У "Астаны" нынешний год с самого начала складывается непросто - сначала была история с лицензией, на "Тур де Франс" не удалось защитить титул и пришлось разбираться с МРСС (Движение за чистый велоспорт) относительно уровня кортизола Ларса Бома, а на последнем Гранд-туре случилась дисквалификация Винченцо Нибали. В интервью агентству "Р-Спорт" генеральный менеджер "Астаны" Александр Винокуров рассказывает, почему даже в этих обстоятельствах он не считает сезон худшим за все время существования команды, объясняет, чем примечательна трасса на Играх в Рио, а также обещает не вступать в перепалку с Олегом Тиньковым в соцсетях.
- Конечно, я не могу говорить за все десять сезонов существования команды - я только третий год генеральный менеджер, до этого был гонщиком - но все-таки не считаю этот сезон самым сложным! Помню тот же 2011 год, когда я упал на "Тур де Франс". Тот сезон был для команды, можно сказать, вообще провальным, - говорит Винокуров. - Да, в этом сезоне мы пока еще не выиграли Гранд-тура, но их всего три в году. Наши болельщики привыкли, что мы выигрываем минимум один из Гранд-туров каждый год. В 2013-м мы выиграли "Джиро д'Италия", были вторыми на "Вуэльте", в 2014-м (Фабио) Ару себя прекрасно показал, заняв третье место на "Джиро", Нибали одержал красивую победу на "Тур де Франс", а на "Вуэльте" Ару вновь порадовал, заняв 5-е место. Конечно, все привыкли к нашим победам, поэтому, когда где-то не получается, сразу кажется, что это провал.
- Самый тяжелый момент в этом сезоне, каким он был?
- Тут можно отметить недавний старт "Вуэльты". Мы привезли сильнейший состав, но вдруг случается падение двух наших капитанов на первом же этапе и дисквалификация, которая за этим последовала. Да, мы нарушили правила, но, как сказал (менеджер команды Джузеппе) Мартинелли, на месте (Александра) Шефера, наверное, каждый спортивный директор поступил бы так же. Нибали ни в коем случае не цеплялся за машину, был подвоз за бачок, Шефер протянул его немного больше, чем это обычно бывает у всех. Из-за чего оба и были дисквалифицированы. Нарушение было, но наказание, я считаю, было очень суровое. Правила есть правила, поэтому оправдываться не приходится, но стоит отметить, что и правила, получается, тоже разные. Если на "Тур де Франс" при таком же массовом завале директор гонки принимает решение приостановить этап, то здесь в аналогичной ситуации такого решения не было. Поэтому и приходилось спасаться всем, кто как может… Была потеря контроля над ситуацией у Шефера, и как следствие такого стресса, он немного нарушил правила. Но буквально на следующий день мы видели аналогичную ситуацию с финишером из Cofidis Насером Буанни, но ему дали только штраф, и он остался в гонке… Двойные стандарты?
- Что можете занести себе в актив по ходу этого сезона?
- Мы одержали уже около двадцати побед. Но главная удача для нас - это, наверное, победа нашего казахстанского гонщика Алексея Луценко на одном из этапов "Тура Швейцарии", где он уехал от всех соперников. Наша молодежь растет, и это больше всего радует. Они заезжают близко. Поэтому нельзя сказать, что и удачных моментов не было, даже если пока нет победы на одном из Гранд-туров… А ведь "Вуэльта" еще не закончилась - уверен, Ару еще сможет себя там показать, он боец! И даже если у нас сейчас минус два человека, команда все равно будет сражаться.
- Что, по-вашему, не позволило Нибали выступить в этом сезоне удачнее, чем это в итоге получилось?
- Это первый сезон Ларса Бома в вашей команде. Многие скептически отнеслись к этому переходу. Этот трансфер оправдал себя?
- В начале сезона он ехал неплохо, видели мы и команду на "Фландрии", опять же, с Алексеем Луценко и Бомом впереди, на "Рубэ" команда за всю свою историю впервые финишировала впереди, раньше у нас никогда не было людей, которые заезжали бы там в первой десятке. Очень важно, что, глядя на него, подтягивается и наша молодежь – тот же (Руслан) Тлеубаев, тот же (Дмитрий) Груздев. На "Тур де Франс", конечно, хотелось бы от него большего, но, к сожалению, он заболел. Опять же, уже после "Тура" он выиграл первый этап на "Туре Дании", пусть это и не его уровень, конечно, но первая победа в составе команды все же была. Посмотрим на него еще и на чемпионате мира, где он будет также представлять "Астану" в командной гонке.
- Как "Астана" в этом году будет действовать на рынке? Кого хотелось бы подписать?
- Как финансовая ситуация в Казахстане влияет на текущее положение дел в команде? Придется ли экономить больше, чем в прошлом году?
