Вот уже почти два года клубы КХЛ обходятся без обладателя Кубка Гагарина-2011 в составе уфимского "Салавата Юлаева" Сергея Зиновьева, хотя еще несколько лет назад форвард считался одним из самых высокооплачиваемых хоккеистов России. Сегодня Сергей – глава большого семейства, заядлый охотник и, что немного удивляет, руководитель федерации хоккея родной Кемеровской области. Но самое интересное, что до сих пор Зиновьев так и не заявил о завершении карьеры. Об этом и многом другом он поговорил с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Александром Рогулевым.
Николаев говорил: "Не могу представить хоккеиста-армянина"
- Вы, получается, сейчас живете между Сочи, где живет семья, и Новокузнецком, где у вас работа. Сложно, наверное, разрываться.
- Понятно, что в Новокузнецк не за загаром приезжают. Но это моя родина, я тут работаю. Стараюсь не бросать корни, бывать у родителей в Прокопьевске или у друзей. Минимум одну неделю в месяц я нахожусь в Новокузнецке, чтобы все успевать. Но с семьей действительно стараюсь быть больше. Живем в Сочи, у меня три ребенка, сейчас ждем еще пополнения. Пока там комфортно, хотя не исключаю, что со временем вернусь в Новокузнецк. Но к этому решению нужно подойти осознанно (улыбается).
- Во время игровой карьеры вы часто на чартерах летали.
- Было такое, но давайте я объясню, чтобы стало понятно. Раньше отдельно от команды приходилось (летать) либо в экстренных случаях, например, когда жена была беременная, либо с десятью чемоданами за спиной. А чтобы из Новокузнецка долететь до Уфы, нужно еще пересадку сделать в Москве. Мы решили, что лучше себя ограничить в чем-то другом, но полететь чартером, если можем себе такое позволить. Не думаю, что я был один такой.
- Форму в Сочи и Новокузнецке поддерживаете?
- Как получается. В Сочи катаюсь постоянно, но вы же понимаете, это не профессиональный уровень. Когда играешь по любителям, не всегда получается найти тот коллектив, с которым можно было бы держать себя в тонусе как профессионала. Поэтому чтобы вернуться на какой-никакой уровень, нужна целая предсезонка. А вот в Новокузнецке на лед вообще времени нет, много работы.
- Почему вы ушли из "Сочи" перед прошлым сезоном? Уже тогда стало понятно, что с деньгами будут проблемы?
- Нет, слушай, точно нет. Мы пришли в "Сочи" группой ребят – пришли Прошка (Виталий Прошкин), (Олег) Сапрыкин, (Алексей) Волков, (Андрей) Первышин там первое время был, поэтому я и подписал контракт. Согласен, "Сочи" на первых порах лихорадило, но мой уход с деньгами никак не связан. Меня травма начала беспокоить, и я уже не стал рисковать. Зачем мучить клуб и гробить здоровье?
- Тем не менее клуб оба года трясет: то платят деньги, то не платят. Зрители хоккеем не прониклись до сих пор. Может, не стоило туда запускать КХЛ?
Шансов вернуться катастрофически мало
- Вы так официально и не объявили о завершении карьеры. Дважды новость об этом появлялась, но дважды вы ее опровергали. Почему?
- Игрока я в себе еще не убил. Поэтому, наверное, и не объявляю о завершении карьеры. Это внутри где-то должно улечься, к такому нужно быть готовым, прежде всего морально. Будем считать, я взял тайм-аут, но, похоже, пауза эта подзатянулась.
- Мягко говоря.
- Я и сам понимаю, что шансов заиграть в КХЛ катастрофически мало. Но впереди есть еще одна предсезонка, во время которой я постараюсь обратить на себя внимание. А вот дальше тянуть уже нет смысла. Существует много примеров, когда о завершении карьеры объявляли не сразу, а после определенного времени. Люди не могут найти клуб, осознанно подходят к этому шагу и официально все для себя решают. Это нормально.
- Возвращаться в 36 лет, пропустив два года, даже для здоровья может быть опасно.
- Да, в этом возрасте многие заканчивают. Но по хоккейным меркам это же средний возраст, у нас люди играли в хоккей дольше. Сергей Федоров и Игорь Ларионов заканчивали после 40, без проблем. Яромир Ягр, страшно представить, старше меня на восемь лет. Так что все реально, было бы желание.
- Почему же не смогли найти себе клуб после того, как ушли из "Сочи"?
- Лига бы точно выиграла, останьтесь вы все в строю?
- Может, мы были бы не на ведущих ролях на льду. Но сыграть важную роль в раздевалке, передать свой опыт молодым пацанам - это тоже очень важно. Ребята с опытом всегда нужны в команде. Сейчас, кстати, риторика эта поутихла. Тем не менее мы выбили из хоккея целый пласт ребят, как минимум человек 20, которые были для российского хоккея не самые последние.
- Вы кого-то конкретно обвиняете?
- В Москве сидят так называемые эксперты, все их знают, которые любят поговорить о "жареном", любят, чтобы их поразбирали на цитаты. Одна дурная голова сказала, что хватит у нас держать "пенсионеров" в командах, и клубы КХЛ этот тренд подхватили. Они не всегда правы. Да, это уважаемые специалисты, но иногда гонятся за "перчинкой". Ляпнут что-то, и все сайты заполнены.
