Голкипер санкт-петербургского СКА Микко Коскинен стал одним из главных героев прошедшего сезона в КХЛ, выиграв вместе с армейцами с берегов Невы Кубок Гагарина. В интервью корреспонденту "Р-Спорт" Тарасу Барабашу двухметровый вратарь сильнейшего на данный момент клуба России рассказал о праздновании Нового года, вере в высшие силы, рождественском вине, своей первой клюшке и вспомнил о том, как начинал играть в детстве в Финляндии.
Подражали Мюллюсу, а про Кипрусоффа еще никто не знал
- Микко, знаю, что в Финляндии главный праздник – Рождество, а не Новый год, как у нас в России.
- Да, Рождество – настоящий праздник в Финляндии, особенно для детей, которые ждут его с нетерпением на протяжении долгого времени, потому что взволнованы тем, какие получат подарки. Рождество занимает значимое место в жизни финнов: семьи собираются вместе, как и в канун Рождества в России, столы ломятся от разнообразных угощений.
- Помните, какие подарки вы получали на Рождество в детстве?
- Конечно, я уже тогда играл в хоккей. Иногда это были новые перчатки или новый шлем, после этого мы с соседскими мальчишками, которые получали подарки в то же время, выбегали на улицу и играли вместе.
- А когда впервые получили в подарок клюшку?
- Очень хорошо помню, это была клюшка Easton, очень хорошая, для маленького мальчика это было очень важно. Начал играть с левым хватом, тогда в детстве я еще был полевым игроком, а на позицию вратаря меня определили позднее. Весело тогда было. Я неплохо действовал и на позиции форварда, и на позиции защитника, но, не знаю почему, хотел стать вратарем. И очень рад, что в итоге обосновался в воротах.
- Помню, когда учился в школе, уже тогда симпатизировал сборной Финляндии и мне нравился голкипер Микка Кипрусофф. Ваши имена похожи, брали с него пример?
- Когда я был совсем маленьким, тогда еще никто не знал о Кипруссофе, но когда я подрос, он уже был кумиром для многих мальчишек. Когда я был маленьким, сборной Финляндии удалось впервые выиграть чемпионат мира, это был 1995 год. Тогда ворота сборной защищал Ярмо Мюллюс. Так что когда мы играли на улице, подражали ему.
- Хорошо помню его в первую очередь по Олимпиаде в Лиллехаммере. Тогда в группе сборная Финляндии разгромила россиян 5:0, а потом еще и в матче за бронзовые медали – 4:0.
- Да, но про 1994 года я почти ничего не помню, мне было всего пять или шесть лет, но вот про 1995 год и первое золото Финляндии на чемпионатах мира уже помню. Это был грандиозный успех. С тех пор было много отличных матчей между сборными России и Финляндии. Раньше главное противостояние было между Финляндией и Швецией, а сейчас, похоже, на эту роль претендуют матчи между Финляндией и Россией. Это здорово.
- Вот меня всегда с детства беспокоил вопрос: почему сборная Финляндии чаще уступает шведам, чем выигрывает? Я переживал за сборную Финляндии из-за стараний игроков показать все свои умения в каждой смене, из-за Теему Селянне и красивой формы. Вот, допустим, финальный матч в Турине, наверное, самый важный для финской сборной в истории...
- Знаю, это дерьмово. Но в то же время, когда мы выигрывали чемпионаты мира, оба раза мы обыгрывали на пути к золоту шведов. Может быть, мы сравняемся с ними однажды, но пока не могу сказать, почему так происходит. Может быть, они немножко лучше.
Картошка и сосиски
- Мы отвлеклись. Давайте теперь поговорим о том, что такое Новый год для финнов.
- В России главный напиток в Новый год – шампанское.
- В Финляндии на Новый год и шампанское есть, а в Рождество - красное вино.
- Красное вино в Рождество? Что-то вроде крови Иисуса?
- Да (смеется).
- А вы лично верите в бога?
- Лично я не могу назвать себя сильно верующим. Я верю во что-то высшее, верю, что есть высшая сила. Но я пока не определился с тем, что именно это.
Рукоприкладства со стороны Назарова не было
- Когда вы приняли предложение СКА, не все верили в то, что у вас получится в Петербурге. Вы провели фантастическую весну в плей-офф. Это был самый большой вызов в вашей карьере? Может, сравните переход в СКА с командировкой в НХЛ?
- Помните свой дебют в НХЛ? В соперниках вроде был "Торонто", февраль 2011 года.
