Корреспондент агентства "Р-Спорт" Мария Воробьева отправилась на юношеский чемпионат мира по легкой атлетике в Колумбию, откуда в третьей путевой записи в блоге "Крюки и выкрюки" рассказывает о том, чем ее поразили соревнования и почему такие турниры обязательно нужно смотреть. Она также пытается понять, кто в Колумбии популярнее - Фалькао с Родригесом или Шакира с Маркесом.
Колумбийцы не устают меня поражать. Шел четвертый, предпоследний день чемпионата мира, стоял прохладный субботний вечер, квалификационные раунды завершились, и настала очередь финалов в большинстве дисциплин - все это привело к тому, что трибуны на стадионе заполнились почти полностью. Такого количества зрителей на юношеском чемпионате мира по легкой атлетике в стране, где в данный момент лишь одна спортсменка входит в число лучших на мировой арене, в городе, где стадионы заполняются преимущественно на футбольных матчах, я увидеть никак не ожидала. Признаюсь, раньше я и сама не слишком пристальное внимание уделяла соревнованиям такого уровня, но вынуждена признать свою неправоту, а также попытаться объяснить, почему чемпионат мира по юношам ничуть не уступает взрослым соревнованиям.
Во-первых, юношеские соревнования не менее зрелищны и богаты на яркие победы, чем любой другой легкоатлетический турнир более высокого уровня. Спешу сообщить, что рекорды разных мастей щелкались атлетами в Кали, как семечки! Проще назвать те дисциплины, в которых не был показан по крайней мере лучший результат юношеского мирового сезона, чем перечислить все те рекордные результаты, что уже вошли в историю.
Во-вторых, накал борьбы и уровень конкуренции, из которых, собственно, и рождаются все те рекорды, здесь просто запредельный. Причем эта самая конкуренция имеет место быть не только на дорожке, но и на трибунах. Если можно было бы дать награду за "самую активную группу поддержки", то сборные США и Ямайки поспорили бы за этот приз. Причем их группы поддержки состояли преимущественно из спортсменов, которые либо уже выступили, либо просто зашли после тренировки, и, конечно, тренеров. Всевозможные кричалки, скандирования, а иногда и подтрунивания над слишком бурной радостью в случаях, когда ямайский бегун опередил американца или наоборот, не прекращались на протяжении всего турнира. А к примеру, группа поддержки сборной Италии, как оказалось, просто ждала подходящего момента. И когда таковой настал - я говорю о победе Стефано Соттиле в прыжках в высоту - итальянские спортсмены и тренеры стали натуральным образом сваливаться с трибун через ограждения, а те, кто постройнее, каким-то чудодейственным способом просачивались между перилами, чтобы поприветствовать чемпиона. Все это сопровождалось настолько громкими криками и аплодисментами, что на сектор высотников невольно таращился весь стадион. А чествовавшие чемпиона товарищи по команде, наверное, просто хотели, чтобы их в Италии услышали. А то в Колумбии у нас у всех так до сих пор сим-карты и не работают.
В-третьих, следует отметить стремление спортсменов не просто к победе, но и к преодолению себя. Особенно это было заметно в прыжковых видах. Так, в прыжках в высоту чешка Микаэла Хруба, оставшись в секторе одна-одинешенька, уже будучи на тот момент победительницей юношеского чемпионата мира, продолжила прыгать и остановилась лишь на внушительных 1,94 метра. Шведская прыгунья с шестом Элинор Вернер тоже не успокоилась, завоевав золото, и отказалась продолжать покорение новых высот лишь после второй неудачной попытки на 4,30 метра (соревнования она выиграла с результатом 4,15). Первоначально я рассчитывала написать о будущих Анне Чичеровой и Елене Исинбаевой, но россиянки Татьяна Ермаченкова (прыжки в высоту) и Валерия Никонова (прыжки с шестом) заняли скромные пятое и четвертое места соответственно, тогда как их именитые соотечественницы одержали победы на первом юношеском чемпионате мира.
Когда российская метательница молота Софья Палкина выиграла золото, ко мне подбежал один из волонтеров и начал бормотать что-то невнятное. Будучи под впечатлением от невероятных результатов субботних соревнований, я совершенно не могла разобрать, что лопочет этот малый. Сказав по привычке, что не разумею по-испански, я услышала: "Да я говорю по-русски!". Вот это я попалась. Просьба моего русскоговорящего амиго заключалась в том, что он "уходить дом", а "русская выиграть чемпионат", "она (ткнув пальцем в другого волонтера) говорить по-английски", "это же можно ты помогать?" Смекнув, что надо лишь помочь перевести комментарий нашей чемпионки, я в свою очередь спросила, где колумбиец мог выучить русский язык. Оказалось, жил в России, учился на экономиста в Белгороде, сейчас вернулся на родину, но снова хочет продолжить учебу в России - в магистратуре. Похвально, что тут скажешь.
