учениками. Правда, главный на данный момент его проект - пара Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев - переживает не лучшие времена. Неудачный олимпийский сезон отложил на спортсменах не только моральный, но и физический отпечаток: от серии травм Соловьев оправился только через год. Сейчас фигуристы и их тренер вновь работают на полную катушку, а планы Жулин сформулировал в нашем интервью еще перед Сочи: "Олимпиаду в 2018 году поедем выигрывать".

И нет сомнения, что человек, живущий в режиме "хочу", настроен серьезно.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала