Российские бойцы смешанных единоборств Вячеслав Василевский и Адам Яндиев посетили редакцию агентства "Р-Спорт" и в разговоре с корреспондентом Сергеем Смышляевым рассказали о своих путях в ММА, о ходе подготовки к очередным боям, о том, почему без духовной пищи не будет физических успехов, а также анонсировали планы сняться в фильме вместе с певцом Тимати.
- Вы провели недавно в Москве мастер-класс. Как все прошло, и как вообще появилась идея совместного мастер-класса?
Вячеслав Василевский (далее - В.В.) Идея была организации М-1, а когда мне сообщили об этой идее, я был только рад. Потому что с Адамом мы были больше заочно знакомы, а здесь представилась возможность встретиться и пообщаться. Да и вместе можно более обширную информацию людям предоставить, ведь у него своя техника, а у меня своя, соответственно – вдвое больше знаний и пользы. Получилось намного интереснее, потому что мастер-класс – это не только технические аспекты, но и мотивирующий фактор для начинающих спортсменов. Потом тренируешься в два или даже три раза упорнее.
- Кстати, Адам, как все же правильно ударение ставится в вашем имени?
Адам Яндиев (далее - А.Я.) Как удобнее (улыбается), но вообще Адам с ударением на первый слог чаще говорят.
- Возвращаясь к теме, друг для друга, наверное, тоже что-то вынесли из мастер-класса?
А.Я. Конечно. Вячеслав намного опытнее меня, и я даже попросил его проконсультировать, как ведутся такие мероприятия, с чего лучше начинать. По борьбе я мастер, да, но есть много того, чего не знаю, а Слава – ветеран у нас. Так что я больше борьбу, а он по "ударке" объяснял ребятам. Вроде бы всё понравилось.
- Много людей пришло?
А.Я. Человек 50 было.
- Вы упомянули борьбу, расскажите о своем пути в смешанные единоборства.
В.В. С Адамом мы начинали, можно сказать, с одного и того же: с дзюдо, именно им я занимался десять лет и выполнял норматив мастера спорта. В основном боролся по юношам, по молодежи. А потом просто в один момент что-то переключилось, и мне захотелось большего. Как раз стали показывать по телевизору ММА, Федор Емельяненко набирал обороты, а я как раз познакомился с тренером по боксу Василием Смыковым. Ему также была интересна борьба, 42 года было ему на тот момент, и он хотел научиться бороться. Так что я на тренировках учил его этому, а он меня бил (смеется). Первые полгода надо мной все постоянно смеялись, что синяки с моего лица не сходили. Но в этом был большой плюс. На первых своих соревнованиях по боевому самбо мне вообще было не страшно. Я выходил и понимал, что это цветочки по сравнению с тем, что Вася делает со мной каждую пятницу на спаррингах. Затем плавно перешел в ММА.
- Говоря о приоритетах, что больше нравилось, боевое самбо или ММА?
В.В. Это очень похожие виды спорта. Не могу сказать, что больше нравится… Сейчас по ММА тренируюсь больше, то есть без курток. А боевое самбо нравится именно тем, что там есть куртка, а это ностальгия по дзюдо! Совсем недавно был на тренировке сборной России по спортивному самбо, это очень классно. Дух борьбы мне очень нравится.
А.Я. У нас очень похожие пути в ММА с Вячеславом. Когда он сказал о ностальгии, вы не представляете, как иногда хочется надеть куртку! Мы с братом точно так же начинали с дзюдо, а потом поменяли правила. Поэтому мы с братом перешли в бои, он первый выступил. А я же не смогу, если брат подрался, а я нет! (смеется). Так и пошло, вот, теперь мы в М1.
- На старшего брата равнялись всегда в жизни? Я вот лично всегда ориентировался на брата и отца.
А.Я. Один в один, как вы сказали! Брат мне иногда заменяет отца, в другие моменты он как лучший друг. Он иногда и ко мне прислушивается. И мне очень тяжело, когда он выходит на бой. Я бы, наверное, лучше сто раз сам проиграл бы, чем увидеть его поражение.
- Вячеслав, насколько тяжело вам далось поражение от Рамазана Эмеева?