Без конфликта из "Ак Барса" не ушел бы
- Вообще, у вас в карьере было достаточно скандалов, это даже если не брать знаменитый разрыв с "Ак Барсом". Не жалеете?
- Я согласен, что сложный человек со сложным характером. В свою защиту могу сказать, что среди спортсменов таких и без меня много. Те, кто зациклен на результате, всегда живут, превозмогая себя, и часто найти общий язык с окружающими не получается. В тех ситуациях я всегда искал разрешения в пользу моей карьеры и для достижения результата.
- Другими словами, все было правильно?
- Говорить "правильно" или "неправильно" не буду, пусть это каждый сам решает. Но моя карьера ни на одном из этих конфликтов не остановилась, она продвигалась дальше, и я продолжал приносить командам, в которых играю, пользу. Значит то, что было сделано, нужно было сделать. Все люди, оглядываясь назад, что-то бы изменили в своих решениях, но я точно ни о чем не жалею.
- Даже о том уходе из "Ак Барса"?
- Алексей Морозов не так давно оговорился, что, мол, Зиновьев в Казани всегда мог подойти к руководству и рассказать про игроков или тренеров. Правда?
- Я читал, и мы уже списались по этому поводу. Морозов имел в виду совсем другое. Он говорил, что мое мнение руководство клуба уважало, что я мог зайти, и они прислушивались. Судить, кто тут не прав, не буду, возможно, ваш брат не так понял Алексея или, может, специально переврали. Желтизной все это попахивает, давайте оставим это на совести автора.
Сильных у нас в стране не любят
- Сергей Михалев, работая с вами в Уфе, говорил: Зиновьев то на тренировку не придет, то в Москву без спроса уедет. Было?
- Такое случалось, это правда. Но Сергей Михайлович, возможно, по незнанию чуть-чуть искажал информацию. В Москву я улетал с разрешения врача команды и улетал не куда-то, а на обследование. Как я мог улететь, не оповестив врача? Если смотреть сейчас… да, была излишняя самостоятельность в те моменты, но ведь в итоге никто от этого не пострадал. Зато дали прессе возможность что-нибудь написать.
- С тогдашним менеджером "Салавата" Олегом Гроссом вы вроде тоже неплохо общались. Но расстались быстро и, кажется, без сожалений с обеих сторон.
- Просто на тот момент так получилось, что главный тренер (Владимир Юрзинов-младший. – Прим. автора) меня в команде не видел и избрал определенную политику по отношению ко мне. В итоге продлевать контракт не стали. Время показало, к чему такая политика привела: в Уфе теперь совсем другие люди.
- За прошедшей "зеленой" серией "Ак Барса" и "Салавата" вы, наверное, следили особо. Все закономерно?
- "Зеленое дерби" интересно тем, что этим клубам просто так проиграть друг другу не дадут, поверьте. У нас в стране не любят сильных, поэтому так сложно найти работу Игорю Захаркину. То, как "Салават" при нем преобразился, говорит о многом. Захаркин - неординарный специалист, который из года в год доказывает свою состоятельность. И никому непонятно, как он это делает. Все его считают каким-то шарлатаном и "любителем пондуса", а он просто показывает результат с улыбкой на лице.
- Недавно вы сказали, что его система вам куда ближе, чем система "Ак Барса" Зинэтулы Билялетдинова.
- При этом "Ак Барс" все время что-то перестраивает, но при этом все время добивается результата, взять хотя бы прошлогоднее серебро. Тем и интересно, что Захаркин и Билялетдинов – два разных взгляда на хоккей, две разные системы. А насчет того интервью… я меньше всего хотел их сравнивать. Просто мне ближе атакующий хоккей, который любит Захаркин, а не оборонительный от Билялетдинова. Но мне и в том, и в другом клубе было комфортно.
Дома много постороннего
- У вас есть ответ, почему у сборной России не получаются домашние турниры? Неудачные чемпионаты мира 2001 и 2007 годов, потом – Олимпиада в Сочи.
- ...соблазнов?
- Скорее, посторонних предметов, на которые приходится отвлекаться. Плюс дополнительная ответственность, ведь вокруг ходят большие люди, чиновники. Это все только на первый взгляд не мешает, но на самом деле все сидит в голове, когда ты выходишь на лед. А результат одного матча может зависеть от одного-единственного момента. Вы помните, как мы проиграли финнам в полуфинале 2007-го?
- Конечно, сложно забыть гол в овертайме, когда подняли клюшку Александру Еременко.
- Саша из 40 раз так сделает максимум один, но это произошло именно тогда. Но такое происходит, и не только у нас. У канадцев в 2008-м кто-то шайбу выкинул, оставив команду "пять на три", что решило исход. На таком уровне секундная расслабленность – и ты получаешь. Поэтому я прошу стараться как можно меньше нагнетать вокруг команды перед этим чемпионатом. Команда, уверен, будет хорошая.
