Олимпийские чемпионы 2014 года в командных соревнованиях Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев после победы на чемпионате России в Екатеринбурге поговорили с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Анатолием Самохваловым о том, что танцы на льду к Олимпиаде в Южной Корее станут экстраординарными, о силе российских танцевальных пар, о прыжке в последний "пхенчханский вагон" и о том, что еще не поделили между собой Соловьев и Никита Кацалапов.
"Ну чего, ребят, радуйтесь! Вы в Финале". И мы получали кайф
- От телефонов вас было не оторвать после известия о первом месте на национальном первенстве.
Дмитрий: Поздравили даже те, от которых сообщений не ждали. Друзья, с которыми давно не общались, соперники по большому льду из-за далекого-далекого рубежа, и они искренне желали нам успехов на чемпионате Европы и скорой встречи на чемпионате мира.
Утвержден состав сборной России по фигурному катанию на чемпионат Европы в Братиславе >>>
- Это кто?
Дмитрий: Кейтлин Уивер. Мы с ней и Эндрю Поже подружились. Очень хорошие ребята.
Екатерина: Знакомы еще с юниорских турниров.
Дмитрий: Прислал сообщение и Зак Донохью. Они с Мэдисон Хаббелл очень интересные спортсмены, каждый по-своему. Вообще каждый из топ-10, даже из топ-15, весьма разнообразен.
Екатерина: Эти американские друзья совершили гигантский прорыв в сезоне, попав в Финал Гран-при. Мы очень за них рады.
Все лучшие: показательные выступления фигуристов в Финале Гран-при в Барселоне. ФОТО >>>
Дмитрий: Ну конечно, мы друг за другом наблюдаем, смотрим, что происходит в мире.
Екатерина: Тем более на чемпионате России борьба была очень интересной, до конца не было известно, кто поедет на чемпионат Европы. Всем было интересно взглянуть на наш домашний спор.
Чувственность и страсть: итоги произвольного танца на ЧР по фигурному катанию. ФОТО >>>
- У вас прорыв существенный в этом году или "все идет по плану"?
Екатерина: У нас больше эмоциональной радости. Вернулись! И мы верим в нашу команду. Вот это главное, а от катания нашего мы получаем кайф.
- Возвращение было на этапе Гран-при в Канаде?
Дмитрий: Осознание возвращения появилось даже не в Канаде, а на этапе в Японии. Там мы почувствовали в себе силы соревноваться. Потому что в Северной Америке настолько волнительным был старт, что, честно признаюсь, никогда в жизни не испытывал такого нервозного состояния. Очень сильно переживал. А в Нагано было гораздо проще, я был гораздо увереннее на льду и пытался передать Кате свое стойкое состояние. У нас это получилось.
- А в Финале в Барселоне вновь нервничали?
Дмитрий: Нервничал, но чисто по-соревновательному, ничего особенного.
Екатерина: Не так, как на первом международном старте. Самара (этап Кубка России) ведь не в счет, в Саранске вообще не стартовали. В Барселоне нам Саша Жулин сказал просто: "Ну чего, ребят, радуйтесь! Вы в Финале". И мы получали кайф. Ведь совершенно не ожидали, что сможем выступать в решающем турнире серии.
Дмитрий: Радовались и проводили все тренировки чисто, на подъеме, с отличным настроением.
- И были "своими" в крутой компании.
Екатерина: Мы смеялись. Ведь в Барселоне вышли на лед в одной группе с теми же Майей и Алексом Шибутани, Мэдисон и Заком (Хаббелл/Донохью), с которыми неделей ранее катались в Японии. За семь каких-то дней не изменилось ничего, ощущали себя в Финале как на тренировке, будто вышли на разминку у себя дома.
Итоги выступлений танцевальных пар в Финале Гран-при в Барселоне. ФОТО >>>
Танцы в Пхенчхане будут сплошь экстраординарными
Екатерина: Прогрессируют, и это здорово.
Дмитрий: А до 2018 года они будут прогрессировать еще сильнее. Каждая пара будет законодателем чего-то своего, а к Играм будет бомба. Взрыв чего-то реально нового. Пока не знаю, чего именно, но танцы улучшатся.
Екатерина: Каждая пара будет экспериментировать с новыми поддержками, музыкой, хореографией, у кого-то будет получаться, у кого-то нет. Сейчас нет явного лидера, и все мы поставлены в такие условия, когда нужно выделяться. Иначе не вырвешься, как канадцы с американцами (Тесса Вирчу/Скотт Мойр и Мерил Дэвис/Чарли Уайт) в олимпийский год. Все знали - они неприкасаемые. Поэтому свое место в танцах нужно занять уже до Олимпиады в Корее, чтобы было поспокойнее.
