Российский тренер Александр Жулин в текущем сезоне выиграл с танцевальной парой фигуристов Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев золото чемпионата России и бронзу чемпионата Европы, но на чемпионат мира в Бостон из-за обнаружения в организме Бобровой мельдония улетели другие: Виктория Синицина/Никита Кацалапов заняли 9-е место, Александра Степанова/Иван Букин – 11-е. Своим взглядом на положение российских танцоров в обществе мировых лидеров серебряный призер Олимпийских игр 1994 года поделился с корреспондентом "Р-Спорт" Анатолием Самохваловым. Почему французы Габриэлла Пападакис и Гийом Сизерон из простой с виду программы сделали золотую? В какую такую любовь играют Синицина и Кацалапов? И кто на самом деле нужен Елене Ильиных?
Ильиных нужен Кацалапов
- Александр, где же наши танцы? Одно мнение гласит, что мы сильно уступаем североамериканцам, другое – что нет никакого отрыва, надо просто попасть в программу.
- Общая ситуация такова: мне кажется, двукратные чемпионы мира (Пападакис/Сизерон) находятся в особом статусе. Здорово катаются, абсолютные фанатики своего дела, фантастически владеют телом, коньком, и, что самое важное, у них элементы очень чистые. До хрусталиков, до бриллиантиков – все четвертого уровня и на "+3". Даже "+2" для них редкость. Совершенно до блеска вычищенная программа и есть секрет их успеха. С ними бороться очень тяжело любым парам.
- А нашим?
- Если моим, то, к сожалению, Дима с Катей не участвовали в чемпионате мира, но у меня ощущение, что они поборолись бы там за какое-то пятое-шестое место. При условии года пропуска, всяких судейских дел. А сейчас, в связи с этим мельдонием, ситуация еще усложнилась. Но, я вам скажу, неспроста они пятикратные чемпионы России. Пара сильная, мощная.
Что касается Никиты с Викой… Пара красивая. Но… Но. Чего-то не хватает, в элементах, работе коленей, в самой программе, вернее в ее смысле, в том, как они коммуницируют во время проката. Сохраняется восприятие, что каждый у них катается сам по себе. Всё в совокупности пока не выглядит тем самым, что может позволить ребятам бороться за мировую тройку.
Саша с Ваней – пара хорошая, красивая, но, на мой взгляд, не лишена недостатков. Очень хорошие элементы, эксклюзивные твиззлы, классные вращения сопутствуют с чувством, от которого я никак не могу избавиться – дуэт смотрится так, будто он только что перешел из юниоров во взрослые. Я, конечно, не последняя инстанция в этом вопросе, но мнение у меня формируется именно такое, и я имею на него право.
- Ребята, которые не попали на чемпионаты Европы и мира совершенно по-спортивному принципу, Елена Ильиных и Руслан Жиганшин, отправились искать победного счастья за океан, к Игорю Шпильбанду.
- Оба спортсмена хорошие – и по коньку, и по эмоциям, но создается чувство, что они настроены на разные радиоволны. Партнеры не совсем сочетаются и в этом отношении, как дуэт, они уступают многим американским и канадским конкурентам именно в сочетании. Может быть, конечно, Шпильбанд сотворит чудо…
Игорь Шпильбанд: хочу, чтобы дуэт Ильиных/Жиганшин выглядел кардинально по-новому >>>
- Игорь сказал, что паре нужно кардинально поменяться, и особенно Руслану. Елене нужен…
- …Лене нужен Кацалапов.
- Второго такого нет?
- Нет.
- Условный Поже?
- Не то.
- Ну а Сизерон?
- Совсем не то. Сизерон – это совершенно другая харизма. Ильиных/Кацалапов были адской смесью. И в этом они были безумно привлекательны. Связка двух лидеров, которые друг друга подстегивали даже руганью. Их программы пробирали до мурашек. Сейчас мурашками и не пахнет.
Пападакис не помнила имя партнера, но у нее все получилось
- Когда-то эта пара была вашей, и вы готовили ее к наградам Олимпийских игр в Сочи, до того, как они ушли к Николаю Морозову. Сейчас у нас есть танцоры, которые смогут претендовать на медали Пхенчхана?
- На медали? Может, я вам покажусь самонадеянным, но я очень большие надежды возлагаю на пару Тиффани Загорски/Джонатан Гурейро (дуэт, тренирующийся у Жулина – прим. "Р-Спорт"). Они абсолютно не похожи на русскую пару по стилю, очень по-западному нестандартны, и это очень подкупает. Правда, я не хотел бы говорить об Олимпиаде в Южной Корее, но та, которая состоится через шесть лет, возможно, будет актуальна для ребят с точки зрения реальности пьедестала.
