Главный тренер челябинского хоккейного клуба "Трактор" Андрей Николишин в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Семёну Галькевичу заявил, что не видит никакого смысла в том, чтобы начинать предсезонные сборы за 50 дней до начала чемпионата, рассказал, чему его научил первый сезон в тренерской карьере, и объяснил, почему новый сезон будет интереснее.
- Предсезонка – это самое сложное время для хоккеиста, а для тренера?
- Сложно проигрывать, а тренироваться – несложно.
- Это ведь ваша первая предсезонка в тренерской карьере. Как все проходит?
- Да все нормально, работаем. Но я в очередной раз убедился, что бессмысленно собирать игроков за 50 дней до начала чемпионата, потому что у нас тридцать человек, которые приходят в разном состоянии, и готовить всех приходится по-разному. Пятьдесят дней предсезонки – это никому не нужные мытарства.
Мы же платим игрокам деньги, и они должны быть профессионалами, которые дней за двадцать пять до начала сезона приходят в тренировочный лагерь уже в форме. И если человек приходит и не может сдать тесты, то клуб должен иметь право расторгнуть с ним контракт, получив при этом компенсацию от игрока.
- Мы ведь даже не движемся в этом направлении.
- Нет, более того, у нас идет тенденция, что нужно собираться еще раньше, тренироваться еще больше. По мне, так полная глупость. Сами смотрите, мы игроков кормим, поим, возим, дуем им в задницу, но для чего? Они сами должны все делать. Если мы хотим быть профессиональной лигой, то и относиться ко всему нужно профессионально.
К примеру, составляя план работы, мы отталкивались от того, в каком состоянии придут игроки, но такого не должно быть, это неправильно. Мы должны тренировать пришедших в форме людей, а не смотреть по результатам тестов, кому и что надо подтянуть.
- Сколько игроков в июле пришли в форме?
- Слава богу, что большая часть. Ребята самостоятельно готовились, нанимали тренеров, ездили на сборы, следили за питанием и так далее. Большая часть, но далеко не все.
- "Трактор" проиграл три первых матча на домашнем Кубке губернатора. Тревожно?
- Нет, не могу так сказать, эти турниры и нужны, чтобы посмотреть всех, кто в обойме, обкатать свои тактические наработки, подобрать лучшие сочетания, определиться с бригадами большинства-меньшинства – учтено должно быть множество факторов. Да, проиграли три матча, два из них – по буллитам, до этого дважды уступили на сборе в Италии, это гложет и давит на нас, но голову пеплом никто не посыпает. Значит, есть упущения со стороны тренерского штаба в психологии, в тактике, будем работать.
"Что мне, вешаться, если бы мы с "Трактором" не договорились?"
- Весенняя история с подписанием нового контракта с "Трактором" тянулась довольно долго. Были моменты, когда вы думали, что договориться уже не удастся?
- Были, но это же нормально, что у руководства свои взгляды на вещи, у меня – свои, и где-то нам было сложно состыковаться. Что-то в работе нашего тренерского штаба в прошлом сезоне нравилось руководству, что-то – нет, мы притирались друг к другу, но самое главное, что в итоге мы пожали руки и работаем дальше.
- После яркого дебюта вы действительно так просто могли взять и уйти?
- Почему нет-то? Не одним хоккеем же живем, есть чем заниматься и помимо. Другое дело, что это любимое дело, дело всей жизни. Но если бы мы не договорились, что мне, вешаться? Нет, у меня есть дети, которыми нужно заниматься.
- Вы довольны селекцией клуба в межсезонье?
- Понятно, что все хотели бы иметь в команде Евгения Малкина за сто рублей, но такого ведь не бывает. Есть критерий "цена-качество", есть другие моменты, кто-то хочет в Челябинск, кто-то не хочет, с кем-то договорились, с кем-то нет. Но в целом мы довольны, совместно с менеджментом мы проделали огромную работу.