В.В. Мне часто задают этот вопрос, как я пережил, как тяжело было и так далее. Всегда говорю, что я по большому счету даже не расстроился. Почему? Потому что в конце концов это наша работа. И если ты сделал ее плохо, то это твоя вина, ты допустил ошибку. А если будешь плакать и жевать сопли еще полгода, то лучше никому не станет. Просто сделал выводы, понял, какие ошибки допустил. И начал их исправлять, работать над ними. Особого психологического стресса и тем более психологической травмы я не испытал. И я всем советую никогда не уходить в депрессию, потому что скоро новый бой, а если не сможешь оправиться от поражения, ничего хорошего не будет. Тогда это не твой вид спорта, тогда заканчивай.
- Видимо, Эмеев как раз и сделал выводы, исправив ошибки, допущенные во время первой вашей встречи?
В.В. Конечно! Видимо, я из победного боя не сделал выводов, а он – да.
- О ближайших планах: Адам, что знаете о Дмитрии Войтове, вашем следующем сопернике?
А.Я. Это хороший "ударник" и хороший боец. Я тоже рассчитываю больше на ударную технику, поэтому усиленно готовлюсь чисто на "ударку", ноги включил. При возможности буду стараться больше руками работать, сам этого хочу. О нем знаю, что парень нормальный, так что желаю ему удачи.
- Вячеслав, а ваша подготовка к бою с Кристианом Пераком как проходила?
В.В. Подготовку начал давно уже. Еще с июля месяца – вместе со сборной России по боевому самбо проводили сбор в Крыму.
- Да, видел фото с пляжа в Instagram.
В.В. На самом деле на пляж мы ходили только в перерывах (смеется). База "Динамо" находится прямо на берегу Черного моря. Там поработали над "физухой", хорошо поднял кондиции. А затем недалеко от Нижнего на базе вместе с Максимом Футиным тренировались, спарринговались. Вообще я готовился к Пекину, где 5 сентября был запланирован бой. Набрал оптимальную форму, но мероприятие отменилось.
- Вы недавно говорили, что в планах есть возвращение в США. Почему хотите вернуться, ведь прошлая поездка получилась не очень удачной?
В.В. Дело в том, что тогда я в США себя не реализовал абсолютно. Поэтому хочется вернуться и сделать то, что не сделал тогда – выиграть множество поединков и доказать, что мы ничем не хуже, чем американцы, чем бразильцы. И можем выигрывать. Сейчас идут ярые споры, что если ты не боец UFC или не Bellator, то ты и не боец вовсе. Многие умники так пишут, и хочется развеять эти сомнения. Всегда говорю, что дело не в организации, а в людях. Можно хоть на первенстве водокачки драться, но быть сильным бойцом и составить конкуренцию самым топовым спортсменам. А можно драться в UFC и быть "мешком". Никто со мной не поспорит, что в UFC таких много.
А.Я. Это просто раскрученная организация. Да, там хорошие бойцы. Но мы, наоборот, хотим сделать так, чтобы эти бойцы приезжали к нам, и чтобы здесь были условия лучше, чем там. Не нам стремиться туда, а чтобы они стремились к нам. Если создать условия, то все реально.
- Как известно, Вячеслав не любит футбол. А какими-то другими видами спорта увлекаетесь?
А.Я. Я вообще люблю современные направления: паркур, воркаут. Это виды спорта, которые даже нам необходимы, развивают ловкость и гибкость.
В.В. И главное, что не требуют какого-то супероборудования!
А.Я. Да. Даже наш друг Тимати много построил площадок для воркаута, и за границей, и по России. Вот это надо развивать, тогда у нас будет больше спортсменов. Но нужны условия.
В.В. Я вот в Нижнем Новгороде принимал активное участие в программе "Турник – в каждый двор". Агитировал за это, во дворах устанавливали турники. Ведь не у всех есть возможность ходить в зал, а тут человек может прийти с работы вечером, поподтягиваться, поотжиматься на брусьях, и уже будет толк.
- Адам, что можете сказать о себе как о человеке?
А.Я. Я стремлюсь к развитию в разных направлениях. Не так, что я боец - и все. И в творчестве том же. Скоро с Вячеславом снимемся в фильме с Тимати, и в этой сфере будем. Пока это секрет, не говорим, что именно там будет. Спорт – это не все. Ведь он может в один день закончиться травмой и все, а жить надо дальше.