- То есть в них вы видите тех хулиганов, которые, по вашему же высказыванию, побеждают на Играх?
- Нет, наоборот – у Тиффани с Джоном отменная чистота линий и потрясающие ребра при скольжении. Это то, чем порой грешат русские пары, ведь на недостаточно вычищенных ребрах в дорожках мы теряем много баллов. Также у этих фигуристов мощные поддержки и само катание, по площадке они перемещаются с огромной скоростью. В прошлом году мы упустили много времени, так как было непонятно, даст ли федерация фигурного катания Франции официальное добро на выступление Загорски за Россию. Ребята тренировались в подвешенном состоянии. Я им говорил: "Делайте прокат". Они вихрем летели по льду, а у самих в голове: "А для чего? А если не дадут релиз? А зачем нам это надо?". После получения открепления у них возникла совсем другая мотивация, и за месяц они совершили огромный качественный скачок.
- Как-то разговаривал с Татьяной Тарасовой по попсовой теме с вариантами развития карьеры Евгения Плющенко, и она по ходу ответа давала понять, что если в двукратного олимпийского чемпиона поверит его тренер Алексей Мишин, то она поверит не в самого Плющенко, а в Мишина. И потом она упомянула Загорски/Гурейро, сказав, что верит на слово Жулину, который в "новороссийский" дуэт готов вложить силы. Ощущение, что специалисты доверяют вашему умению, но не столь видят потенциал в самой паре.
- Нет, как раз масса людей, включая Татьяну Анатольевну, которую я безмерно уважаю, (члена технического комитета Международного союза конькобежцев (ISU) по танцам на льду) Аллу Викторовну Шеховцову, которая очень боролась за то, чтобы наша страна получила эту пару именно в сочетании Тиффани и Джона, видят потенциал ребят. И он очень большой. Главное, чтобы они не ленились, делали невозможные совершенно вещи и реализовались.
- Чтобы Сизерона догнать, нужно быть именно "вычищенным", и по сути всё?
- Да не только. Растянутым до безумия. Смотреть балет, жить фигурным катанием, читать книжки по истории, культуре, быть эрудированным… И этого будет мало. Сизерон вобрал в себя все возможные данные, не имея практических недостатков. Шаг сумасшедший, руки пластичные. При их с Пападакис чистом прокате очень сложно другим соперничать. А сейчас в эту компанию добавляются два фанатика по фамилиям Вирчу и Мойр (Тесса Вирчу/Скотт Мойр, олимпийские чемпионы 2010 года и серебряные призеры Игр-2014 – прим. "Р-Спорт"). Эту выдающуюся пару тоже никак не сбросишь со счетов.
- Что из них сделают тренеры Мари-Франс Дюбрёй и Патрис Лозон?
- Представляю, что теперь за связочка будет на их канадском льду (Вирчу/Мойр и Пападакис/Сизерон тренируются у Дюбрёй и Лозона в Монреале – прим. "Р-Спорт"). Это будет что-то подобное, когда Мерил и Чарли (Дэвис/Уайт, олимпийские чемпионы 2014 года, серебряные призеры Игр-2010, работавшие под руководством Марины Зуевой в американском Кэнтоне – прим. "Р-Спорт"). Сейчас канадцы будут подстегивать друг друга с французами и сформируют мощнейший кулак.
- Не станут ли Тесса со Скоттом повторением истории Джейн Торвилл и Кристофера Дина, которые откатали на века в Сараево-1984, а спустя десять лет вернулись в "любители" и завоевали "всего лишь" бронзу Лиллехаммера-1994?
- Посмотрим, как они выйдут из этого двухлетнего пропуска. Возвращаться непросто, но когда-то вернулись спустя те же два сезона Гордеева и Гриньков (Екатерина Гордеева/Сергей Гриньков, олимпийские чемпионы 1988 года в парном катании, которые после паузы в карьере победили на Играх 1994 года – прим. "Р-Спорт"), и вопроса, кто станет олимпийскими чемпионами, ни у кого не возникло.
- Причем у Вирчу имелись серьезные проблемы с коленом.
- У Пападакис в это межсезонье тоже были немалые трудности, она не каталась три месяца вообще и не помнила, как зовут партнера. Но у них всё получилось.
Сизерон – унисекс, Соловьев – "мэн"
- Шпильбанд говорил, что французы катаются "на двух ногах", слишком просто.
