Биатлонист сборной России Алексей Волков проводит необычный для себя сезон. Входя в состав сборной команды, он выступает не во всех гонках, а только в конкретных стартах. В текущем сезоне за восемь этапов Кубка мира он пробежал всего 12 гонок, завоевав полный комплект медалей: золото и серебро в эстафете, бронзу в индивидуальной гонке. На чемпионате мира свое выступление он начнет в четверг с индивидуальной гонки. В интервью корреспонденту "Р-Спорт" Елене Соболь биатлонист рассказал о том, как сложился для него сезон, в какой он форме перед главным стартом и что изменилось в его подготовке со специалистом ЦСП Андреем Крючковым, а также о том, как шутят в сборной России молодые отцы.
"Хотелось бы побольше гонок"
- Как настроение в преддверии старта? Не заждались своего часа?
- Отлично все! Конечно, хотелось побегать больше гонок в этом сезоне, но раз уж так изначально готовили именно к 20 км, буду пытаться оправдывать надежды.
- Удалось ли приспособиться к рваному ритму стартов?
- Не совсем иногда получается. Вроде бы, кажется, много, но немножко не хватает.
- В этом году работа в группе Крючкова с Антоном Шипулиным и присоединившимся Иваном Черезовым уже не так была скомкана, как в прошлом году из-за травмы?
- Лето для меня, считаю, идеально прошло! И всю вкатку более-менее прошел. Единственное, что в начале сезона не было стартов, наверное, сказалось - нехватка боевого опыта. Потому что именно во время старта понимаешь, насколько готовы соперники, и можно себя как-то раздразнить на дистанции, чтобы показывать более высокую скорость. А когда ты тренируешься один, проводишь скоростные тренировки, борешься сам с собой.
- Не общались с тренерами на этот счет, чтобы, может, дали вам больше возможностей стартовать?
- Тренерский штаб вместе принимал решение по каждому из этапов. Мои пожелания, конечно, учитывались, но в то же время у нас в этом году есть ребята, которые на Кубке IBU неплохо выступали, их подтягивали кого-то. В начале сезона надо было определить боевой состав, который пойдет по стартам, где-то 15 спортсменов надо "откатать" за первые старты.
Я бы сделал посдержаннее отборы в начале сезона, привозил бы туда не 15, а десять человек. Это было бы более-менее правильно, потому что форма к старту сезона у всех разная. Кто-то "выстрелил" на отборе, приехал на этап и потерялся, нет человека. А если кто-то из лидеров провалил отборы, его посылать на Кубки IBU - мол, покатайся - и человек потеряется там... Как у лыжников - к концу сезона формируется определенная группа, которая на следующий сезон стартует гарантированно, допустим, три этапа. Примерно такая система, думаю, должна быть у нас в команде.
- До эстафеты здесь на чемпионате мира будет всего один старт - индивидуальная гонка. Если поставят в эстафету, хватит физических кондиций? За одну гонку успеете "разбежаться"?
- Думаю, да. Я тут не просто катаюсь каждый день, а выполняю какие-то повторно-скоростные тренировки. Сбор в Питере для меня тоже очень хорошо прошел, все тренировки были по плану. Каких-то проблем для себя не вижу.
"До успешной стрельбы дошел своей головой"
- А что в этом году для себя вы бы отметили со знаком плюс?
- Мне кажется, в технике у меня очень большой прогресс, но еще есть к чему стремиться. В стрельбе был один провал в Антерсельве, когда я четыре штуки "настрелял". Сезон не закончился, но по процентам точной стрельбы уже иду лучше, чем в том году. Скорость по дистанции пока еще не смотрел, но по личным ощущениям увеличилась по сравнению с прошлыми годами.
- В этом году вы бежите по большей части длинные гонки. Как считаете, они вам лучше даются?
- Нет такого, что длинные легче бежать. Наверное, рассматриваются гонки с точки зрения стрельбы, такие как эстафеты, индивидуальные гонки, масс-старты. Те виды, где стрельба решает намного больше, чем ход. Поэтому если у меня идет преобладание стрельбы, решили готовить под эти дистанции.
- Нередко специалисты отмечают ваши стрелковые качества. У вас с самого начала так с винтовкой сложились отношения?
- Нет, не скажу, что сразу начал стрелять. Когда пришел в биатлон, было множество ошибок. Просто своей головой дошел до чего-то. Не скажу, что у меня идеальная техника стрельбы, просто... Есть мысли, которые я воплотил для себя, они мне подходят.
- Как изменилась ваша работа с Андреем Крючковым? Антон Шипулин, например, отмечал, что стало больше доверия.
- Да, наверное, намного больше доверия появилось. В том году в каких-то моментах если что-то и было с опаской, то сейчас доверяю полностью в принципе, Нравится то, что можем какие-то подходы в подготовке менять, где-то импровизировать - что-то добавлять или наоборот убирать. Нет строгого плана. От многого отталкиваемся - от самочувствия и состояния трассы и погоды.
- Вы тренируетесь по своему плану по-прежнему, даже когда находитесь со сборной?
- Да. Не скажу, что тренировки отличаются кардинально. Если, допустим, у ребят идет повторная работа, то и мы ее выполняем. Единственное, будет отличаться время и длительность, количество отрезков. У нас индивидуально это рассчитывается по тому, кто насколько готов на данный момент.
Такая программа мне лучше подходит, потому что она полностью индивидуальна. Я приду сегодня, мы обсудим завтрашнюю тренировку. Она в плане была одна, а я захочу немного что-то изменить, это без проблем. Если мы посчитаем, что так было бы правильнее сделать, придем к общему согласию, тогда да.
- То, что вы всегда можете сами скорректировать свою работу, разгружает эмоционально?
- Да. Невозможно находиться под руководством тренера, которому ты не доверяешь. Он тебе говорит - иди ускоряйся на 10 км, а ты знаешь, что тебе это не надо, и все равно идешь делаешь. И какой после этого будет результат? Тренироваться всегда надо с полным доверием, если где-то есть недопонимание, то пользы от таких тренировок не будет.
"Не отец? В сборную не проходишь!"
- Не так давно у вас с супругой Евгенией Волковой появилась дочка Арина. Как это изменило жизнь?
- На сборы и соревнования теперь намного тяжелее уезжать. Поскольку дети - огромная радость жизни, теперь находиться где-то больше месяца гораздо тяжелее.
- В национальной команде сформировался, можно сказать, клуб молодых отцов - вы, Антон Шипулин, Евгений Гараничев, Дмитрий Малышко. Не обсуждаете временами детей?
- Иногда шутим, что на следующий год критерием отбора в команду будет отцовство. "Отец? Нет? Все, не подходишь!"
- Случайно получилось же, что все как-то в одно время стали отцами?
- Ну да, не скажу, что все планировали, мол, давайте-ка в этот год! Так получилось.
- А в голове что изменилось?
- Наверное, больше ответственности стало.
- Как супруга? Не скучает по тренировкам сама?
- Хорошо все, растит дочку. Иногда тренируется. Но особо без сборов и стартов не скучает. Говорит, смотрит биатлон и лыжные гонки по телевизору, явного рвения пойти побегать пока не возникает.