- Программа олимпийского сезона, в которой вы играли сумасшедших, была подобным суперэкспериментом?
Дмитрий: Эта наша идея обозначила тенденцию именно к резкости перемен в танцах. Каждый лидер будет искать возможность идейного рывка, и в следующем сезоне мы увидим целый ряд экстраординарных постановок. Я так думаю. Мы тоже будем экспериментировать. И, конечно, мы не будем ставить то, что уже прошли. "Сумасшедшие", классика в популярном понимании - это уже почти прошлое. У нас будет нечто совсем новое.
Настоящая команда! Первое олимпийское золото сборной России у фигуристов. Яркие фотографии >>>
- Смысл в этом есть, в резкости перемен? Вдумчивый аналитик Максим Ставиский сказал, что "Анна Каренина" - это прямо "ваше".
Дмитрий: "Наше", согласен, но, обратите внимание, "наше" этого сезона.
Екатерина: Точно. О "сумасшедших" тоже говорили как о "нашей" программе. Но кто бы так сказал в 2015 году? Никто. Нас бы безжалостно закопали с ней.
При этом важно понимать, что разное и новое - это не кардинальный переворот. Катать клоунов (показательный номер Бобровой/Соловьева) в произвольном танце мы не будем. В индейцев майя мы тоже играть не станем. Нужна история о нас. На льду мы должны создать такую программу, чтоб через годы на протяжении долгого времени говорили: "Были такие Боброва/Соловьев, и они рассказали на льду о каких-то важных жизненных вещах".
Екатерина: Мы хотим показать, что сможем демонстрировать не только классику, а поменяться. И нам это интересно.
"Ни о чем – дескать, о любви"
- А что б хотелось?
Екатерина: В теории я бы описала это так: мешаешь разные составляющие и не знаешь, что получится. Здесь конкретики быть не может до поры до времени.
Дмитрий: Сейчас сложно об этом говорить, потому что не закончился текущий сезон. Впереди самые важные старты. Закончится чемпионат мира, вернемся из Бостона в нашу лабораторию - и начнем.
Дмитрий: Необязательно фильмы. Музыка может рассказывать что-то одно по сюжету кинокартины, а мы должны придумать собственную интерпретацию. Найти свое видение.
Екатерина: Согласна с Димой. Есть какие-то бессмертные треки, которые ну никак не могут ассоциироваться с разными образами, но каждый ведь слышит музыку по-своему. Композитор увидел идею фильма и сочинил саундтрек. А мы включим его и подумаем о другом. Мне не нравится, когда люди берут ту же "Ромео и Джульетту" и говорят: ну, это должно быть именно так, как когда-то описано. С таким подходом получится воздушное легкое катание ни о чем - дескать, о любви. Зацикливаться на этом нельзя.
"Кармен" же разная у больших пар. А музыка-то одна. Кто-то катает красным плащом, кто-то быком.
- А есть еще "Кармен" от Вирчу/Мойр.
Екатерина: Вот. Запомнились! И ведь совершенно без всяких красно-черных платьев.
- Скорость в танцах выросла?
Екатерина: Мы же не стоим на месте. Нельзя катание Торвилл и Дина сравнивать с сегодняшним и по скорости, и по правилам.
Дмитрий: Действительно, никто до сих пор так не катается, как они. Их переплетение движений - волшебство. В их танце в каждом эпизоде постоянно что-то происходило, и все это было настолько логично. Скорость была не очень большая, но катание их было такое запредельное, что за два шага они ускорялись неимоверно.
- Если вам или вашим соперникам сейчас резко снизить скорость, такое возможно повторить?
Дмитрий: Нет.
Екатерина: Так, как они - нет. Кто-то сделает по-своему, и это будет выглядеть неплохо, но они показали миру те движения, которые никто так и не повторил.
Жулин – и прошлое, и настоящее
- У вас есть ориентиры из прошлого?
Екатерина: По катанию - да. Саша (Жулин) очень часто нам показывает что-то из прежних танцев на льду и требует ставить ногу, как они, фигуристы из роликов. А потом спрашивает: "Ну почему вы не можете это сделать?" И это прекрасно, ведь у каждого поколения есть чему поучиться.
Дмитрий: В 80-90-е годы мы периодически возвращаемся, смотрим, как катались Усова/Жулин, Грищук/Платов. Величайшие пары, на которых нужно равняться при том, что сейчас другие программы, другая сложность элементов, другая их оценка. Но фигурное катание никто не отменял.
- О ваших уже созданных программах можно сказать, что какая-то из них запомнится?
- Тем не менее из нового какая идея может вскоре появиться?
