Австралийский защитник Люк Уилкшир впервые приехал в Россию в далеком 2008 году, став первым футболистом с Зеленого континента в РФПЛ. В прошлом году 34-летний футболист вернулся в Россию, подписав контракт с грозненским "Тереком" по схеме 1+1. Перед началом первого зимнего сбора команды Уилкшир поведал корреспонденту "Р-Спорт" Николаю Рязанцеву, кто подтолкнул его к переходу в грозненский клуб, об амбициях своей новой команды и о грядущем пополнении в семействе.
- Люк, расскажите, как провели эти новогодние каникулы?
- Особо ничего не делал, мы сейчас ждем второго ребенка, так что летать жена не могла, поэтому мы решили остаться здесь, в Москве. Я старался поддерживать физическую форму, уделял много времени моей младшей дочери. Изначально мы планировали полететь в Австралию на праздники, но, учитывая обстоятельства, передумали.
- Принимайте поздравления! Когда ждете пополнения?
- В июле, очень жду этого момента. Пока мы не знаем, будет это девочка или мальчик, посмотрим.
- Получается, это будет у вас уже пятый ребенок (у Уилкшира есть еще три ребенка от предыдущих браков) - в Австралии в порядке вещей иметь большие семьи?
- Думаю, 2-3 ребенка – это обычная история. Вообще мы с женой после рождения второго ребенка хотим еще одного.
"Тереку" по силам побороться за место в еврокубках
- В прошлом сезоне вы выступали за голландский "Фейенорд". Почему в августе решили покинуть клуб?
- Я выбрал Нидерланды, так как уже играл там, плюс в "Фейенорде" работал тренер, которого я уже знал. Все шло хорошо, но после первой части сезона я получил травму бедра, попытался вернуться на поле слишком рано, так как хотел сыграть в матче плей-офф Лиги Европы против "Ромы". К сожалению, уже через 25 минут после начала матча я получил повторное повреждение, которое, по сути, поставило крест на остатке сезона. Затем у нас сменился тренер, молодой игрок, который заменил меня в старте, хорошо зарекомендовал себя, так что я понимал, что мое игровое время будет серьезно ограничено. Плюс я скучал по российскому чемпионату, а моя жена хотела вернуться в Россию, так что в итоге с клубом мы договорились расторгнуть мой контракт.
- То есть расстались без взаимных упреков?
- Никакой обиды нет, это футбол. Я провел там отличный отрезок времени, мы хорошо показали себя, неплохо выступили в Лиге Европы, но потом с приходом нового менеджмента дела поменялись, так бывает.
- Почему все же в итоге выбрали "Терек"?
- После разрыва контракта я вернулся в Москву с моей женой, чтобы найти себе новый клуб, так как снова хотел выступать в РФПЛ. Я чувствую, что еще пару сезонов я точно смогу отыграть. Так получилось, что я оказался в "Тереке", и я очень жду момента, когда снова смогу выйти на поле.
- В последние годы вы выступаете в основном на позиции правого защитника. В "Тереке" это место занимает Ризван Уциев, сложно будет выиграть у него конкуренцию?
- Он отличный игрок, который находится в команде уже очень давно. Он - настоящий капитан, лидер команды. Я понимаю, что придется нелегко, но я также могу играть и на других позициях, если понадобится, тренер об этом знает. Так что мне остается только работать по полной программе, и когда мне представится шанс, то я буду готов выйти на поле.
- С главным тренером команды Рашидом Рахимовым нашли общий язык?
- Конечно, перед подписанием договора мы говорили. Я был с командой около полутора месяцев, так что теперь я понимаю, как и что в команде, понимаю, что от меня требуется, так что чувствую себя комфортно.
- "Терек" в первой части сезона потерпел всего два поражения, лучший показатель в лиге, и находится в двух очках от еврокубковой зоны. На что команда может замахнуться по итогам сезона?
- Команда отлично провела первую часть сезона, но без хорошей второй половины это все будет неважно. Команда находится на хорошей позиции, и нужно сохранить эту хорошую форму, уровень игры, потому что одно дело добраться до него, а совсем другое - сохранить. Я думаю, что команда выросла за последнее время, и сейчас нужно стабилизировать игру. Это непростая задача, но я уверен, что у команды достаточный уровень, чтобы бороться за места в еврокубках.
