Юных Дину и Арину Авериных, 17-летних сестер-близняшек, называют "тайным оружием России" - конечно, имея в виду сборную России по художественной гимнастике. Спортсменки родом из Заволжья, однажды в 2011-м году они попали к тренеру Вере Шаталиной, после чего стали стремительно развиваться, выигрывать медали на соревнованиях, а олимпийский 2016-й год начали в основном составе национальной команды, наряду с прошлогодними лидерами - Яной Кудрявцевой, Маргаритой Мамун и Александрой Солдатовой.
На первом этапе Гран-при в Москве, который открыл олимпийский сезон, Арина Аверина победила в упражнении с лентой, выиграла серебро с булавами, бронзу в многоборье. Дина Аверина стала шестой в упражнении с обручем и в многоборье. Тренер спортсменок Вера Шаталина рассказала в интервью агентству "Р-Спорт" о том, как начинала работать с сестрами, с какими сложностями пришлось столкнуться и о том, что Аверины готовы подстраховать первых номеров сборной России в любой момент, будь то даже Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро.
- Вера Николаевна, ваши гимнастки Дина и Арина Аверины в этом году начали сезон в составе основной сборной России. Расскажите, пожалуйста, какой путь стоял за этим.
- В предыдущие сезоны они еще были маленькие, выступали в юниорах, и только второй год девочки выступают по мастерской программе. А юниоры, вы сами знаете, это "кот в мешке": когда ребёнок только растёт, формируется, когда начинается пубертатный период, бывает, что все меняется, поэтому было сложно сказать. Но я не считаю, что прежде они были в тени лидеров.
Они не попали на юношеский чемпионат Европы по причине того, что была огромная конкуренция. А после этого турнира весь 1999-й год выпал у нас, вообще все девочки травмировались. Какой-то будто бы проклятый год получился, просто все до одной получили травмы: у кого-то нога или рука, у кого-то аппендицит, и такая была бесконечная череда... И вот в это время как раз Арина и Дина вышли вперед. Но, понимаете, они все равно должны были "выплыть на поверхность", потому что "спасательный круг" у них был очень хороший. Во-первых, они умные, во-вторых, такие исполнительные! За четыре олимпийских цикла - а у меня 30 лет тренерского стажа! - у меня не было таких детей, не в обиду никому из моих знаменитых учеников это сказано.
В ребенка надо вложить любовь, тогда ты получишь все
- Что выделяет среди ваших учеников сестер Авериных?
- В этих детях складывается то, что нравится любому тренеру. Послушание не просто практически идеальное, а на все 100%. Я знаю, что, выходя на ковер, они сделают всё и даже, может быть, больше. Когда даже у них случаются ошибки, я не могу их ругать, потому что я знаю спорт - это не кройка и шитьё, тут колоссальные перегрузки. И мало того, что у нас очень вид сложный, представляете, тут незащищенные стопы, прыжки, гибкость, растяжка, плюс музыку надо слушать, обладать какими-то уникальными вещами... Но и надо делать что-то интересное, а не только школьную хореографию показывать. А еще они мне верят, во всем буквально доверяют. Все это в совокупности у этих детей сложилось.
Когда они ко мне попали, девочки были очень неразговорчивые, неулыбчивые, они были как две старушки такие: правильно всё делали, но не разговаривали. У нас есть очень хороший психолог в команде, Евгения Борисовна Кузьминова, которая мне как-то сказала: "Вера, если ты их не научишь говорить, у вас не будет хороших результатов". Я стала спрашивать у Дины и Арины - а почему здесь так, а как вы спали, что вы кушали? Дети были ошарашены, потому что, видимо, до этого с ними никто об этом не разговаривал. Просто в ребёнка надо вложить любовь, тогда ты получишь всё.
- Это правда... Но начиналось все, наверное, не так идеально?
