Призер Олимпийских игр в плавании Андрей Гречин в интервью агентству "Р-Спорт" рассказал о своих предыдущих чемпионатах мира, о том, чего ждет от соревнований в Казани, как относится к футболу - российскому и не только, чем его разочаровали Игры в Сочи и почему эстафета 4 по 100 метров определяет настроение всей команды на турнир.
- Ваш первый чемпионат мира в Мельбурне хорошо помните?
- Помню. Нас сняли с эстафеты 4 по 100 м, там был фальстарт. На самом чемпионате мира еще Майкл Фелпс всех удивлял и разносил в клочья, а потом у него был Пекин.
Конечно, было интересно наблюдать за всем происходящим, ажиотаж такой! Не видел никогда, чтобы столько людей приходило на чемпионат мира. С одной стороны удивляло, что так много народа идет на плавание, а с другой стороны – казалось закономерным, потому что это самый популярный вид спорта в Австралии.
- С тех пор пловец Гречин изменился как спортсмен и как человек?
- Прошло уже восемь лет. Конечно, повзрослел, какие-то мысли другие в голове появились. А вот восприятие чемпионатов мира, наверное, осталось таким же. Это все-таки праздник, огромное событие в жизни спорта. Как личность, конечно, поменялся. Не знаю, в лучшую или худшую сторону (смеется). В плавании тоже: стал быстрее, опыта больше на восемь лет! Участие в крупных турнирах, чемпионатах мира и Европы, Олимпийских играх, которых за свою карьеру я пока не пропускал. А этот чемпионат особенный, в России впервые такие соревнования проводятся, хочется выступить хорошо.
Хотя по атмосфере если сравнивать чемпионат мира с Играми, Олимпиада есть Олимпиада, и никакой чемпионат мира никогда не сравнится с ней. Это совершенно другая атмосфера. Представляете, сколько тысяч человек живут под одной крышей. В одной деревне все сильнейшие спортсмены и атлеты мира. А чемпионат мира… Событие ожидаемое, но с Олимпийскими играми не сравнится. Сравнивать их неправильно.
"Я такой огромный бассейн первый раз видел!"
- Какие были ощущения, когда приехали в Пекин?
- Честно говоря, даже не помню уже. Меня поразил, конечно, масштаб деревни и всего остального. Но, допустим, Олимпиаду в Лондоне я ощущал уже совсем по-другому, как-то более осознанно. Олимпиада в Пекине прошла под непонятным впечатлением, если честно говорить. Лондон как-то лучше прочувствовал, больше чувствовал олимпийскую атмосферу. Многим спортсменам не понравилась лондонская Олимпиада, а мне как-то больше понравилась именно она.
В Пекине как-то все непонятно было, ехал туда с непонятными рейтингами, команда молодая совсем была на тот момент. Не могу уже точно вспомнить свои чувства, которые испытывал в Пекине. Может быть, со временем нахлынут какие-то воспоминания, но сейчас я, честно говоря, не помню, чтобы я там чувствовал какой-то ажиотаж. Меня просто поразил масштаб и размах всего этого действия. Размеры деревни, размер олимпийского бассейна, я такой огромный бассейн впервые в жизни видел!
- А экзотика, еда китайская?
- Честно говоря, я нигде не пробовал лучшей утки по-пекински, чем в олимпийской деревне (смеется).
- У вас ведь тогда было не так много заплывов?
- Я в 4 по 100 м только участвовал - в кролевой и комбинированной, а на 4 по 200 поставили других ребят совершенно, которые собственно и стали серебряными призерами Олимпийских игр. А я в это время плыл личные 100 метров вольным стилем, у меня полуфинал был.
По времени там было все переиначено, вечером были предварительные, утром финалы. Это доставляло неудобства, потому что утром и вечером организм по-разному работает, пик активности приходится на другие часы, нежели когда были заплывы. Плюс ажиотаж с костюмами! Это вызвало такую истерию в плавательном сообществе, все стремились получить эти костюмы, стояли огромные, километровые очереди, и мы получали костюмы в последний момент. Нам разрешили в итоге в них плыть, но не помню особого преимущества.