- Понятно, что Александр Болдюк еще не адаптировался, тем не менее пока не все понимают…
- (Смеется) Что он за фрукт такой? Ему действительно сложно, я не оправдываю его. Но раз мы подписали человека, значит, рассчитываем на него и будем делать все, чтобы использовать его сильные стороны и исправлять слабые. Если оценивать его по первым матчам, то, конечно, ему нужно перестать удаляться, некоторые удаления были глупые и дешевые. Ему нужно больше кататься, перестроиться под большую площадку. В целом нам еще надо понять, как правильно его использовать.
- В матче против "Магнитки" Болдюк несколько раз провоцировал Яна Коваржа. Это часть его функций?
- Давайте называть вещи своими именами, это Коварж цеплял Болдюка, вы посмотрите на записи, кто кого ударил первый.
- Болельщики всерьез беспокоятся насчет Павла Францоуза после восьми шайб, пропущенных им в двух матчах домашнего турнира.
- У меня нет вопросов к Францоузу, молодой парень, добротный, перспективный вратарь. В матче с "Авангардом" дали сыграть Василию Демченко, наши вратари бьются за игровое время. Это касается и полевых игроков, у нас шесть звеньев, и все должны грызться за место в составе. Для меня не имеет значения, кто ты – легионер или россиянин, какую зарплату ты получаешь. Играть будут те, кто приносит пользу.
- Станислав Чистов остается капитаном команды?
- Да, здесь изменений нет.
- В межсезонье была неопределенность с тем, остается ли в команде Франсис Паре.
- Это больше наша внутренняя кухня, Паре был и остается членом команды. Он забил шикарный гол "Авангарду", помог команде, молодец. Дай бог, продолжит и дальше в том же духе, потому что раньше у меня были к нему вопросы.
- Пока не столь заметен вернувшийся в "Трактор" Максим Якуценя.
- Первый матч на Кубке губернатора он провел не очень удачно, мы поговорили с ним после игры, подсказали что-то, объяснили, чего ждем, и он уже прибавил. Якуценя опытный игрок, уже больше десяти лет выступающий на высшем уровне, мы рассчитываем на него.
- Самое приятное впечатление на турнире, пожалуй, оставляет Вячеслав Основин. Планируете оставить его в центре звена Антона Глинкина и Андрея Попова?
- Славка внял полученным от нас в конце сезона советам и пришел летом в очень хорошей форме, подготовленный, возмужавший. Отсюда и его результаты. Согласен, что они неплохо смотрелись с Глинкиным и Поповым, но пока мы пробуем разные варианты.
"С оптимизмом смотрю во второй сезон, он обещает быть интереснее"
- Чему вас научил первый сезон на тренерском мостике?
- (Улыбается) Можно сказать, что вообще всему, реально очень многому. Вместе с игроками, засучив рукава, мы проходили огонь и воду, приходилось очень быстро все схватывать, и порой мы сами чему-то учились у игроков. Это наше кредо, наверное, такое: мы открыты для общения, стараемся как губки все впитывать, все анализируем, делаем выводы, чтобы найти свой путь.
- Тренерская работа оказалось такой, как вы себе и представляли?
- Да я даже не представлял ее себе, оно же все само как-то естественно получилось. У меня дети хоккеем занимаются, так что я с самого их рождения, можно сказать, в тренерской стезе.
- С "синдромом второго сезона" столкнуться не боитесь?
- Что за глупости? Это все какие-то суеверия, штампы журналистские. Суеверие – это слабость. Мы и деньги можем передавать в день игры, если нужно, и на лед с любой ноги можем выйти, и коньки надеваем, как нам удобно.
- Просто, кажется, ваш второй сезон обещает быть гораздо…
- Интереснее. И мы смотрим в него с оптимизмом, потому что сейчас у нас более широкий спектр возможностей - мы сами проводим предсезонку и теперь знаем ребят изнутри, знаем, за какие ниточки дергать. Так что работа сейчас многообразнее и интереснее.