Вот уже третий год одной из главных изюминок группы Б чемпионата мира по хоккею с мячом, который в эти дни проходит в Ульяновске, является сборная Сомали, полностью состоящая из беженцев, живущих в Швеции. Капитан команды Хассан Фарах в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Василию Королеву рассказал о своей родине и своем новом доме, а также поделился впечатлениями о России.
Сомали
- Я переехал в Швецию, когда мне было 13 лет. Жизнь в Сомали была очень трудной, мы были вынуждены переезжать с места на место, кругом была война, на улицах были мертвые люди. У нас не было своего дома, нам приходилось снимать жилье, потому что мы постоянно переезжали. Обычно мы снимали две-три комнаты для нашей семьи. У меня были друзья, которые жили в собственных домах. Обычно они сделаны из дерева. Не знаю, как сказать это по-английски, но это что-то вроде палатки.
В Сомали я ходил в школу, играл с друзьями в футбол, возвращался домой, ел, проводил время с семьей. Мы изучали арабский и английский языки, Коран, физику, другие предметы. Занятия начинались в 7 утра, днем у нас был перерыв на обед. До 13 часов в школе были только мальчики, потом приходили девочки и учились до 18 часов. Не как в Европе или в России, где все учатся вместе.
Чехи разгромили сомалийцев в матче группы Б ЧМ по хоккею с мячом в Ульяновске >>>
- Как далеко от дома была ваша школа?
- Школа была примерно в 15 минутах ходьбы. Мы ходили туда вместе с друзьями и болтали по дороге. Если мы опаздывали и приходилось бежать, мы устраивали между собой небольшое соревнование. А иногда мы просто убегали от уличных собак, которые хотели нас попробовать на вкус (смеется).
- Чем занималась ваша семья?
- Мой отец работал водителем грузовика, а мама занималась домом. Еще у меня есть младший брат, ему 16 лет, а еще старшая сестра - ей 20. Мы с сестрой недавно закончили школу и сейчас поступили в университет.
- Когда я говорил друзьям, что поеду на чемпионат мира, где будет выступать сборная Сомали, первое, что меня спрашивали: пираты играют в хоккей?
- Да, есть такой стереотип (смеется). Конечно, в Сомали они есть, но не надо думать, что все сомалийцы - пираты. В Сомали живут обычные люди, у них обычная жизнь. Пиратов не так много, в основном они живут у моря, а не в городах.
Швеция
- Как вы оказались в Швеции?
- Сначала в Швецию переехал мой отец. Он не звонил нам целый год, а потом позвонил из Швеции: "Привет, я в Швеции, вы хотите переехать ко мне, чтобы учиться?" У нас не было проблем, чтобы приехать - мой отец обратился в иммиграционную службу, нам прислали паспорта, а отец купил нам билеты на самолет.
Когда я только переехал в Швецию, мне было очень тяжело, потому что я не знал языка, я был не так хорошо образован, как мои сверстники, но я довольно быстро смог влиться в общество, потому что я быстро учусь. Я выучил язык, пошел в школу, завел друзей среди шведов, с которыми я мог общаться. Учиться в шведской школе было действительно сложно, потому что я был вынужден пойти сразу в восьмой класс, а после девятого класса я должен был пойти уже в старшую школу, поэтому я очень старался, чтобы туда попасть. В шведской школе было много новых предметов для меня, но мне было несложно, потому что было очень интересно учиться.
- Ваш отец тоже прилетел в Швецию на самолете?
- Нет, он попал в Швецию каким-то другим способом. Он нам немного рассказывал об этом. Кажется, как-то по морю он добрался до Турции, а уже потом оказался в Швеции.
- Каким было ваше первое знакомство со снегом?
- Мне говорили, что в Швеции есть снег, но я никогда не понимал, что это такое. А однажды утром я проснулся, выглянул в окно - а вокруг все белое. Я сначала не понял, что это - соль, сахар (смеется)? Я вышел на улицу, мне сказали, что это снег. Я попробовал взять его в руки, но он начал таять (смеется). Ну и, конечно, было очень холодно. Мне понадобился примерно год, чтобы привыкнуть ко всему этому. Зима оказалась слишком холодной, а лето - не таким теплым (смеется). Было очень сложно. Летом в Швеции не так холодно, но очень ветрено, а в Сомали очень жарко, сложно находиться на улице больше 30 минут.