- В "Динамо" вы выступали под 23-м номером, сейчас у вас на груди красуется 29, почему взяли его?
- К сожалению, 23-й номер был занят (Факундо Пирисом), так что я выбрал 29 – это день рождения моей младшей дочери Мии.
Австралийским стейкам предпочитаю баранину
- Кого в команде можно назвать душой компании?
- В команде много веселых ребят, могу выделить бразильцев. Если кого-то выбирать, то, пожалуй, Родолфо, он очень открытый человек. Вообще с самого первого дня в Грозном меня встретили очень радушно, так что я быстро нашел общий язык с персоналом клуба и игроками, чувствую себя отлично. Это стало одной из основных причин того, что я решил подписать контракт с "Тереком". Не все понимают, что город очень сильно изменился за последние годы и стал очень спокойным местом, в котором ты можешь чувствовать себя расслабленным. Еда здесь потрясающая (смеется). У нас уже есть ряд любимых ресторанов, и моя жена уже скучает по ним. Я люблю шашлык, свежие салаты, хлеб, отличный сыр.
- То есть по австралийским стейкам совсем не скучаете?
- На самом деле нет (смеется), я люблю хорошую говядину, но баранина мне нравится больше, а здесь она превосходная. Честно говоря, в Австралии последний раз был давно, когда в последний раз ездил на сбор национальной команды (в мае 2014 года).
- А жена у вас москвичка? Как она восприняла переезд?
- Да, она из Москвы, но интересное дело, что это именно она сильнее всех подталкивала меня к переезду в Грозный. Мы приехали туда осенью, когда я просто тренировался с командой, и ей очень понравилось в городе, и она захотела остаться. Так что когда пришло время подписывать контракт, она была двумя руками за. Впервые я побывал в Грозном восемь лет назад, и за это время город очень сильно изменился, это невероятно. Нужно отдать должное тем людям, которые все это осуществили.
- Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров известен тем, что любит дарить дорогие подарки игрокам после знаковых побед. Были уже и машины, и золотые бутсы, а вы какой бы подарок хотели получить?
- Даже не знаю (смеется), не думал об этом. Мы профессиональные футболисты и играем ради победы. Конечно, как и в каждой профессии, у нас бывают свои преимущества, так что какие-то дополнительные бонусы – это здорово.
Думаю, Кураньи понравится в Австралии
- В августе вы присутствовали на одной из игр вашего бывшего клуба московского "Динамо", и тогда все заговорили о вашем возможном возвращении. Была ли какая-то доля правды в этих разговорах?
- Нет, ничего такого не было. Я провел в "Динамо" много времени. Там поменялась стратегия развития, во многом из-за этого я и ушел, а потом все снова поменялось, так что жаль видеть такую ситуацию. Возможности вернуться не было, но я продолжаю пристально следить за выступлениями команды, которая занимает особое место в моем сердце.
- Сейчас динамовцы делают ставку на молодых игроков, своих воспитанников, как и многие команды в чемпионате Нидерландов. Думаете, такой подход способен принести успех команде в РФПЛ?
- Конечно, эти чемпионаты очень разные. РФПЛ – очень сложный турнир, и просто талант не дает тебе гарантий успеха, нужен опыт, и каждой команде, безусловно, нужны опытные игроки. Конечно, в "Динамо" есть талантливые молодые игроки, но сейчас команде нужно набирать очки, а сделать это очень сложно при такой конкуренции. Все же я уверен, что "Динамо" преодолеет этот период, и в будущих сезонах будет выступать лучше.
- В "Динамо" за полтора года вашего отсутствия всё в очередной раз кардинально изменилось, общаетесь с кем-то из давних знакомых?
- У меня все еще много друзей работает в клубе, я живу в двух минутах от тренировочной базы. Я очень благодарен, что мне позволили пользоваться тренажерным залом, чтобы поддерживать себя в форме весь последний месяц. Сейчас я чувствую себя хорошо, в этом году я, наверное, тренировался больше, чем когда-либо во время отпуска.
- А из бывших партнеров с кем поддерживаете отношения?
- Несколько дней назад общались с Кевином Кураньи, он сейчас как раз рассматривает возможность переезда в австралийский чемпионат. Думаю, ему там понравится (смеется). Все же в Германии у него все непросто складывается.