Екатерина: Пока разговоры на уровне смеха. И в пределах нашей команды. Саша Жулин просто так не сидит (смеется).
- Действующие чемпионы мира и Европы Габриэлла Пападакис и Гийом Сизерон - не лидеры в танцах на сегодня?
Екатерина: На международном уровне они в этом сезоне не выступали, и мы пока не знаем, как будут оценивать их программы.
Соловьев vs. Кацалапов: лучше, выше, сильнее
- Раньше вы соперничали с Ильиных/Кацалаповым. Сегодня кто ваш главный конкурент?
Екатерина: Для наших мальчиков это, видимо, здорово. Для их характера это нужно.
- А что, битва происходит только у мальчиков?
Екатерина: Я не знаю, как у остальных девочек, я не выхожу с чувством, что должна порвать всех соперниц. Выхожу на лед с чувством, что я с партнером, и что нас хорошо принимают, что мы катаемся, что через какие-то минуты покажем любимую программу. Даже внимания не обращаю на тех, кто рядом. Из соперников.
- Если Диму подстегивает Никита, то вас, Катя, нет?
Екатерина: Никита точно нет (смеется).
- А соперницы?
Екатерина: Если бы мы бегали с ними по катку наперегонки, и меня подстегивало бы, что они мчатся рядом и нужно лететь вперед... Но на льду я со своим партнером.
Екатерина: Сборная наша очень сильная. Мы очень рады за Ваню с Сашей (Букина и Степанову), которые поедут на чемпионат Европы. Кто-то прогнозировал на чемпионате страны и первое место Лены с Русланом (Ильиных и Жиганшина), но что-то не сложилось у них на этом старте. Ошибка в короткой, наверное, не позволила им пробраться в тройку. Все наши четыре пары постоянно перетасовываются, и это замечательно - ратью забираться на пьедестал. Я же с верой сказала во время чемпионата фразу о возвращении всех трех первых мест русским парам на главных стартах в мире.
- На чемпионате мира ваш план не слишком идеалистичен?
Екатерина: Все равно у всех есть цели и желания, нет ничего невозможного. До Олимпиады 2018 года.
Ставка на одну "олимпийскую" пару – глупость
- Илья Авербух выразил мысль, что федерации стоит принять политическое решение и сделать ставку на одну какую-то пару в контексте Игр в Пхенчхане.
Екатерина: Федерации это будет очень сложно сделать, потому что наши пары очень сильные. Как это так может быть вообще?
Екатерина: Важно, чтобы были готовы все пары. Не дай бог, чтобы повторилось когда-нибудь такое, что мы теряем на чемпионате мира одну квоту, как в прошлом году. Было три достойные пары, каждая из которых претендовала на серьезные позиции, а в итоге вышло седьмое, восьмое, девятое места. Печаль. Такого больше не надо. После олимпийского сезона мы очень много потеряли: из-за перестановок, из-за чьих-то пропусков, когда кто-то накатывался, а кто-то пришел новый... И у сборной вышел провал. Но впереди Олимпиада, время есть, и мы прежнее нагоним. Хотя и это будет прыжком в последний вагон. Мы не должны упустить этой возможности.
За 15 лет не сходили вместе даже в кино
- Мне кажется, что танцы - это страсть, в которых, по сути, всегда отыгрывается история любви в разных вариантах. Вы все время говорите о дружбе между собой, о товариществе. Чисто на профессиональных отношениях можно выжать максимум в этом виде спорта?
- Хотя ненависть тоже хорошее чувство для игры в любовь.
Дмитрий: Да, хуже всего полное равнодушие. Но я считаю, как и Катя, что наши дружеские отношения идут только в плюс. А дружба у нас длится долгие-долгие годы.
Екатерина: Долгие-долгие... (смеется).
Дмитрий: И даже в мыслях не было ничего другого.
Дмитрий: Верно. И даже никакой идеи никогда не возникло попробовать другие отношения.
Екатерина: Мы даже в кино ни разу за пятнадцать лет не сходили. Дружеские деловые отношения. На лед придем, и делимся каждый своими историями. Мы знаем друг о друге очень многое, даже те секреты, о которых не знают другие. Это помогает нам сплотиться и чувствовать себя особенными друзьями.
- А почему никогда не ругаетесь?
Екатерина: А из-за чего? Бытовых вопросов у нас нет.
Дмитрий: У нас не возникало причин для конфликта. Наорать друг на друга, обвинить, что ты не умеешь кататься, разъехаться по углам... Чтобы просто потерять драгоценное время?
- Отдыхать часто друг от друга требуется?
Екатерина: Мы видимся только на катке, общаемся только на соревнованиях и тренировках.
Дмитрий: Какая усталость! Мы же только вернулись и хотим сделать что-то важное.