Наконец, еще один немаловажный факт, который я с удовольствием кладу на чашу весов, которая уже и так заметно перевесила в сторону "я буду смотреть юношеский чемпионат мира". Колумбийцам так и не довелось пока порадоваться медалям своих атлетов (лучший результат, а именно седьмое место в финале на 400 м, показал Антонио Хозе Замбрано), зато всем остальным чемпионам крайне эмоциональные зрители отдали все, что у них было. Вы представляете, каково это - ощутить поддержку почти 30 000 зрителей, одержав свою первую победу на международном турнире в какие-то 16-17 лет?
Ну а уж о том, что я с большой долей вероятности своими глазами увидела первые успехи будущих чемпионов мира и Олимпиад, и говорить нечего. Поэтому заранее сообщаю - чемпионат мира по юниорам, который пройдет в следующем году в Казани, нужно как минимум смотреть по телевизору, а еще лучше отправляться болеть за российских спортсменов воочию!
***
А теперь, как и обещала в предыдущей записи, несколько слов о том самом виде спорта, следить за которым люди по всему миру готовы не только на чемпионатах мира, но даже по ходу выступления любимых команд в самых второсортных лигах и дивизионах. Что я знала о футболе в Колумбии? Пожалуй, только то, что они в 2014 году вышли в четвертьфинал чемпионата мира, что нападающие у них - Радамель Фалькао и Хамес Родригес. Бог знает откуда мне были известны Леонель Альварес, Арнольдо Игуаран и Карлос Вальдеррама. На второй день пребывания в Колумбии я заприметила футболку с номером Фалькао на одном из прохожих, а потом то тут, то там стала замечать рекламные щиты с изображением Родригеса. Один парень, вероятно воображавший себя кем-то из своих кумиров, гонял пустую бутылку по отнюдь не пустой проезжей части. Впрочем, ни его, ни проносящиеся мимо машины такой способ развлечения нисколько не смущал.
Как я уже замечала в предыдущей записи, мой амиго (так все обращаются друг к другу в Колумбии) Хулиан в своем повествовании о жизни в Кали, конечно же, упомянул о футболе. Из его рассказа мне стало известно, что в их городе есть две команды - "Кали" и "Америка". Мимо внушительных размеров стадиона команды "Кали" мы проезжали по дороге в аэропорт. Стоит себе посреди поля, а вокруг колосится тростниковый сахар. Но мнения по поводу того, кто круче, разделились. "Америка" сейчас переживает не лучшие времена, барахтается где-то во втором дивизионе ("Б"), тогда как "Кали" играет в элитном дивизионе "А". Отсюда и обидное прозвище красно-белых (как бы ни было больно мне об этом писать, учитывая свое особенное отношение к этим цветам) "АБерика". Несмотря на это, "Америка" - команда с более богатой историей, а чемпионских трофеев у нее - 13 против 10 у "Кали", который, кстати, является действующим победителем чемпионата. Но болельщики "Америки" уверены, что их команда уже в ближайшее время сумеет ворваться в элитный дивизион, и тогда их главным соперникам будет несладко.
Для того чтобы лучше понять, что вообще для колумбийцев футбол (да и в принципе попытаться разобраться, чем живут люди в этой стране), я решила провести мини-опрос. Показала паре десятков человек шесть фотокарточек: трех вышеупомянутых футболистов Фалькао, Родригеса и Вальдеррамы, прыгуньи тройным (между прочим, вице-чемпионки Олимпийских игр и чемпионки мира, той самой единственной легкоатлетки, представляющей Колумбию на таком уровне, причем постоянно "портящей" жизнь россиянке Екатерине Коневой) Катрин Ибаргуэн, Шакиры и, конечно, Габриэля Гарсия Маркеса. В числе опрошенных - работники отеля, где я проживаю, волонтеры чемпионата мира и прохожие на улице (молодежь, взрослые, пожилые люди и, конечно же, дети).
Результаты превзошли все мои ожидания. Мы с напарником по "Крюкам и выкрюкам" Андреем Симоненко уже проводили нечто подобное в России - тогда мы приурочили свою затею к годовщине Олимпийских игр в Сочи. Если коротко - люди на улицах узнавали максимум Евгения Плющенко. Конечно, я понимаю, что даже двукратному олимпийскому чемпиону до той же Шакиры в плане популярности еще очень далеко, но согласитесь, в нашей стране, к нашему же стыду, очень многие едва ли вообще имеют представление о том, что такое тройной прыжок. Не говоря уж о том, чтобы следить за результатами спортсменов в этом или любом другом виде легкой атлетики.
