Генеральный директор Федерации велосипедного спорта России (ФВСР) Юрий Кучерявый в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Веронике Гибадиевой рассказал о том, как готовятся команды к Олимпиаде, почему в России велоспорт чувствует себя изгоем, к чему стоит стремиться, как привлечь аудиторию и заинтересовать ее в успехах российских гонщиков, которые часто проходят незамеченными.
- Юрий Андреевич, как вы оцениваете выступление наших трековиков на чемпионате мира?
- В принципе я доволен результатами, хотя есть над чем поработать, и все спортсмены и спортсменки это знают. То, что не завоевали лицензии в отдельных видах — значит, так мы готовились и стремились участвовать. Но я так скажу: в Олимпиаде главное не участие, а борьба за медали. Быть из восьми восьмым и ехать ради этого в Рио вряд ли кому-то интересно. Конечно, особенно жаль, что мы недополучили лицензию в мужском командном спринте, а женская темповая группа разочаровала напрочь.
Кроме того, мы никак не поймем, что на одних и тех же людях выезжать нельзя — тяжело Александру Анатольевичу Кузнецову, нужно помогать и московскому центру, чтобы за спиной у нашей спринтерской группы сейчас уже была своеобразная “лестница подрастающих кадров”.
Но вообще, конечно, приятно быть на таких чемпионатах мира, видеть, как болеют за своих спортсменов на треке в Великобритании. На этом фоне еще больше расстраивает та обстановка вокруг велоспорта, которая сложилась у нас в стране.
Мы - изгои, нас просто выгнали из городов, нас заставляют гоняться по закрытым трассам, которых в стране в принципе не существует. Дошло до того, что мы должны сами перекрывать движение, добывать дорожные знаки "проезд запрещен". Вспоминают о нас только, если на носу предолимпийский чемпионат мира или собственно Олимпиада. Пресса меж тем освещает только то, что пахнет жареным, если нужно глубоко копнуть, это уже никого не интересует.
Из-за нынешних существующих правил стало невозможно проводить соревнования. Например, ГИБДД не имеет права нас сопровождать. А кого я поставлю перед группой? Тренера? Чтобы его "замесили" вместе с гонщиками? Так что нужно со всем этим разбираться.
С олимпийцами все ясно, они всем обеспечены, конкурентоспособны. Но проблемы есть. Посмотрите, Марк Кавендиш, суперзвезда шоссейного велоспорта, не стесняется приехать на домашний чемпионат мира и побороться за путевку в омниуме. Для нас пока это малореально. Наши шоссейники не пытаются создать конкуренцию трековикам, да и нам все труднее привлекать их на трек. Раньше мы проводили много шестидневных гонок и там смотрели, кто из шоссе может усилить трек, для этого нужно расширять соответствующую часть календаря. Но вопросов больше, чем ответов. Пока у нас даже нет федеральной базы.
- Вам обещали такой центр в Сочи, или в Крыму тоже?
- Обещали везде. В нынешних условиях сложно об этом говорить, и мы с пониманием относимся к актуальной ситуации, которая сложилась. Но нужно хотя бы помочь с законодательной базой проведения соревнований. Если нам с этим не помогут - с организацией соревнований и тренировок - с велоспортом в России можно просто заканчивать.
Отношение чиновников на местах складывается такое - убрать вообще этих велосипедистов с дорог. И прячемся мы - то в Абхазию, сейчас вот есть Крым. Хорошо, кстати, нас там поддерживают.
Шоссе
- Поэтому именно там пройдет чемпионат России?
- В том числе, но в основном потому, что нам нужен соответствующий рельеф перед Олимпиадой. А то получится, что выиграет какой-нибудь финишер на равнине, а потом будут просить согласно правилам отбора везти его на Олимпиаду и никого не будет интересовать, на что он способен в горах. Решили подобрать трассу, которая хотя бы приблизительно соответствует олимпийской.
- То есть все фавориты должны будут приехать на чемпионат России?