- Я сам прекрасно вижу, что программы их построены в основном на беговых шагах, кросс-роллах и красивых проездах. Но красивых же! Это первое. Второе - судьи обязаны оценивать элементы, а они у французов на "+3". Третье - всё, что между элементами, создаёт атмосферу. Получается очень атмосферное катание на очень большой скорости со множеством очень интересных перестроений и с прекрасными элементами. Я думаю, что судьи просто забывают о том, что "две ноги" у них на льду, три ноги, четыре… Сделано восхитительно и в таком контексте программы, что совершенно ее, программу, не портит.
А я тем временем вижу много пар, которые вставляют помимо двух дорожек шагов, которые занимают чуть ли не полторы минуты со всеми этими скобками, крюками и выкрюками, те же самые сложные шаги и в остальной части проката, чтобы показать, что они ими владеют. Но на самом деле наблюдать за крюками и выкрюками - скучнейшее занятие. Их интересно смотреть, только когда они сделаны, как у Патрика Чана или Юдзуру Ханю. Или да, у него самого - у Сизерона. Когда крюки эти незаметны. Глянешь на лед и ловишь себя на мысли: а по-другому и не поставишь танец. Пападакис/Сизерон перебивают общепринятое такой цельностью, что вопросов нет.
Делает Патрик Чан скобу – это ведь наслаждение. А когда люди корячатся и повторяют как бы то же самое, чтобы был эффект насыщенности программы, то у судей никакого впечатления и не остается. Посмотрят и скажут: ну да, трудно им, стараются, молодцы. Есть искусство, а есть работа, и первое стоит намного дороже. Языком чесать легко, но совместить всё в программе не каждому под силу. Каждый из нашего тренерского цеха хотел бы, чтобы его фигуристы катались, как Пападакис и Сизерон или как Торвилл и Дин. Но не всегда получается. Ты тоже зависишь от «материала».
- Максим Ставиский в недавнем интервью "Р-Спорт" заметил, что Сизерон толкает вперед танцевальную моду, а Кацалапов и Букин стали подражать французу в пластике.
- Подражать можно кому угодно, но нужно, чтобы движения шли изнутри. В каждом движении должен быть смысл, а если ты понимаешь, что твое тело недостаточно пластично работает, то начинаешь самого себя шлифовать в зале. Вначале долго корячишься, а потом достигаешь или нужной мягкости, или, наоборот, жесткости. Но если в программе ты открываешь руку и не понимаешь - зачем, то никакого впечатления ты не произведешь.
- С другой стороны, Соловьев как-то не стремится быть похожим на француза.
- У Димы есть своё лицо. У Пападакис/Сизерона катание в стиле, я бы сказал, унисекс, где непонятно, кто партнер, а кто партнерша – настолько они совпадают во всех своих пертурбациях. Эдакий балет "Видение Розы". А Дима – это "мэн". Я строю программы для него и Кати по принципу "мужчина/женщина". Для меня это безумно важно, и ведь этого контраста никто не отменял. И если теоретически представить, что наша пластика не будет уступать Пападакис/Сизерону, то мы все равно будем ставить программу не такую кантиленную, как у французов, а с историей.
Но всё это – пластику и историю – нужно еще совместить – ни одной завернутой пятки, ни одного проходного движения с откляченной задницей… Неспециалист может не разглядеть этих нюансов, но в них Пападакис/Сизерон пока лучшие в мире. Ощущение их превосходства не покидает. И Катя с Димой понимают, чего им не хватает.
"Анна Каренина" (произвольная программа Бобровой/Соловьева – прим. "Р-Спорт") в начале сезона и на чемпионате Европы – это две разные программы. Только к середине сезона пришло понимание, что же действительно они катают. Кто он, а кто – она. И люди в Братиславе к нам стали подходить, говоря, что мы показали самую интересную историю из тех, что были на чемпионате Европы. Именно историю в театральном плане. Поэтому превращать Боброву/Соловьева в Пападакис/Сизерона совершенно не нужно. Точно так же, как не нужно было когда-то превращать Пападакис/Сизерона в Ильиных/Кацалапова. Другими вещами надо брать.
Синицина/Кацалапов: вроде бы любовь, рядом с любовью
- В танцах намечается столкновение вот этих историй и влюбленных взглядов?
- У русских пар всегда неплохо получалось направление "мэн энд вуман".
- Но у Синициной/Кацалапова тоже "мэн энд вуман".
- Я это называю программой "Из жизни голубей". Вроде влюблены, но настолько сладко всё, что становится приторно. Любовь ведь разная бывает, поэтому у них "вроде бы любовь", рядом с любовью.
- Не хватает истории?