Так вот в третьем по величине городе Колумбии я не сумела найти ни одного человека (разумеется, это слишком громкие слова, поскольку опрошенных в сравнении с численностью населения было слишком мало), который бы не назвал мне хоть одного персонажа из предложенных на картинках. Как я и ожидала, чаще всего люди впадали в ступор при виде черно-белой фотокарточки Маркеса, но спустя какое-то время (хотя, поверьте, большинство отвечали сразу, не задумываясь) расплывались в улыбке и с гордостью провозглашали "Габо". Это они так сокращенно и как-то по-свойски называют выдающегося писателя.
С Шакирой дела, конечно, обстояли проще всего - эта невероятно харизматичная, абсолютно талантливая, обладающая не только уникальным голосом, но и фантастической пластичностью певица жутко популярна во всем мире, не говоря уж о своей родине. Кстати, место рождения Шакиры - крупный портовый город Барранкилья, что на севере Колумбии, но любят и ценят ее в каждом уголке страны.
Ибаргуэн, к сожалению, тоже узнавали не сразу, хотя я не стала слишком усложнять задачу и взяла фотокарточку спортсменки непосредственно в момент исполнения прыжка, а на майке у нее была написана фамилия. Но когда я начинала расспрашивать, многие не только знали, каким видом спорта она занимается, но также смотрели ее победное выступление на чемпионате мира в Москве, а некоторые намерены поболеть за любимицу и в Пекине.
Ну и наконец те, кого здесь уж точно знает каждый. Имя Вальдеррамы (хотя большинство говорили "El Pibe", что, поправьте, если я не права, согласно русско-испанскому словарю переводится как "мальчонка, мальчишка") все произносили с какой-то особенной интонацией - он для них легенда. Как и его прическа - он до сих пор сохранил этот невообразимый стиль. "Он просто сумасшедший! В хорошем смысле этого слова", - сказал мне один из опрошенных.
"А это наша звезда", - с улыбкой произнес официант нашего отеля, завидев на картинке Хамеса Родригеса. Но также добавил - колумбийцы уважают и ценят каждого игрока своей сборной, каждый из них - звезда. И сеньор Родригес (они еще ласково называют его "El Bandido", тут и без перевода все ясно) в прошлом году также удостоился этого почетного звания. Один из мальчишек лет восьми, также назвавший всех без исключения героев опроса, в ответ на мой интерес, хочет ли он стать, как Фалькао или Хамес (конечно же, он уже рассказал мне, что играет в футбол), ответил, что его кумир... я бы и рада вам сообщить, но постеснялась переспрашивать имя его любимца, которое услышала впервые.
"Когда шел чемпионат мира в прошлом году, вся Колумбия стояла на ушах. Мне кажется, страна не спала и не смолкала на протяжении всего турнира. Конечно, мы и выпивали, как без этого, но веселье было... в рамках разумного, что ли. Мы просто были счастливы, что живем именно в то время, когда происходят такие события!" - сказал мне мой амиго Андреас, который помогал с переводом для тех опрашиваемых, кто не говорил по-английски.
По его же словам, спорт в Колумбии - это отнюдь не только футбол. В Кали обожают велоспорт (то-то же тут по всем каналам "Тур де Франс" транслируют), хотя, если быть точнее, люди просто любят кататься на велосипедах. Также есть немало площадок для бейсбола и, конечно, множество стадионов. В общем-то спорт поддерживается и приветствуется во всех его проявлениях и начинаниях. Так, например, находясь в Кали, я впервые узнала о существовании такого вида спорта, как подводное регби. Вы тоже не слышали? Суть простая - надеваете ласты и маски, делитесь на команды по 12 человек - и в бассейн, на дне которого в разных сторонах "площадки" установлены корзины, куда нужно забивать мячи. Мячи, кстати, особенные - с отрицательной плавучестью, наполненные соляным раствором. И в Кали в конце июля пройдет не что-нибудь, а чемпионат мира по подводному регби. Надо узнать, будет ли сборная России принимать участие?
Когда я завершила свой опрос и вернулась в отель, чтобы поблагодарить своих помощников, один из сотрудников спросил: "А почему ты нам не показала фотокарточку Юри?" Сначала мы минут пять выясняли, какой-такой Юри я им не показала, которая выиграла бронзу на Олимпиаде в Лондоне. Но до меня как-то все не доходило, о ком речь, и тогда мне показали фотокарточку. Ну, конечно, Юри Альвеар... А ведь она в прошлом году еще и золото на чемпионате мира в совсем родном мне Челябинске выиграла. И мой амиго, как оказалось, одно время с ней тренировался! Эх, как говорится, век живи - век учись!
Пойду-ка я поучусь, в самом деле. Последнее занятие в рамках нашего семинара осталось. Впереди - получение диплома, долгая дорога домой, но прежде я обязательно напишу о том, о чем еще почти совсем не писала – о главных достопримечательностях города Кали и, конечно же, еде.