Легендарный канадский хоккеист Фил Эспозито приехал в Казань и посетил церемонию открытия чемпионата мира по водным видам спорта. Корреспондент агентства "Р-Спорт" Вадим Кузнецов встретился со звездой Национальной хоккейной лиги 70-х и узнал о его отношении к прыжкам с 28-метровой вышки, перспективах Никиты Кучерова и Андрея Василевского в "Тампа-Бэй Лайтнинг" и многом другом.
- Фил, вы не в первый раз приезжаете в Казань, но, пожалуй, впервые ваш приезд совпал с хорошей погодой.
- Да, в прошлый раз я был здесь, кажется, в феврале, и было холодновато. Но вообще Казань мне очень нравится. Очень приятный город. Будь я помоложе, приехал бы сюда играть в хоккей. Я был в Кремле, и это невероятное место.
- Как в свое время это сделали бывшие игроки вашего клуба "Тампа-Бэй Лайтнинг" Брэд Ричардс и Винни Лекавалье.
- Да-да, я помню об этом. Винни рассказал мне о Казани. Ему здесь очень понравилось. Он вернулся в Канаду, так как в НХЛ закончился локаут, и им нужно было отрабатывать свои контракты.
- Как отреагировали на то, что они собрались в Россию во время локаута в НХЛ в 2004 году? Тогда североамериканцы в основном ехали играть в Швейцарию или Германию.
- Был локаут, нужно было где-то играть. Уверен, что Лекавалье и Ричардс взвесили все "за" и "против", и выбрали лучший для них вариант. Поэтому они и приехали в Казань.
- А что, по-вашему, случилось с Лекавалье? Несколько лет назад он был доминирующим центральным нападающим в НХЛ, а сейчас не всегда попадает в запас своей команды.
- Мне кажется, он несколько потерял стимул. Игроки в НХЛ стали быстрее и подвижнее, и ему тяжело перестроиться. Но главное, на мой взгляд, это мотивация и стимул. Нужно всегда заставлять идти вперед. Мне все равно, каким ты был игроком, но если у тебя нет прежнего желания, тяжело поддерживать свой уровень и развиваться.
- То же случилось и с Дэни Хитли, еще одним бывшим игроком "Ак Барса"? Недавно он забивал по 50 голов за сезон, а сейчас не нужен ни одному клубу НХЛ.
- Он и 52 гола забивал! Дэни был одним из лучших игроков НХЛ, но что-то он растерял. Надеюсь, и он, и Винни еще проявят себя в НХЛ. Сколько им лет? 34-35. Если им удастся проявить себя в НХЛ в следующем сезоне, то они смогут задержаться в лиге еще на пару-тройку лет. Но если нет – то тогда извините.
- В июне о завершении карьеры объявил один из лучших игроков в истории "Тампа-Бэй" Мартен Сен-Луи. Чем он запомнился вам?
- Марти был невероятным игроком. Для парня с таким ростом, которого не замечали в НХЛ лет до 27, его карьеру можно назвать исключительной. Я очень уважаю его, но не понимаю, почему он ушел из "Тампа-Бэй". Видимо, Марти хотел этого, и хотя он говорит, что сделал это ради детей, верится в это с трудом. Я лично не верю.
- А это не вы случаем пригласили его в "Тампу" в начале 2000-х?
- Мне он сначала не приглянулся. Я видел его в матчах за команду из колледжа и посчитал, что Марти слишком маленького роста. Тогда была совсем другая игра, нужны были большие хоккеисты. Никто не выбрал Сен-Луи на драфте, он подписал контракт с "Калгари", но в итоге не подошел им. Джей Фистер, экс-генеральный менеджер "Тампы", пригласил Марти в тренировочный лагерь, чтобы посмотреть на него, и Сен-Луи впечатлил нас. Он играл невероятно, и мы не могли не оставить его у себя.
"Топориком" в сугроб
- В Канаде без ума от хоккея, а насколько популярны у вас водные виды спорта?
- Они популярны, но больше ими занимаются в США. Я живу во Флориде, и бассейны там повсюду. Просто на каждом шагу. В Канаде ты не можешь заниматься плаванием на открытом воздухе на протяжении всего года, так как в октябре-ноябре уже холодно, а на юге США это можно делать почти все время. Но по мне, плавание это один из самых сложных видов спорта. Нужно обладать большой силой, знать нужную технику и правильно дышать. Это не так просто, как кажется. Я не самый хороший пловец, но воду очень люблю.
- Вы надолго в Казани? Успеете посмотреть соревнования чемпионата мира?
- Я здесь всего на несколько дней. Церемония открытия, какие-то соревнования в первый день чемпионата - и это все. Затем мне нужно лететь в Москву.
- Значит, вы не увидите прыжки хайдайверов. Хоккеисты бросаются лицом под шайбу, но эти ребята, по-моему, еще более бесстрашные.
- О да, я лучше получу шайбой по зубам, чем прыгну с такой вышки. Это слишком высоко. Я как-то был в Акапулько (Мексика), где они прыгали со скалы. Я подумал: "Эти парни сумасшедшие. Я ни за что не заберусь так высоко".
- Максимальная высота, с которой вы бы согласились прыгнуть?
- Прыгнуть, а не нырнуть. Это важно. Я бы прыгнул "топориком". Высота? Я прыгал с крыши своего дома в сугроб с десятиметровой высоты, но вышку для хайдайвинга меня будет не затащить. Ни за что.
Кучеров забьет 40 голов
- Когда вы были в России в прошлый раз, то сказали, что Никита Кучеров забьет 25 голов за сезон…
- А он забил даже больше, чем я предполагал! 29! И стал лучшим по показателю полезности. И думаю, он забьет 40 голов в следующем чемпионате.