- Для дебютанта Олимпийских игр это, наверное, был ужас…
- Да. Честно говоря, я ожидал, что все будет более организованно. Мы долго ждали, кажется, так и не дождались эти костюмы, уехали в деревню обратно. В итоге Владимир Валерьевич Сальников их получил и привез нам. И мы в первый же день плыли 4 по 100 м, проплыли как-то не очень, в финал не попали, но зато это был колоссальный опыт.
- А как вам в эмоциональном плане дались Олимпийские игры в Лондоне?
- Я почувствовал олимпийскую энергетику места, где мы находились. Это из положительных эмоций. А из отрицательных - приболел, там все болели, вирус какой-то гулял у нас в команде. На "полтиннике" я заболел, а доктор сказал: "Извини, ничего не могу сделать, нет предложений, как выйти из этой ситуации". Я плыл в не очень хорошем состоянии. Но в целом Олимпиада мне очень понравилась, сама атмосфера в Лондоне. Я был впервые там, все сложилось удачно. В эстафете 4 по 100 м больше, чем на бронзу, мы и не могли рассчитывать, потому что там были очень сильные – США, Австралия и Франция, и этот олимпийский цикл завершился очень удачно. Надеюсь, что текущий завершится еще удачнее, но посмотрим, не будем загадывать. Спорт - штука непредсказуемая.
Взять Рим
- Самый запоминающийся момент на всех ваших чемпионатах мира?
- Наверное, это Рим 2009 года. На мой взгляд, это был самый успешный чемпионат мира со времен 2003 года, когда (Александр) Попов выиграл золото. Тогда у нас золото выиграла Юля Ефимова, Настя Зуева в призах была, 4 по 100 метров и 4 по 200 метров проиграли буквально несколько сотых, несколько десятых американцам. Какой-то заряд на борьбу был, команда была вся как единое целое. Это был для меня самый запоминающийся чемпионат мира.
- Это связано только с результатами?
- Еще атмосфера была особенная. На старт шли по огромным коридорам под трибунами. Когда идешь на дистанцию и слышишь гул этих трибун… Как в Колизее, как будто на бой выходили, интересно было. Тоже огромный открытый стадион, колоссальная поддержка. Мне кажется, что итальянцы болели вообще за всех. Поддержка была для всех команд, ажиотаж был огромный, что, если честно, было неожиданно и приятно.
- У вас вообще 2009 год был успешным, вы же рекорд Попова побили?
- Да-да. Год тот хорошо для меня прошел, под хорошей звездой.
- 2011 год, чемпионат мира в Шанхае. Хочется его вспоминать или же хочется забыть как страшный сон?
- Честно говоря, чемпионат мира в 2011 году и чемпионат Европы в 2014 году – это для меня как одни и те же соревнования как будто. Непонятная обстановка в команде, непонятные соревнования, непонятно, что в бассейне происходило. По крайней мере – для нашей команды. Как-то все происходило в каком-то сумбуре. Ничего не можешь сделать, полная неразбериха. Эти соревнования для меня на одном эмоциональном уровне прошли, где ты ничего не можешь сделать. Вспоминать не очень хочется.
- Вроде бы и готов, а результата нет?
- Да, чувствуешь себя уверенно, а результат куда-то улетучивается.
Как жить после 4x100 м
- Все чемпионаты мира, все крупные соревнования, так сложилось, начинаются с кролевой эстафеты 4 по 100 метров. Результат этой эстафеты определяет настроение на дальнейшую часть турнира?
- Думаю, что да. Это является какой-то определенной "заводкой". Является связующим звеном, может или объединить команду, или разрушить атмосферу. По моим ощущениям, это является неким определяющим фактором на последующие дни.