- Я им однажды сказала: девочки, ждите, ждите - и у нас всё получится. Мы начали с того, что ходили по врачам. Главный тренер Ирина Александровна (Винер-Усманова) сказала: проверьтесь у эндокринолога. Когда рождается двойня, дети бывают маленькими ростом, и Дина с Ариной маленькие были очень. А у нас на площадке маленький рост - не очень. У нас очень требовательный вид спорта: мало того, что надо обладать физическими данными, нужно ещё быть красавицей на площадке. У Авериных - лицо, фигурки - всё хорошо, но они были совсем маленькие. И врач мне сказал, что надо убрать 50% нагрузки. Согласитесь, не каждый тренер пойдет на это! Но я поняла, что есть такие дети, которым не надо много работы, которым надо только всё "через голову", они сами хорошо научены.
И мы с ними приняли решение, что мы будем следить за питанием. Если кто-то из них держит диету, то тут я заставляю, чтобы было правильное потребление жиров. И вы знаете, они стали расти! Два года они вообще не росли, когда еще не занимались у меня. А когда мы стали работать, начался рост, сначала четыре сантиметра, потом пять. Они ко мне пришли ростом всего 138 см, а на сегодняшний день девочки уже около 161 см - это наша общая такая победа.
Лучше гимнасток за 30 лет не было
- Какие отношения у вас сложились с Диной и Ариной?
- Я им очень доверяю: они не предатели. И они также и мне полностью доверяют: если уж я говорю, что так надо, то они всегда сделают. Не сказать, что мы с ними на короткой ноге, но, думаю, что я не каждой подруге могу рассказать то, что могу рассказать этим детям. Я им всегда объясняю, как надо себя вести, что надо быть благодарными: ты сегодня поднялся, а завтра можешь упасть, поэтому надо ценить каждый день. Утром встал - спасибо большое, что солнце светит, вот с этого начинается день.
У нас настолько всё сошлось: доверие плюс трудоспособность и, конечно, уникальное владение предметом. Я таких детей ещё не видела, они сочетают в себе уникальные вещи! Даже если ты им говоришь, образно говоря, влезь в правое ухо и вылези через левую ногу, они всё это могут сделать и осуществить! Мы меняем программу иногда за день до старта, и это совершенно не сказывается на выступлении. У меня таких учеников еще не было.
Например, до московского Гран-при оставалось меньше недели, когда мы поменяли там музыку в ленте. Ирина Александровна сказала, что она немножко не соответствует программе, а я знаю, что она плохого не пожелает, со стороны это виднее. И мы поменяли музыку - действительно, упражнение ещё лучше стало! Но это не с каждым ребёнком можно сделать...
Поэтому даже когда у девочек бывают мелкие капризы, я на это не обращаю внимания, потому что лучших учениц у меня за 30 лет стажа не было. По отношению к спорту, по преданности гимнастике, по отношению к своему тренеру, по правильности, начиная от внешнего вида... Я никогда не вижу грязных носков, порванных тапочек, у Авериных всегда идеальные предметы. Они ещё и мне напоминают, вечером присылают эсэмэски: "Вера Николаевна, вы должны принести то-то, не забудьте сделать то-то!" Я не знаю, что такое карточки, с электроникой не связываюсь, потому что всё делают дети. И я всегда говорю: "Что же я буду делать после того, как они бросят гимнастику?" Это когда-то случится, будет очень тяжелый период, потому что мне с ними очень комфортно, и теперь хочется ещё, чтобы сложилось и дальше. Я не знаю, добьются ли они очень высоких результатов в художественной гимнастике, но то, что мне с ними хорошо, я знаю на 100%.
- У вас получается целая команда, не просто тренер и гимнастка, а уже три человека.
- Это правда. С одним всегда очень тяжело, я всегда очень жалею тренеров, у которых только одна спортсменка. У меня никогда не было одной ученицы! У меня всегда было много, и даже сейчас не только две девочки Дина и Арина, а еще я работаю с Олесей Петровой, двукратной чемпионкой Европы по юниорам, которая тогда вот травмировалась... И ещё есть у меня очень маленькая девочка, ей только исполнилось 9 лет. Хочу вырастить её на этих детях, на Авериных, потому что то, что умеют они, никто не умеет, координация на таком уровне!…
И я стала замечать, что, когда эта маленькая спортсменка находится с ними рядом, она заметно прибавляет. Она уже для своего возраста умеет уникальные вещи, она уже лучшая в своём возрасте по России. Она 2007 года рождения - кажется, что это еще едва ли не грудной ребёнок, но на самом деле она уже столько умеет! Я ее специально ращу на Дине и Арине Авериных, как говорят, учись, пока они живы (то есть, в спорте, конечно)! А вообще у нас и правда настоящая семья.