- В прошлом году мы уже сократили бюджет на 20% и поэтому стараемся экономить на всем. В этом году, наверное, будет то же самое. Экономим, насколько это возможно. Да, ситуация неблагоприятная, но будем выживать, будем доказывать - победами и результатами. Я считаю, что благодаря существованию команды и молодежь в Казахстане все больше подтягивается в велоспорт. Ведь мы регулярно привозим сюда наших лидеров: и Ару, и Нибали - проводим встречи, мастер-классы, велопробеги. Конечно, ребята, глядя на таких чемпионов, на наших казахстанцев в команде, тоже тянутся к спорту, стараются быть похожими на этих ребят. Я считаю это правильным направлением. Поэтому я также считаю, что и вложения в команду мы оправдываем полностью, в том числе и за счет рекламы нашей столицы и нашего президентского клуба "Астана", частью которого мы являемся.
- Какие задачи ставятся перед командой в оставшихся гонках сезона?
- Прежде всего, "Вуэльта" в самом разгаре, и мы ждем результатов от Фабио Ару там. Надеемся, что он сможет финишировать в тройке лучших. Есть еще второй состав, где едут казахстанские гонщики с лидером Алексеем Луценко, которые каждые ближайшие выходные будут стартовать на классиках - сначала во Франции, потом в Канаде. Затем их ждет чемпионат мира, командная гонка 20-го числа, потом групповая гонка, где наши ребята, несмотря на то, что у нас всего три лицензии, надеюсь, смогут во главе с Луценко побороться за хорошие места. Затем нас ожидает домашняя гонка "Тур Алма-Аты", а потом и "Тур Хайнаня" в Китае, где команда поедет уже чисто казахстанским составом, и такие ребята, как Руслан Тлеубаев, Арман Камышев, Бахтияр Кожатаев смогут показать себя и побороться за победу на этой гонке.
- В Лондоне вы выиграли групповую гонку. Что можете сказать о трассе в Рио?
- Я побывал там еще в феврале, мы изучали трассу, смотрели. Трасса очень сложная, на прошлой неделе там как раз была гонка, где французы доминировали. Это, конечно, намного сложнее, чем было в Лондоне - трасса чисто под "горняков". У нас пока две лицензии, доедем до конца сезона, получим эти лицензии и будем уже решать, кого и как из наших ребят мы будем готовить. Конечно, будет нелегко, но будем бороться. На осмотр трассы в ближайшее время больше не поедем, теперь уже, наверное, ее увидим только на самой Олимпиаде. Но еще раз повторюсь, трасса очень тяжелая, по кругам, и даже индивидуальная гонка очень сложная, техническая, поэтому там будут побеждать, я думаю, "горняки". Ну что ж, будем надеяться и готовить к этому старту Алексея.
- "Астана" - команда для Казахстана особенная. Какие задачи ставятся перед ней относительно сборной?
- Континентальная "Астана" закрылась. Как обстоят дела у Казахстана в этом дивизионе?
- В Казахстане сейчас действуют две континентальные команды. Одна из них Vino 4-ever, которой руководит мой первый тренер Сергей Кручина. Спасибо большое Северо-Казахстанской области и ее акиму Ерику Хамзиновичу Султанову в целом за большой вклад в развитие спорта и особенно за эту команду – сейчас она заработала для Казахстана больше половины очков для рейтинга, по итогам которого мы получаем квоты на Олимпиаду. Сейчас, кстати, в нашей области заканчивается строительство большого спортивного комплекса, где выделили помещения и для нашего клуба, для нашей молодежи. Я собираюсь сам прилететь на его открытие, которое состоится в Петропавловске 18 сентября, мне будет очень приятно и почетно принять участие в этом важном мероприятии. Вторая континентальная команда в Казахстане – 7 rivers, которая была зарегистрирована в мае этого года. Ребята набирают обороты. Я считаю, это не предел и чем больше будет наших континентальных команд, тем больше очков мы будет зарабатывать в рамках Азиатского тура, и я верю, что в один день мы сможем все-таки обойти тот же Иран. Поэтому, если вдруг образуется новая команда где-нибудь в Кызылорде или Алма-Ате, для нас это будет только большой плюс, для нашего велоспорта, для его развития. Как говорит президент нашей федерации велосипедного спорта Дархан Калетаев, если кто-то хочет создать команду, все дороги открыты, мы только за!
- Конечно, иногда его комментарии переходят все рамки приличия, и это выглядит просто как сплетни. В такие моменты, наверное, это просто показывает воспитание каждого из нас. Конечно, это понятно - он делает себе пиар, любыми способами. Но у нас нет такой цели, я привык доказывать все на дороге, до сих пор у меня получалось это неплохо - и когда я был гонщиком, и в сегодняшней роли генерального менеджера. Поэтому, если он делает себе пиар таким образом, то ради бога, но я не собираюсь высказываться, отвечать и устраивать какую-то совместную перепалку с Олегом в социальных сетях. Конечно, иногда в своих высказываниях он совсем переходит границы, но мне даже комментировать все это не хочется. Пусть это останется на его совести. Я делаю свою работу и знаю, за что отвечаю. Мы идем в нужном направлении. Лучше любых слов обычно всегда говорят действия, результаты.