Чемпион мира 2015 года по шорт-треку Семен Елистратов на старте сезона успел жениться и вчистую обыграть всех своих партнеров по сборной на Кубке Союза конькобежцев России (СКР). О том, как крепко спать и побеждать, как полезно взглянуть со стороны на поющих твой гимн и как распознать любовь, шорт-трекист рассказал корреспонденту агентства "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову.
Призы стали постоянным делом, и мне это нравится
- Семен, шесть побед из шести возможных на Кубке СКР в Коломне. Откуда лидерство такое?
- Переосмысление Олимпийских игр. Я расставил акценты. Мне очень хочется взойти в индивидуальном зачете на олимпийский пьедестал, не знаю – первым, вторым, третьим… Но охота на нем постоять, и желательно послушать гимн Российской Федерации.
Знаете, какой самый проникновенный момент был у меня на Олимпийских играх? Не золотой финал эстафеты, не цветочная церемония после него, не открытие, не закрытие. Финал на дистанции 1000 метров, выход на пьедестал почета. Первый – Виктор Ан, второй - Владимир Григорьев, третий – Шинки Кнегт. Заиграл наш гимн. Я стою в сторонке. Только этот эпизод запомнился из сочинского, потому что тогда я душой и сердцем захотел побеждать, а не быть статистом в сборной.
- Виктор Ан, пропускающий турниры этого года, не пишет смс по поводу ваших побед?
- Да нет, но готовится, наверное, и радуется, что подрастает конкуренция ему.
- Радуется или расслабляется?
- Думаю, радуется, хотя в чужие мысли не залезешь. Он все лето с нами тренируется, но в весьма умеренном режиме. На льду мы пока с ним в этом сезоне еще не соревновались. В этом году Виктор себя бережет.
- Летнюю подготовку как провели?
- Безумно тяжело. Я полагал, такого, что было в олимпийский сезон, больше не повторится. Много стресса, много переживаний, большой объем работы. Думал, всё! Но то были цветочки. Следующий год вышел еще труднее олимпийского, а только что закончившееся лето - еще более тяжкое.
- Да ладно вам, я знаю, что на сборах в Сочи вы в парк аттракционов ходили.
- Две тренировки в день, а в воскресенье – хочешь, иди на карусели. Только мне не хотелось. Я хотел хоть как-то восстановиться и подышать морем. Аттракционы не расслабляют, они выматывают и эмоционально истощают. Когда ты под большой нагрузкой, то шаг вправо, шаг влево – расстрел. Твоему организму дается всего лишь один день, чтобы переварить все километры на льду.
- Над чем корпите в шестидневку?
- Я очень хочу улучшить свои спринтерские качества. Пока я тянусь за нашими мастерами "пятисотки" – за Димой Мигуновым, за Владимиром Григорьевым.
- Но сделали на Кубке СКР вы обоих ребят, причем дважды.
- А самый быстрый максимальный круг – у них. Они очень сильные спарринг-партнеры. Мне просто чуть больше повезло в Коломне.
- Чуть? Шесть из шести выигранных дистанций – это везение?
- Объяснить это не могу. Каждый выбирает сам. Может, кто-то больше хочет? И тот, кто хочет, он немножко больше делает. Кто-то гуляет, а он отдыхает, и это разные понятия. Кто-то идет в кино, а он делает тактический разбор. Кто-то хочет быть чемпионом России, а он – олимпийским чемпионом. И это тоже разные вещи.
- Когда тяжелее - в постолимпийский сезон или когда ты уже чемпион мира?
- Я сколько бегаю, мне всегда тяжело. Дело в том, что с каждым годом что-то меняется. Результаты не растут – проблема, кризис. Растут – тоже проблема, давление. Чемпион, давай доказывай еще. В этом сезоне уверенности больше, потому что я понюхал запах этого подиума. Призы стали постоянным дело, и мне это нравится. Потому что у меня все обычно идет долгим путем, потихоньку, помаленьку. Шаг назад - два вперед. Нет такого, чтоб бух - и взлетел.
- Действительно не было легких побед?
- Я приверженец того, что все крупные победы закономерны. Не бывает случайных чемпионов мира. Даже в нашем виде спорта, где твоим максимумом может быть бронза, а ты берешь золото только потому, что двое впереди выясняли, кто лучше, и закончили забег полетом в борт. И это не просто так.
Женщина или возвысит, или растопчет
- С абсолютным чемпионом мира и тоже растущим шорт-трекистом голландцем Шинки Кнегтом контакт поддерживаете?
- С ребятами из голландской сборной и их тренером Еруном Оттером у меня хорошие отношения, потому что я провел пятимесячную подготовку с ними. Но общаемся на соревнованиях. Я все-таки закрытый человек с очень-очень узким кругом общения.
- На чемпионате Европы 2015 года в Дордрехте вы с Шинки украшали афишу турнира.
