Лидер сборной России по синхронному плаванию в групповых соревнованиях Алла Шишкина специально для агентства "Р-Спорт" рассказала о своих четырех чемпионатах мира - от Рима до чемпионата в Казани в 2015-м, который, скорее всего, станет для нее последним в карьере.
2009, Рим. "Не хотелось быть теми, кто проиграл после Пекина"
Я только пришла в команду, мне исполнилось девятнадцать лет. Было безумно страшно, потому что в технической программе группы был абсолютно новый состав. Мы шли и очень боялись проиграть и китаянкам, и испанкам. Мы действительно боялись и стояли в кол-руме обнявшись, ждали, какие оценки будут у соперниц, выступавших после нас. Когда стало ясно, что выиграли, мы кричали так, что слышно было, наверное, в Москве. Это действительно был переломный момент, потому что много говорилось о том, что у нас сильно обновилась команда после Пекина и как бы... все. Очень не хотелось упасть в грязь лицом и быть вот этим самым "все".
В произвольной уже были и Наталья Ищенко, и Света Ромашина, и Анастасия Давыдова, они мне как молодой спортсменке придавали очень много сил. Это было очень важно для меня, хотелось и перед ними тоже не облажаться. Это были самые сильные эмоции, сравнимые разве что с Олимпийскими играми. Этот чемпионат мира запомнится мне навсегда, и атмосфера у того чемпионата мира была особенная. Было +42 градуса тепла на улице, это должно было бы нас напрягать, но ... Я с точки зрения девочки расскажу (смеется). Мы были все такие красивые, загорелые, и нам сказали, что новая команда выглядит как топ-модели, которые ходят по подиуму (смеется).
Будни золотых медалисток ЧМ в Казани: личная жизнь синхронисток сборной России >>>
Но самое главное было, что скажет Татьяна Николаевна. Вот это вот все "вы молодые, сейчас опозоритесь", это постоянно крутилось в голове, но в итоге все прошло хорошо и мы оправдали ее ожидания.
2011, Шанхай. "О нас можно было лом сломать"
Мы ехали бороться в Китай с китайцами. Именно так - в Китай с китайцами (смеется). Тренировки были просто адские, мне кажется, что даже перед Олимпиадой мы не так тренировались. Были сборы в Малайзии, где в открытом бассейне было 26 градусов, на нас падали тараканы и мухи, в душе не было горячей воды и мы постоянно ходили замерзшие. Вспоминаю это с ужасом. Плюс еще мы приехали в Китай, где пища была немножко странная - практически все сладкое, с соусами, а питание очень важно на соревнованиях. Ну и боялись, что судейство будет по-особенному смотреть на китайцев, но наша адова работа и сборы в Малайзии закалили нас настолько, что о нас можно было лом сломать.
2013, Барселона. В роли старших товарищей
Мы боялись на этом чемпионате мира китайцев, которые в итоге в Барселону не приехали, а отправились на Азиатские игры. Это был такой маленький камешек с плеч, но все-таки именно маленький, потому что у нас сильно обновилась команда после Лондона и мы уже были в роли старших товарищей. Настало наше время переживать за то, как девчонки справятся, отреагируют на происходящее, все-таки чемпионат мира грандиозное событие. Но они - молодцы, оказались стрессоустойчивыми и у нас все получилось.
2015, Казань. Когда волнуешься не за себя, а за тех, кто рядом
Сейчас я чувствую, насколько повзрослела. На первом чемпионате мира мне и двадцати не было, а сейчас совсем скоро исполнится 26 лет. В нашем довольно молодом виде спорта это многовато. Для меня уже приоритет поддерживать более молодых девчонок. Уже волнуюсь не за себя, а за тех, кто рядом.
Тренером по окончании карьеры я быть не хочу, не тянет. Столько лет я отдала синхронному плаванию, что тяжело даже думать об этом. Тренеры затрачивают энергии еще больше, чем мы на тренировках, сидят на сборах, не видят семью, друзей, никого... Пока я не готова об этом думать.
В Токио, наверное, мне уже не хочется. В Рио мне будет 27 лет. Во сколько у нас там старородящие? В 24 года? А что потом? В микст-дуэт ближе к сорока? (смеется) Хотя в сорок пять баба ягодка опять, или как там это говорится (смеется).