- Да, это было в Нью-Йорке (в составе "Айлендерс"). Я был дублером в том матче, первый голкипер нашей команды получил травму на разминке. Я вышел на лед, после чего пропустил чуть ли не после первых же двух бросков. После этого я действовал неплохо в той встрече, но мы уступили в итоге в третьем периоде. После этого провел два неплохих матча (включая победу над "Монреалем" в серии буллитов), а потом опять была неудачная встреча. Как и сказал прежде, я не был готов психологически к тому, чтобы играть на одном уровне каждый матч. А это очень важно - играть стабильно - если хочешь быть первым номером и выступать матч за матчем. Когда я был моложе, уровень игры в отдельных встречах разнился.
- Когда вы весной уступали в полуфинале Кубка Гагарина ЦСКА со счетом 0-3, какие мысли были?
- Поверите вы или нет, но я не терял веры в то, что мы может обыграть их. Не настолько мы им уступали. Когда выиграли первую встречу, после этого я был уверен, что мы пройдем ЦСКА. При счете 0-3 вся команда была уверена в том, что мы сделаем это и победим в итоге. Вера в итоговый успех – огромная составляющая успеха в хоккее.
- Я чувствую, что у нас вновь есть огромный потенциал. В начале сезона мы играли не очень хорошо, но произошли перемены и я думаю, что мы выросли. Верю в нашу команду и в наш тренерский штаб, хоккеистов, в наше руководство. Не вижу никаких причин, которые помешали бы нам в этом году вновь добиться успеха.
- В октябре я был в отпуске, но все же приехал в "Ледовый", чтобы увидеть отставку Андрея Назарова и попытаться задать ему вопрос. Он покинул дворец через VIP-вход, от нас отмахнулся как от мух, сел в джип и уехал. Какие у вас воспоминания останутся от работы с этим специалистом, который не проявлял должного уважения к СМИ?
- Стараюсь забыть о том, что было в прошлом и фокусирую внимание на том, что происходит сейчас. Прошлое – это прошлое, его нельзя поменять. Очевидно, что у нас не складывалось с Андреем. Я надеюсь, что в Астане у него дела будут складываться лучше.
- В СМИ ходили слухи, что он занимался рукоприкладством в раздевалке. Это правда?
- Нет, он только кричал. Никакого физического воздействия не было.
Хочу посмотреть на Новый год в России
- Вот мы с вами, когда проходили мимо хоккейной коробки в "Юбилейном", обсудили недавние матчи клубов НХЛ. У меня любимый голкипер в НХЛ – Туукка Раск из "Бостона". А у вас? Кто сильнейший финский голкипер?
- Помню, как он остановил так называемую "Красную машину" в четвертьфинале Олимпиады в Сочи. А потом захворал и на полуфинал вышел Кари Лехтонен. Не поэтому ли не удалось пробиться в финал?
- Туукка приболел тогда, он не мог играть. Но у нас очень много отличных голкиперов, и Кари тоже один из лучших. Это был верный ход, лучше было играть с Кари, учитывая болезнь Туукки. Мы проиграли не из-за того что в воротах был Кари. Матч против шведов получился очень добротным. Впрочем, шведы тоже были хороши.
- Кари Хейккиля как-то объяснил мне, почему финны, которых в Финляндии примерно столько же, сколько россиян в одном Петербурге, столь успешны в хоккее. Он сказал, что каждый мальчишка в Финляндии проходит просмотр, у каждого есть шанс заиграть в хоккей, потому что площадок очень много. А у вас есть объяснение, почему Россия и Финляндия в хоккее на одном уровне, несмотря на перевес в численности населения?
- (Смеется). Честно говоря, думаю, что ваши соотечественники лучше оснащены в индивидуальном плане, лучше как хоккеисты. Но как команда... в Финляндии мы понимаем, что не можем играть порознь, мы должны держаться друг за друга все вместе и показывать командую игру, насколько это только удается. Именно поэтому мы добиваемся успеха.
- Чего вы пожелаете читателям "Р-Спорт" в 2016 году?
- Всем желаю быть удачливыми и оставаться здоровыми. Здоровья всем вам в новом году! Я надеюсь, что этот год будет счастливым для всех тех, кто любит хоккей, надеюсь, что мы вновь здорово проведем плей-офф. На Новый год я останусь в России, хочу увидеть, как его встречают здесь.
- Удачи, Микко! Жду повторения полуфинала с ЦСКА.
- Спасибо!