- Конкуренты после очередной медали не высшего достоинства не подкалывают фразочками из разряда "ой, молодцы, ребята, но извините, в следующий раз"?
- Нет, такого не припомню, чтобы кто-то кого-то подкалывал. Это спорт, а 4 по 100 еще такая эстафета динамичная. Наверное, самые яркие впечатления от нее Александр Сухоруков сможет описать, поскольку он участвует и в 4 по 200 метров, и в 4 по 100 метров, и у него более яркие и насыщенные впечатления. Она более динамичная, времени на раздумья очень мало. Везет сильнейшему, все первыми быть не могут.
- Самое обидное поражение в этой эстафете на вашей памяти?
- (На чемпионате мира) в Барселоне, наверное. Мы просто проиграли сами себе, по сути. На Универсиаде условия для нас были лучше, потому что плыли по ровной воде, а в Барселоне такое "рубилово" было серьезное, и мы просто проиграли своему же результату. Эта бронзовая медаль была обидной, хотя за год до этого, выиграв бронзу на Олимпиаде, мы просто были вне себя от счастья, а через год уже были разочарованы третьим местом.
- После Пекина про ваш состав говорили, что спортсмены "перспективные и вот-вот начнут всех рвать". Не чувствуете, что не оправдываете ожидания, которые на вас возлагались в 2008 году, мыслей не приходит в голову, что делаете многое не так, как нужно?
- Конечно, мысли такие посещают. Особенно в дни неудач, когда что-то не сложилось. В первую очередь ищешь проблему в себе, а не оправдания своему поражению. Был допущен ряд ошибок тогда и позже все повторилось. Это "разобрало" команду практически. Но знаете, невозможно всегда оправдывать все ожидания. Конечно, обидно, хотелось побыстрее быть. И команду иметь с такой головой, как сейчас, когда все спортсмены повзрослели и изменились. Если бы Олимпиада в 2009 году проходила, то все было бы хорошо (смеется).
Тренировки у Турецкого
- Вы с некоторых пор тренируетесь у Геннадия Геннадьевича Турецкого, сколько уже лет прошло, года два-три?
- Три, даже три с половиной.
- Нет ощущения, что если бы раньше уехали к нему, сейчас бы были другие результаты?
- Были такие мысли в голове, но сложилось так, как сложилось. Определенные обстоятельства этому препятствовали, и, конечно, хотелось бы начать плавать у Геннадия Геннадьевича немного пораньше. Лет так на семь-восемь (смеется). Думаю, что мы бы с ним добились большего, но мы стараемся это наверстать, наверстать упущенное время. Получается тяжеловато, потому что я головой где-то изменился с 2007 года, повзрослел, и мне тяжелее воспринимать информацию, впитывать.
- Переделывать что-то в зрелом возрасте всегда тяжелее.
- Именно так, менять себя в этом возрасте уже непросто. Регулярно стараюсь это проделывать. У Геннадия Геннадьевича тоже было бы побольше сил на тот момент работать со мной, но я не жалуюсь на то, как все сложилось. Очень нравится с ним сотрудничать.
- А за что он вас больше всего ругает после соревнований. Когда не проплыли по личному рекорду, что он вам говорит?
- Да ничего такого, если честно, не припомню… Чтобы ругал меня. У Геннадия Геннадьевича нет такого в характере, чтобы похвалил прям сильно уж (смеется). Может сказать: "Молодец. Можно было бы и лучше". А чтобы сильно ругал, не припомню. Он расстроиться может, но вида сильно не подаст.
- Есть какие-то события в плавании за последние два года, которые вас по-настоящему впечатляют?