- Нет. Те, кто поедет "Тур", будут освобождены. Но одно место на чемпионате России будет разыграно. К тому же нам надо расставить приоритеты. Будем думать, есть ли у нас индивидуальщик, который способен ехать на таком рельефе, или нужно идти ва-банк в группе, не думая о "разделке". В этом случае зарядим в состав на групповую гонку троих "горняков".
- Антон Воробьев уже сказал, что олимпийская трасса в "разделке" явно не его.
- Правильно. Ему бы, кстати, попробовать проехать индивидуальную гонку на треке с таким ходом.
- Тогда по логике возникает кандидатура Ильнура Закарина.
- Совершенно верно, мы его состояние пристально отслеживаем.
- Александр Колобнев выразил желание квалифицироваться на Олимпиаду?
- Никто не запрещает. Посмотрим.
- Как насчет женских гонок на шоссе в преддверии Олимпиады?
- Девчонкам будет тяжело. Мы боролись за Ольгу Забелинскую в ее деле до самого конца, она готовится проявить себя. Но ехать с одним лидером тяжело, нужны запасные варианты. Остальные кандидатуры будет выбирать тренерский совет.
Трек
- Возвращаясь к треку. С темповыми дисциплинами явно не все хорошо.
- У девочек - печально. Но нашим темповикам реально сконцентрироваться, собраться и побороться за бронзу в командной гонке.
Никаких отборов уже не будет, нам нужно просто готовиться, у нас не так много людей, способных выступать на нужном уровне. В расширенном списке люди, которые смогут выдерживать нагрузки и ехать на соответствующей скорости, а тренер уже будет выбирать.
- Ближе к маю?
- Позже. Все сейчас относительно командной гонки в руках Кузнецова.
- Тот состав командной гонки, который много лет подряд всем казался привычным, что с ним случилось в этом цикле?
- Нужно понять, почему спортсмены были в таком состоянии перед чемпионатом мира, на который в итоге не поехали в этом виде программы. Результат 4 минуты 13 секунд в командной гонке? Как можно на таких спортсменов рассчитывать?
- Но тем не менее из состава "Газпром-Русвело" Кирилл Свешников и Александр Серов выглядят довольно убедительно.
- Они молодцы. Ответственные ребята. Никто не спорит, но остальные где?
- Какой лицензии на треке жаль больше всего?
- За командный спринт очень расстроился. Решалось ведь все именно в Лондоне. А так в Рио мы рассчитываем на наших девочек в спринте, им нужно искать скоростную выносливость, так как на последний вид на чемпионате мира очевидно не хватило. Тренеры в курсе, будем работать. У нас есть Денис Дмитриев в индивидуальном спринте, есть Никита Шуршин, которому пока не хватает опыта, но я в него верю. У него отличные данные, чтобы ездить спринтерские виды.
Мне было обидно, что нас не было в неолимпийских дисциплинах на чемпионате мира, ведь у нас есть призеры чемпионата Европы, например, в мэдисоне. Но нужны очки, нужно возить их по гонкам, чтобы очки эти к чемпионату мира были - такая сейчас система. В этой связи хочется похвалить Кирилла Свешникова, который проехал индивидуальную гонку, хотя прицельно к ней не готовился. Нужно ведь понимать, что из этих неолимпийских темповых дисциплин в итоге складывается омниум.
- У вас есть какие-либо проблемы с финансированием в преддверии Олимпийских игр?
- Мы ничем не обделены. Мы решаем все вопросы совместно. Консолидация всех ресурсов перед Олимпиадой у нас хорошо работает, и министерство, и Олимпийский комитет очень хорошо помогают.
- Но есть дополнительные расходы в связи с отсутствием своей лаборатории в России?
- Очень увеличились расходы. Покупаем все баночки для забора, подписали договор с казахстанскими коллегами, с их антидопинговым центром, они сделали нам скидку, но в любом случае это траты - покупка контейнеров, пересылка. Вот с международных соревнований в Саранске отправили 12 проб, каждая где-то по 250 долларов. Это я сейчас говорю о международных соревнованиях, которые проходят у нас.