- Наверное, и между самими близняшками сложились крепкие сестринские отношения?
- Дина и Арина настолько самодостаточные, вы себе не представляете! У них свой мирок, и они туда никого не пускают. И я очень рада этому, потому что если в их мире будет кто-то третий, то тандем разрушится. Плюс у них семья очень хорошая, там мама с папой, которые полностью живут для этих детей. Сестры правильно воспитанные. Они у меня после тренировки каждый день занимаются с преподавателями по скайпу. Я как-то им сказала: "Мне тупые не нужны". Они сдали очень хорошо экзамены в выпускном классе в прошлом году, поступили в физкультурный институт. Аверины пошли в школу, когда им еще и шести лет не было, потому что они были очень умненькие. Мама их рассказывала: "Вера Николаевна, мы просто не знали, куда от них деваться". У них еще есть и третья сестра, старшая, Полина, которая раньше тоже занималась гимнастикой. Там семья любящая, дети растут в любви, в достатке, всё для них.
- Это на площадке сразу видно, да?
- Это ментальность, потому что нельзя работать с обездоленным ребенком так, чтобы он стал чемпионом мира, Олимпийских игр. Поверьте мне, всё равно это скажется в самый неподходящий момент! Обездоленные дети, они могут быть чемпионами мира в некоторых других видах спорта, но, если ребёнок не в любви, если ребёнок имеет семью и там к нему не так относятся… В художественной гимнастике – нет.
Семья - это всегда продолжение, и я всегда смотрю, откуда ребёнок. Но, кстати, Аверины попали ко мне совершенно случайно, хотя и говорят, что ничего случайного не бывает. Просто приехала я однажды в 2011-м году на неделю в олимпийскую деревню, где перестилали ковры, а они там, приехали из своего Нижнего Новгорода на 10 дней попробоваться. Сказали, что если здесь их никто не возьмёт, то они закончат с гимнастикой, потому что роста уже не было особого, а учились они в школе очень хорошо; сказали, что если с гимнастикой не сложится, они лучше будут учиться. Я их увидела и говорю - давайте попробуем. После того, как я с ними потренировалась, я сразу задала себе вопрос: "А смогу ли я уже без них?" И поняла, что действительно не смогу. Будет толк - не будет, но я получаю огромное удовольствие от каждого нашего дня, проведённого вместе.
Олимпийские перспективы
- В олимпийский сезон, имея двух 17-летних талантливых гимнасток, думаете ли о перспективах поехать в Рио-де-Жанейро? Или нацеливаетесь больше на следующий олимпийский цикл?
- Ничего не думаю, честно. У меня в этом году будет юбилей - 50 лет, я начала очень рано работать, буквально с 19 лет, и могу сказать, что лучше ничего не загадывать, как бог даст. Я и том, что мы будем в сборной, не думала, потому что в прошлом году мы тоже выступали в Гран-при, но наш номер 8, как говорится... За этот год много всего поменялось, но я все равно ничего думать не хочу.
Скажет страна, мы можем хоть ночью встать и сделать своё упражнение, мы относимся к тем спортсменам, которые всегда готовы. Минимум травм, минимум амбиций и максимум трудолюбия. Вот это я могу сказать про Авериных, поэтому ничего не думаю ни о каких Олимпиадах, и желаю только здоровья Яне Кудрявцевой, потому что это уникальная спортсменка. Я за неё очень болею, и за Риту Мамун! Это очень интересные девочки, и не просто в жизни, а вот именно "раритет" в художественной гимнастике - такого уже не будет! Поэтому очень хочется, чтобы они поехали на Олимпиаду. Я им желаю этого от души, а мы? Мы ещё всё успеем.
Я только за, чтобы получилось у этих девочек всё, но если вдруг, не дай бог, и нам скажут (что надо ехать), то почему бы и нет. Но не более того, нет. Очень хочется, чтобы получилось у Яны, у Риты, они достойны, они очень много трудились. А золотая медаль, - не важно, какая там фамилия будет, - главное, чтобы нашей стране было хорошо.