- Например, возвращения в спорт. Это и Настя Зуева (Фесикова), и Майкл Фелпс, и Тереза Альсхаммар. Ладно Фелпс, он не рожал никого, а Тереза и Настя родили и показывают результаты достойного уровня. Такая человеческая сила и воля поражают. Из личных событий происходили такие, которые меня изменили за последние полгода в плане осознания себя. Чувствую себя по-другому, другие мысли и приоритеты. А в плане спорта - это мировые рекорды на спине и кролем на короткой воде, Флоран Маноду, он вообще поразил всех своими результатами дикими. Околоспортивных не могу вспомнить. Хотя нет. Аркадий Вятчанин поменял прописку! События спортивные, не касающиеся плавания, знаете, какие меня разочаровали? Это "поединок века" Пакьяо с Мэйуэзером.
- Ждали большего?
- Конечно, все ожидали большего!
- То есть любите посмотреть такие вещи?
- Ну, назвали "боем века" и так далее, огромные призовые деньги, люди хотели получить зрелище, а получили легкую атлетику. Многие были разочарованы. Это событие из спорта, которое больше всего разочаровало. А из легкой атлетики порадовало, что парень из Барнаула Сергей Шубенков стал призером чемпионата мира в Москве, это не может не радовать.
- Вы за него болели?
- Я не могу сказать, что за кого-то болею, мне было приятно, что парень из Барнаула вписал свое имя в историю. Он молодец, ничего не скажешь. Да и все, наверное. Я, честно говоря, за спортом слежу посредственно, мне в жизни его хватает.
- Но, тем не менее, назвали целый список!
- Но это события такие самые значимые для всего мира спорта.
- А Олимпийские игры в Сочи?
- Честно говоря, не удивился, когда сборная России выиграла медальный зачет. Я, конечно, уважаю тех, кто занимается лыжами и коньками, но не могу сказать, что вызвали бурю эмоций эти Игры, хотя, разумеется, рад, что они были у нас в стране. Кстати, да, еще одно разочарование для всей страны – это сборная России по хоккею на Олимпийских играх в Сочи. Не очень парням повезло. Чемпионат мира выиграли, но это не стоит считать чем-то уникальным. Канада показала, кто номер один сейчас является в хоккее, как бы обидно это ни звучало. Хотя если объективно, то обидно это звучать не может. Америка вот в плавании номер один, Австралия еще, Франция, и мы плюс-минус где-то можем побывать.
– А футбол вас не разочаровывает?
- А я его вообще не воспринимаю. Особенно российский футбол, он для меня не существует, это какой-то уровень дворового футбола. Я не воспринимаю их бронзовые медали 2008 года, потому что игры за 3-е место у них не было. Я не считаю, что они их выиграли. Российский футбол мне не интересен. Сейчас еще этот скандал был с ФИФА и Блаттером, но все это какие-то события грязные, чушь какая-то! Еще знаю, что чемпионат мира будет проходить в России...
Мне больше нравится хоккей, волейбол, слежу за крупными турнирами. В хоккее было интересно следить за Кубком Гагарина. С одной стороны было обидно за ЦСКА, я же сам являюсь членом этого клуба. А с другой стороны СКА – тоже армейцы, поэтому ничего страшного.
- На Универсиаде в Казани была особая атмосфера, сейчас домашний чемпионат мира. Вообще, вы любитель плавать дома, или вам все равно?
- До Универсиады в Казани я особенностей не чувствовал, пусть и проходили Кубки мира в Москве. Казань же на Универсиаде превзошла сама себя, и такой поддержки зрительской, симпатии и любви к команде я ранее не испытывал.
- То есть до этого вы не чувствовали, что такое домашние соревнования?
- Честно говоря, нет. Впечатления только самые положительные остались, спасибо зрителям и организаторам, на очень высоком уровне все прошло. Я такого количества народа не ожидал на Универсиаде на плавании увидеть, люди сидели даже в прыжковой чаше и смотрели плавание, хотя не очень хорошо оттуда видно было. Очень надеюсь, что в этом году будет не менее серьезная поддержка, и мы постараемся хорошо выступить в Казани.