- По-вашему, в чем секрет успеха Никиты? Это "химия" с его партнерами Тайлером Джонсоном и Ондржеем Палатом?
- "Химия" это одно, но Кучеров еще и чертовски классный игрок. У него есть понимание игры, он знает, что нужно делать на площадке. Понимаете, можно хорошо кататься, здорово бросать, толкаться, но если у тебя нет понимания игры и большого желания, то стать звездой не получится. И у Кучерова есть все нужные качества. Я обожаю смотреть за его игрой. Иногда тебе кажется, что Кучерова почти не было видно на площадке, а потом ты берешь протокол и бах – у него гол, две передачи и показатель полезности "плюс 3". Кучеров, Джонсон и Палат просто замечательно понимают друг друга, и я очень рад за них. Они не только хорошие игроки, но и классные ребята. У нас же еще и российский вратарь есть.
- Василевский.
- Да-да, Андрей. Он принесет "Тампе" много пользы и будет классным хоккеистом. Ему всего 20 лет, а он уже играл в финале Кубка Стэнли. Когда Василевский на площадке, за наши ворота можно не беспокоиться. И "Тампа" должна была побеждать в том матче финала с "Чикаго", когда он вышел на лед. Андрей сделал все, что мог, но наши нападающие не могли забить. А еще меня впечатлил защитник из России. Никита Нестеров! Он появился в нашей команде практически из ниоткуда и показал такую уверенную игру!
Думаю, в следующем сезоне Никита будет играть в основном составе "Лайтнинг" постоянно, и руководству команды придется что-то придумать. Потому что нельзя оставлять такого игрока в запасе или держать в АХЛ, поэтому придется принимать непростые решения. Вообще, считаю, нам очень повезло с этим набором ребят из России. Они все понимают, они играют с большим желанием. Такого не было в начале 2000 годов, когда в "Тампе" были Александр Свитов, Никита Алексеев. Свитов – огромный нападающий с прекрасным катанием, даже дрался за нас несколько раз. Но чего-то у него не хватало. Какого-то хоккейного чутья. То же могу сказать и про Алексеева. Он катался с невероятной скоростью, какие у него были габариты! Но голов было немного. Кстати, сколько Никита забил в прошлом сезоне?
- Алексеев? А он завершил карьеру уже несколько лет назад.
- Уже завершил? Не может быть, шутите что ли. А Свитов еще играет?
- Он капитан "Ак Барса".
- И сколько он забил?
- Девять. Но в "Ак Барсе" он игрок силового плана.
- Понимаю-понимаю. Что ж, Свитов провел несколько неплохих сезонов в "Тампе", но, конечно, мы ждали от него большего. Но такое случается, и хорошо, что он смог проявить себя в родной стране.
- Этим летом в НХЛ из КХЛ уехало небывалое количество игроков, хотя еще недавно за океан отправлялись единицы. Что думаете на этот счет?
- Думаю, что каждый может играть там, где хочет. Мы живем в свободном мире, коммунизма в России больше нет. И если лучшие игроки вашей страны хотят играть в лучшей лиге мира, почему бы и нет? Я читал слова Вячеслава Фетисова о том, что нужно запретить хоккеистам уезжать в НХЛ до определенного возраста, и готов с ним поспорить. Очень уважаю его, как игрока, но не согласен с тем, что он сказал. Это же возврат к коммунизму. Разве можно запрещать кому-то играть там, где он хочет? Илья Ковальчук захотел играть в России – это его выбор. А если кто-то хочет играть в Канаде – не нужно ему мешать. Это же не только вопрос денег. Многим хочется проявить себя в матчах против лучших.
- Когда вы были генменеджером "Тампы", у вас не было желания приобрести какую-нибудь звезду из России, как это сделала в свое время "Флорида Пантерс" с Павлом Буре? Вы, кстати, тогда не делали предложений "Ванкуверу" по обмену Буре?
- Нет, я хотел построить команду через драфт. Пусть не так быстро, но надежно. Мы вышли в плей-офф на третий год после образования, так что дела шли неплохо. А что касается Буре, то вряд ли "Тампа" потянула бы его зарплату. К тому же компенсация "Ванкуверу" должна была быть слишком большой, и мы решили, что оно того не стоит. Да и проблем с посещаемостью у "Тампы" тогда не было. На наши матчи ходило более 20 тысяч болельщиков, так что отдавать все ради звезды, на которую бы ходили зрители, нам было не нужно. Я и мой брат Тони были лицом клуба на протяжении первых лет его существования, а потом у нас появился Винни Лекавалье. За ним пришли Мартен Сен-Луи, Брэд Ричардс, Николай Хабибулин и другие. Они вывели команду на новый уровень.
Хотя от такого игрока, как Буре, я, конечно, не отказался бы. Потрясающий хоккеист.
- Про Хабибулина уже давно ничего не слышно. Когда общались с ним в последний раз?
- Я тоже давно ничего от него слышал. Насколько мне известно, он живет в Финиксе и не играет в хоккей. Я как-то хотел собрать ветеранов "Тампы", устроить матч, но Николай отказался. Хотя я скажу такую вещь. Вратари, завершившие карьеру, не хотят возвращаться на лед и снова надевать щитки. Владислав Третьяк в прошлом году в Сочи сказал, что он надел вратарскую амуницию впервые за 8-9 лет, а обычно, когда играл в хоккей с друзьями, выходил на позиции защитника. В ворота возвращаться ему не хотелось.