- Может, любят меня голландцы? (Смеется). Я им на самом деле благодарен за то, что они мне многое дали. Посмотрел на их быт, и хочу сказать всем российским спортсменам: тех условий, которые есть в нашем распоряжении, нет ни у кого. Наши коллеги за рубежом сами снимают жилье, на лед выходят по графику. У нас льда сколько хочешь! Только подумайте, все полгода в Нидерландах я готовил себе еду.
- Картофель фри в кульке?
- Начал с гречки из пакета, по скайпу учила мама и жена… Так непривычно называть Юлю женой. Девять лет была моей девушкой, а сейчас – ого, жена. Потом я дошел до борща. Покупал говядину, варил ее полтора часа и в кастрюле был уже бульон. Затем надо было постепенно закладывать свеклу, морковь, лук и капусту. Но я сыпал все разом, ведь зачем мне думать? Я спортсмен (смеется). Угощал этим борщом Вима – голландского тренера по заточке коньков, и Берни Хейдум – девочку из сборной Венгрии.
- Самую симпатичную и самую сильную из венгерок.
- Ну, на вкус и цвет… Но мне с ней повезло, она готовила тоже.
- Очень повезло. Пёркёльт, гуляш, эстерхази.
- Знаете, я эту венгерскую стряпню не очень понимаю и не очень ее люблю.
- Вы первый человек, который так о мадьярской кухне…
- Мне нравится русская. В том числе и потому что у нас на базе в Новогорске ее варить не нужно. Заходишь в столовую и накладываешь. Первый месяц в Новогорск я заходил как в храм. Только за ворота - и готов молиться. За тебя здесь все делают, убирают, гладят. Тебе только зубы почистить нужно и коньки надеть.
- Бывший тренер сборной России по шахматам Юрий Дохоян мне недавно сказал, что женитьба для шахматиста – это вред.
- И какой вопрос?
- Не боитесь, что засыпать с мыслями о максимальном круге удастся недолго?
- Женщина или возвысит тебя, или растопчет. Третьего не дано. Моя жена видела все мои взлеты и падения, и момент желания закончить карьеру. Когда Юля на соревнованиях, мне намного легче. Спортсмены часто плохо спят во время турниров, и я не исключение, но когда она рядом, я сплю как убитый.
- Костюм жениха на вас сидит прекрасно.
- Спасибо. Очень многое в нашей жизни зависит от женщин.
- Свадьба – это радость или вызов, как в спорте?
- Это моя первая свадьба и, надеюсь, последняя. Знаете, у нас была очень радостная и крутая церемония, и когда мы выходили с Юлей, чтобы надеть друг другу кольца, я смотрел на нее – сейчас даже не помню, что я там говорил – но просто поймал себя на мысли, что сейчас расплачусь. Мамы, папы, дедушки, бабушки, даже некоторые мои друзья – парни! – всплакнули. Это любовь. А не вызов.
Посидели, кстати, хорошо. Был узкий круг друзей, с кем я начинал в Уфе, и те, кто тоже добрался до сборной. Жаль, у Володи Григорьева и Вити Ана не получилось приехать.
- По трогательности это было сопоставимо с пьедесталом?
- Совсем разные вещи. Конечно, разрыдаться и там, и там можно, но эмоции отличаются.
Палка англичан стрельнет в Сочи
- Президент СКР Алексей Кравцов никаких задач не ставил перед вами? Спортивных.
- Нет, спасибо руководству за то, что многое делают для нас. Все спокойно и профессионально. А то знаете, как бывает… До Олимпиады год остается, и начинаются приезды на базу. Какие-то задачи ставят, еще что-то говорят… Давайте то, сё, это, надо-надо-надо. Мы, спортсмены, и сами знаем, что нужно, для этого мы здесь - то в Коломне, то в Новогорске, то в Рыбинске, то в Монреале. Главное в этом году – чемпионат Европы в Сочи.
- Рубка с голландцами будет?
- Обязательно! И с венграми, и с англичанами. Про них можно сказать, что раз в год и палка стреляет, вот не исключено, что стрельнет она в Сочи. У британцев очень серьезная эстафетная команда. По отдельности они вроде все проходимые, а когда вместе – мощны и способны. Конкуренция на нашем чемпионате Европы будет очень сильная. И мы постараемся быть поближе к первому месту, а по возможности и выиграть. Все ребята из нашей сборной меня поддержат.
- Дима Мигунов говорит, что учитесь сейчас бежать эстафету без Виктора.
- Не думаю об этом и не переживаю. Думаю, все будет хорошо. А чего, мы столько пашем не для того, чтобы выходить и впустую… Ребятам самим должно быть обидно в таком случае. Даже в мыслях не должно проскальзывать, что мы чего-то не сможем. Надо выйти и выиграть!
- Хватит титьки мять!
- (Смеется). Хорошее высказывание, за которое я уже получил по голове. Я-то по-мужски хотел сказать, дескать, что мы ого-го, мы ух, мы соберемся, мы дадим бой, а кто-то понял, что я по-детски ругаюсь. А ведь с чувством юмора жить легче. И побеждать тоже. Это я уже знаю по себе.