После окончания карьеры буду жить у океана
- Возможно, еще рано об этом говорить, но планируете ли завершить карьеру именно в России?
- Сложно сказать, в футболе никогда не знаешь, что тебя ожидает в ближайшем будущем. Если у меня будет сохраняться голод до игры и физически я смогу играть на высшем уровне, то я продолжу. Так что о конкретных сроках говорить не стоит.
- А после окончания карьеры можете ли остаться здесь?
- Возможно, какое-то время после завершения карьеры останемся здесь, но все же потом переберемся в место, где будет больше солнца (смеется). Жена не возражает, хоть она и любит Москву, но у нее всегда здесь будет дом, куда можно будет возвращаться. Но все же и дети, и я люблю солнце.
- То есть заснеженная Москва вам не по душе?
- Нет, как раз сейчас, когда много снега, в Москве очень красиво. Проблема тогда, когда снега нет, но все равно холодно, это довольно скверно.
- Вы родом из Вуллонгонга, города неподалеку от Сиднея, собираетесь вернуться туда?
- Не факт, может быть, осядем где-нибудь в Америке, но точно где-нибудь на берегу океана. Недавно отдыхали в Майами, нам там очень понравилось. Все же наличие океана и постоянного солнечного света создает совсем другое ощущение какого-то позитива. Когда вы просыпаетесь и можете пойти на пляж, это здорово.
- Да и люди в таких местах более веселые и беззаботные, нежели чем в России.
- Это нормальная ситуация, когда люди получают меньше витамина D. Когда на небе постоянно тучи, это может нагонять депрессию. Но это не только в России, в Англии то же самое – зимой люди кажутся более депрессивными, это всё погода.
- Вы приехали в Россию в 2008 году, удалось ли выучить язык за это время?
- Неплохо, но понимаю я лучше, чем говорю. Мне сложно произносить некоторые слова, понимаю же я довольно хорошо, не всегда все слова, но идею разговора точно уловить могу.
Уже оставил надежды вернуться в сборную при нынешнем тренере
- В прошлом году в нашем чемпионате играл еще один австралиец – Иван Франьич, как у него дела?
- Он недолго продержался, не так ли? (смеется) Сейчас он вернулся в Австралию, играет в Мельбурне. Думаю, просто это не для всех, не все могут адаптироваться вдали от дома, это не так-то просто. Я с ним не общался, мы лишь несколько раз с ним пересекались в сборной до того, как в ней сменился тренер.
- Кстати о сборной, где вы последний раз появлялись полтора года назад. Надеетесь еще вернуться?
- Не думаю, что у меня есть шансы. Конечно, я всегда хочу защищать честь своей страны, но пока этот тренер стоит у руля сборной, этого не произойдет.
- То есть взаимоотношения с Ангелосом Постекоглу не сложились?
- Никаких проблем нет, но просто у него другой взгляд на футбол. Сразу было понятно, что он хочет многое изменить в сборной, и не видит меня в команде, так что я не лелею надежд на скорое возвращение в сборную.
- В следующем году российские болельщики смогут воочию лицезреть выступление сборной Австралии на Кубке Конфедераций. Каковы шансы вашей команды, как считаете?
- Сложно сказать, в команде произошло много изменений, в команду влилось много молодежи. Честно сказать, я не видел последние матчи, и я не знаю некоторых игроков. Но все же в прошлом году наша команда выиграла Кубок Азии, что является огромным достижением, особенно для Австралии, да и новый отборочный цикл начали неплохо. Конечно, на Кубке Конфедераций будет иной уровень, но в футболе сложно делать прогнозы.
- Кем себя видите во время чемпионата мира 2018 года в России?
- Это еще не очень близко, надеюсь, в то время я еще буду числиться профессиональным футболистом (смеется). Наверняка останусь в России понаблюдать за мундиалем, а там посмотрим, в каком качестве.
- Бывший тренер сборных Австралии и России Гус Хиддинк сыграл немалую роль в вашей карьере, поздравили его с назначением в "Челси"?
- Я все жду, когда он мне позвонит, но пока звонка нет (смеется). Последний раз мы общались месяца четыре назад. Он – фантастический тренер, отличный парень. Желаю ему всяческих побед в "Челси", уверен, у него там все получится, и он добьется успеха.