В.В. Соглашусь с Адамом в этом, развиваться надо по всем направлениям. Ты можешь драться до 40 лет, бои закончатся, а ты останешься односторонне развитым человеком, который кроме тренировочного зала ничего не знает. И своим детям, кроме того как бить по мешку, ничего не сможешь объяснить. А как же жизненные вещи… И отвлечения на творчество, на интеллектуальные, музыкальные вещи – они даже помогают. Потому что если постоянно думать об одном, то можно сойти с ума и превратиться в зомби. Постоянные тренировки вводят в режим робота, а от него устаешь. И не будет прогресса. Тот же Рой Джонс играл в свободное время в баскетбол, а выходя на бой, мог зачитать рэп. Это же классно, не мешало ему быть лучшим из лучших. Скорее, даже помогало.
- А много бойцов, которые перед боем Есенина читают, как вы?
В.В. Даже не знаю (смеется).
А.Я. Многие ребята выходят с таким видом, как будто их там похоронят сейчас. "Я иду на славу, иду побеждать!" – так нужно выходить. Это дает энергии и заряжает.
В.В. Эти вопросы я давно начал поднимать. В первые годы мы ездили командой на турниры, все были начинающие бойцы. Мы приезжали, садились в раздевалке, и витала такая аура, что можно было повеситься. Все мрачные, давление зашкаливало, да и тренера трясло. А если так себя вести, то через три-четыре боя можно седым стать, больным человеком будешь. А нужно ждать боя, как интересного события. Если от чего-то кайфуешь, тогда будет прогресс. От того, что ты будешь бояться соперника, лучше не будет. А то некоторые тренеры говорят: "Он такой хороший боец, так бьет, не дерись с ним". Или: "Он так хорошо борется, не борись с ним". А на хрена мы тогда сюда приехали вообще, хочется спросить? Зачем тогда тренируемся, готовимся? Чтобы приехать на бой и сказать: "О, нет, он сильнее".
- Почему все-таки Есенин?
В.В. На самом деле читал многих поэтов. Пушкина, Ахматову, Маяковского, Цветаеву. Бывает, что читаешь, чтобы расширять кругозор, а от стихов Есенина просто не можешь оторваться.
А.Я. Когда я впервые услышал в исполнении Безрукова "Письмо к женщине", честно говоря, я прям завис. Это действительно очень сильно. Мурашки по коже.
- Адам, вы говорили раньше, что у вас в планах открытие своей школы. Недавно Джефф Монсон обратился с просьбой о получении российского гражданства, заявив, что намерен открывать свои спортивные школы. Не думали объединить усилия?
А.Я. Знаете, был случай. Когда Джеффа спросили, почему он стоит на коленях во время пресс-конференции, он сказал, что устал сидеть в самолете, потом в машине еще сидел. На самом деле он не мог сидеть из-за болей, связанных с травмой. А после выступления я предложил ему сесть рядом, и он сидел из-за уважения и мучился, оказывается. В нем столько человеческого! У него сердце воина. Считаю, что он сделал правильный шаг. Можно с ним вместе что-то сделать, объединить школы. У нас будет зал, пригласим и Джеффа и Джонса-младшего, если захотят, пусть хоть живут там!
- Вячеслав, наверное, жить в зале вашем точно не согласится, у него уже есть опыт, причем не самый позитивный, когда пришлось жить в США в таких условиях.
В.В. (Смеется) Да, в зале не очень хорошо жить, соглашусь!
- Кстати, как оцените решение Федора Емельяненко вернуться в ММА?
В.В. Это правильно. Он же воин, и, видимо ему снова захотелось испытать эти эмоции. Думаю, что для людей, для фанатов, для любителей спорта это очень хорошо, многие ждали его возвращения, и теперь все очень рады и очень ждут этого события. Здесь даже важна не столько организация, в которой он будет выступать, а сам факт, что такой человек вернулся. Людям важно посмотреть, как Федор снова заходит на ринг, как дерется. Это живая легенда.
- Как ему удается находиться в такой форме, как думаете?
В.В. Не думаю, что когда он уходил из спорта, то сидел дома и пил пиво с чипсами. Да и возраст еще позволяет. Большого труда ему поддерживать форму не составляет, учитывая, сколько лет он в спорте. Он любит свое дело.
А.Я. Добавлю, что я лично хотел бы, чтобы Федор дрался в UFC c одним из лучших бойцов.