- Чем вы сейчас занимаетесь в Швеции?
- Недавно я закончил университет, по образованию я автомеханик, но не работаю по специальности. Я работаю в команде кем-то вроде тренера, учу маленьких детей, как сомалийских, так и шведских. Сейчас у нас появилась команда по хоккею с мячом для сомалийских детей, с ними я тоже работаю.
-А вам самому сложно было научиться кататься на коньках?
- Нет, это было не так трудно, по крайней мере для меня. Гораздо сложнее было научиться управляться с клюшкой и разобраться в правилах.
Золотые шлемы для победителей и яркий салют: лучшие кадры ЧМ по бенди в Ульяновске. Фото >>>
- Расскажите о своих тренерах и партнерах по команде.
- У нас отличные тренеры, они очень много с нами общаются, говорят, что на льду мы должны быть счастливы, должны получать удовольствие, постараться сконцентрироваться и дать отпор сопернику. Они считают, что очень важно, чтобы мы получали удовольствие вне зависимости от того, как складывается матч. Шведский тренер (Пер Фоссхауг) - очень хороший человек, он знает каждого игрока, знает, как нас мотивировать, знает, кому какая помощь нужна. Русский тренер (Александр Тарасенко) - тоже очень хороший человек, он помог сделать нашу команду сильнее. Они всегда стараются делать так, чтобы мы развивались шаг за шагом, становились лучше как игроки и как личности.
С большинством из моих нынешних партнеров по команде я был знаком еще до того, как стал заниматься хоккеем. Сейчас я дружу со всеми парнями, мы лучше знаем друг друга, стали гораздо ближе, много времени проводим вместе как на тренировках, так и в жизни. Мы как семья. У меня также много шведских друзей. С кем-то я познакомился в школе, с кем-то позже.
(в этот момент в раздевалке громко включается музыка)
- Не могу понять, это кто-то из команды включил, или просто музыка по стадиону?
- Это не наша, хотя иногда мы тоже включаем музыку в раздевалке. У нас очень разные вкусы, но большинство предпочитает хип-хоп.
- Мне рассказывали, что на турнире у вашей команды есть какая-то финансовая мотивация.
- Перед тем как мы отправились в Ульяновск, мы сказали, что за каждый забитый гол мы переведем некоторую сумму в благотворительный фонд. Что-то вроде ЮНИСЕФ, не помню точно, как он называется, но он помогает людям.
- Вы когда-нибудь думали о том, чтобы вернуться на родину?
- Конечно! Я очень хочу вернуться на родину, чтобы увидеться с родственниками. Может быть, у меня получится года через два, когда я заработаю достаточно денег.
- Я имел в виду насовсем.
- Я рассматривал такой вариант, но пока думаю еще задержаться в Швеции. Возможно, потом я вернусь обратно вместе с семьей.
- А про переезд в другую страну не думали, например, в Россию?
- Над этим вариантом я тоже думал. Вообще, я хотел бы заняться своим бизнесом, например, открыть отель. Но не в Швеции, а в Саудовской Аравии или в Абу-Даби.
Россия
- Для вас это уже третий чемпионат мира, и все они проходили в России (ЧМ-2014 был в Иркутске, ЧМ-2015 - в Хабаровске). Можете сравнить эти города?
- Иркутск был первым российским городом, в котором я был, поэтому, конечно, он произвел на меня наибольшее впечатление. Но мне также понравились Хабаровск и Ульяновск - это отличные города. Меня впечатлили дома, люди, то, как все вокруг устроено, это очень интересно.
Хоккеист Мунгунхуяг: русских учат стоять на коньках, монголов - ездить на лошадях. Интервью >>>
- А в Москве вы были?
- Только в аэропорту - мы делали пересадку. Обратно мы тоже летим через Москву, и у нас будет около семи часов, так что у нас будет возможность немного посмотреть город.
- Как вам русские девушки?
- Русские девушки очень привлекательные, очень красивые, с ними очень приятно общаться. Думаю, они гораздо привлекательнее шведок.
- А если сравнить с сомалийками?
- Конечно, мне нравятся сомалийские девушки, но русские нравятся больше.
- Ну а русскую водку вы пробовали?
- Нет, пока не пробовал. Мы мусульмане - мы не употребляем алкоголь.