Ковальчук - в тисках
- Что вы ждете от майского чемпионата мира?
- Интересно посмотреть на сборную после того, как вокруг нее поменялось все руководство. Сейчас от новой "красной машины" многое ждут, обстановка, мягко говоря, накаленная. Тем более, после отказа тренеров от услуг Ильи Ковальчука.
"Красная машина", которую мы не увидели: тройка Б-Ф-М. Наши герои >>
- Вы согласны, что вы сами пару раз оказывались в похожей ситуации, что сегодня - Ковальчук? От хоккеистов с большими контрактами ждут чудес каждый день.
- Давайте честно? Ковальчук является самым дорогим игроком лиги, но показывает отвратительный хоккей весь сезон. В плей-офф без него команда выигрывает, с ним – проигрывает. Разве решение Зубова не очевидное, даже с учетом всех регалий Ковальчука?
- Я знаю Илью, он на льду не сачковал. Просто все к одному: то шайба клюшку перескочит, то полетит не так. Ковальчука уже можно отнести к легендам, на мой взгляд. Человек в одиночку чемпионаты мира выигрывал, он обладает невероятным авторитетом. Знаете, он лет с 13 был звездой, показывал феноменальный хоккей. Разумеется, ты тренер, ты можешь делать что хочешь… Но то, что довели до этого, это не идет на пользу СКА, я так думаю.
- Зубов вообще имел право убирать Ковальчука? Учитывая его опыт как тренера.
- Зубов тоже много где поиграл и, может, с Ковальчуком может сравниться по регалиям. Но Илья не рядовой игрок, с которым можно себя так вести. Я не то чтобы на чьей-то стороне, но доводить ситуацию до таких абсурдных решений, тем более переводить все в публичную плоскость… Получилось так, что сейчас все соревнуются, кто больнее уколет Ковальчука. И теперь до конца сезона ситуацию не успокоить. Любая победа или поражение СКА будут восприниматься через Ковальчука.
"Кузня" отражает жизнь всей Кемеровской области
- Почему решили возглавить федерацию хоккея Кузбасса?
- Хочется делать что-то полезное в хоккее. Понятно, есть семья, есть бизнес. Но время остается, и я решил помочь: все-таки какое-никакое имя есть, я много где поиграл, есть определенные знания и задумки. Громких заявлений делать пока не хочется. Самая работа пойдет летом и в следующем сезоне, тогда и увидим результат. Но есть желание и есть коллектив единомышленников, способный сделать что-то хорошее. Новое руководство должно внести какую-то новую струю, которой немного не хватало в последнее время.
- Информация про ваш приход в федерацию появилась давно, но официально я ее так нигде и не увидел. Почему?
- Есть что-то конкретное? Ну, например, организовать 100 турниров и выпустить в профессиональный хоккей пять Бобровских?
- Сразу видно, что вы из Москвы приехали (смеется). Как по мне, лучше идти от маленького к большому. Вот, например, в области появилась женская команда – уже достижение. Девчонки с ходу попали в финал любительской лиги в Сочи. У них есть потенциал, будем этот тренд поддерживать. Хотим запустить систему "Золотой шайбы", на самом деле это очень важно. А вообще, хоккей является самым массовым видом спорта в регионе, им занимается более 8 тысяч детей. И задача у федерации на сегодняшний день скомпоновать и структурировать всю работу по обеспечению ребят всем необходимым.
- Не очень справедливо: Кемеровская область, мягко говоря, регион не бедный и не дотационный, но "Металлургу" приходится сводить концы с концами. Обидно?
- С одной стороны, обидно. Но с другой… "Металлург" – региональный клуб с бюджетом своего региона. То есть он распоряжается бюджетом, который может себе позволить область. Я считаю, было бы неправильно, если бы "Кузне" завтра дали бюджет СКА или ЦСКА. Нельзя, чтобы клуб жил не по тем меркам, по которым живет весь остальной регион. В оторванности от простых жителей нет ничего хорошего. Сегодня "Металлург" зеркально отражает то, что происходит во всей Кемеровской области: много честных и работящих людей, но денег ни у кого нет, уровень жизни здесь в последние годы серьезно упал.
- Мне раньше казалось, вы себе легко найдете место на тренерской скамейке. Почему все-таки решили встать на путь хоккейного чиновника?
- Как я уже говорил выше, я еще хоккеиста в себе не убил, чтобы в тренеры идти. Вот выращивать хоккеистов было бы достойно. Когда их тренируешь, у тебя человек растет на глазах. Ну, или не растет. Не все хоккеисты становятся тренерами, особенно детскими. К этому вопросу нужно глубоко подойти и ответить себе: сможешь или не сможешь. Я себя детским тренером на все 100% не ощущаю. Тем более это дико неблагодарная профессия.
- У вас самого сын, наверное, занимается в Сочи?
- Вот именно, поэтому каждый день сталкиваюсь с теми проблемами, которые несут на своих плечах все, кто входят в систему подготовки юных хоккеистов. Я в любой момент могу коньки надеть, на лед выйти и помочь тренеру что-то провести, оказать. Но к каждодневной монотонной тренерской работе я не готов. Пока останусь в роли родителя.