- С тестовыми соревнованиями уже есть какая-то определенность, с финальным этапом подготовки к Рио?
- На шоссе в Рио мы возили только тех ребят, которые претендуют на место в сборной. В треке тоже поедут только те, кто уже отобрался или претендует на место в командной гонке. Шоссейники у нас выезжали в Рио дважды. На 4 августа у них намечен переезд (в олимпийскую деревню), до этого они будут жить на кольце (трассы). Несколько раз федерация туда ездила, чтобы все изучить, чтобы все посмотреть. Игорь Викторович Макаров лично выезжал, вывозил всех специалистов.
Хочется, чтобы к Войновой в России относились так же, как в Британии к Пендлтон
- Шоссейные гонки международного календаря UCI активно показывает Eurosport, а есть шанс увидеть российские соревнования на ТВ в ближайшее время?
- Чемпионат России никто показывать не хочет. Хотя мы и онлайн-трансляцию начали вести. Хотелось бы видеть трек в эфире, нужно расширять свои права, отстаивать их на телевидении. Посмотрите, что тут творится в Лондоне. Уровень тот же, который был на Олимпиаде, в плане организации, освещения, всего. 51 тысяча билетов продана, никто билетика лишнего найти не смог. Но, опять же, к сожалению, наши треки не приспособлены для того, чтобы принять такое количество людей. Нужно расширять зрительские места в Санкт-Петербурге на треке, но это опять стройка, опять затраты. В Омск у нас, понятно, не каждый поедет, даже спортсмен, все считают свои деньги.
- Недавно конькобежцам, к слову, удалось собрать 24 000 зрителей на домашний чемпионат мира в Коломне.
- Хороший пример. Я понимаю, почему появился интерес - ребята начали выигрывать на постоянной основе. Вообще, сейчас, конечно, не каждый вид спорта может похвастаться такими успехами на чемпионатах мира. Для того, чтобы добиться таких результатов, всем нам нужно поднимать внутреннюю конкуренцию, организовывать на высоком уровне свои российские соревнования, тогда и к ним появится интерес. А у нас посмотрите что получается, люди не приучены смотреть такие виды спорта как наш, даже у многих журналистов нет понимания, что происходит. Идет групповая гонка в омниуме, журналисты пишут ее отдельно как медальный вид. О чем вообще можно говорить?
- В каком направлении вы сейчас работаете по организации мероприятий?
- Мы сейчас прорабатываем ситуацию с Белоруссией, Казахстаном, Азербайджаном о совместном создании своих многодневных гонок. Это было бы всем интереснее, выгоднее, веселее в конце концов. Мы должны сами заниматься вопросами внутренней конкуренции, вот тогда все будет. Работаем в этом направлении.
- К слову о зарубежных коллегах. Вы не собираетесь больше приглашать в сборные по велоспорту иностранных тренеров?
- Что мы получили от этих иностранных специалистов? Какую-то особую методику? Нет. Наследия никакого! Смысл? Но и с отечественными кадрами очень тяжело. Появляются ростки - Владимир Кирильцев, есть молодой перспективный тренер у Дениса Дмитриева. У нас с молодыми специалистами тяжело, если что вдруг не так, его сразу съедят, он помашет рукой и уйдет.
Кстати, наши иностранные специалисты говорили, что у нас не будет медалей в женском спринте, а теперь что скажут? Вообще, сейчас для обучения методике все есть, информация доступна, есть мастер-классы, ходи и обучайся.
- Мечтаете, чтобы однажды Настю Войнову в России знали и ценили как Великобритании Викторию Пендлтон?
- Конечно, мечтаю. Мы должны знать своих героев. Сейчас у людей интерес появляется к массовому велоспорту и нужно привлекать эту аудиторию как постоянных болельщиков. А ребята у нас хорошие. Когда Настя вышла в Гренхене и выступила с приветственной речью на французском, все были от нее в восторге. У нас хорошая команда, хочется, чтобы у них была поддержка и внимание к их успехам.