- Наверное, и истории, и исполнения, ведь у любви несколько этапов и граней. Зарождение, встреча у кинотеатра, конфетно-букетный период, секс, конфликт. А тут они встретились с цветочками у кинотеатра, программа закончилась, а они так же с этими цветочками у кинотеатра стоят.
- Точнее мнение и не выразишь.
- Музыка красивая, они сами красивые, в начале посмотрели друг на друга, в конце посмотрели. Всё смотрят, смотрят…
- Степанова/Букин отличаются в этом плане?
- Они просто другие. Но здесь важно понять пару при работе с ней. Когда я работал с Леной и Никитой, я понимал – это моя пара. Когда стал работать с Катей и Димой, тоже понял – моя. Я понимаю, на свой взгляд, что Степановой/Букину чего-то не хватает, но чего?.. Моя-то пара не поехала на чемпионат мира, поэтому критиковать их мне не с руки. Мне просто обидно, что 9-е и 11-е места на чемпионате мира – это… Давно такого не было. А может, и никогда. Печально и беспросветностью отдает, потому что проблема даже не в том, что на каких-то соревнованиях не попали на пьедестал, а в том, что судьи начали привыкать к тому, что нас не должно быть в призерах.
Раньше танцами очень плотно занималась Алла Викторовна Шеховцова, а сейчас федерация ее немножко отодвинула от этой роли. Она спокойно работает в техкоме, и ей нынче нет особого дела до российского фигурного катания, на которое она положила четыре Олимпиады. И так за нас билась! И такую мы в ней имели поддержку! Человек был фанатом своего дела, как и (бывший президент Федерации фигурного катания на коньках России Валентин) Писеев. Это были люди, которые реально двигали танцы на льду вперед. Я очень благодарен им за поддержку, когда (Татьяна) Навка с (Романом) Костомаровым катались. А сейчас Алле Викторовне просто обидно, и вот вам, пожалуйста, результат. Таких людей нельзя убирать. Это мое мнение.
У федерации всё хорошо в парном катании и женском одиночном, и, видимо, танцы волнуют их постольку-поскольку. Медали в Пхенчхане, судя по всему, должны быть в парном, женском видах и командных соревнованиях. Но с такими танцами я правда сомневаюсь, что нам гарантированы командные награды. Нельзя отметать всё хорошее, что было, и пускать в танцах на самотек.
- Соловьев сказал в интервью "Р-Спорт", что следующий сезон будет временем крайних экспериментов.
- Если они кататься будут…
- …ну давайте пока исходить из того, что будут.
- Все будут стараться находить моменты собственного отличия в широкой массе танцев на льду. Очень много программ стало схожих по стилю с тем, что делают Пападакис/Сизерон. Люди понимают, в каком направлении работают лидеры, и пытаются этому соответствовать. Здесь два пути: идти этим путем и стараться стать лучше или найти совершенно другую колею. С другой пластикой. Какая дорога правильная, я сам очень сомневаюсь. Технический комитет ISU просит, чтобы мы все вернулись к ритмам, чему-то более понятному, чтобы публика могла аплодировать. Но, помимо аплодисментов публики, нам нужно еще хорошо сделать элементы, чтобы восторг был от поставленного колена, от мягкого катания. Но на это нет рецепта.
Танцы движутся в непонятную стезю
- При этом важно создавать "мужчину/женщину"?
- Если бы у меня катались Пападакис/Сизерон, я бы не пытался из них сделать ярко выраженных мужчину и женщину. Я бы создавал атмосферность. Дуновение ветра. То, что они с таким успехом и творят. Но потом выйдет кто-то с кардинально другим подходом… Это как смотрел я в сезоне Ханю, а потом думал: ну лучше и программу поставить нельзя, и откатать нельзя, тот же (Хавьер) Фернандес проигрывает ему и по хореографии, и программа у него более обычная, но потом проходит чемпионат мира, и я ловлю себя на мысли, что лучше, чем Фернандес, прокататься нельзя, а у Ханю и программа какая-то немного не та. Важно, чтобы многое сошлось в одно время – и посыл, и техника, и хореография, и банальная физическая форма.
- Я пытаюсь представить в будущем Катю с Димой. Это должны быть "мужчина/женщина", но кардинально в другом обличии, без русской классики?
- Необязательно. Можно придумать миллион идей. Когда Дима играл сумасшедшего, он ни разу не посмотрел на Катю за две с половиной минуты. Потому что он по сценарию болен, не в себе, и задача была поставлена, чтобы он катался вообще без эмоций, только Катя на него смотрела. И это прочиталось.
- На следующий год будет хип-хоп…
- …и свинг. Пока мы в стадии выбора музыки, ребята работают со специалистами по хип-хопу и свингу. Я сам изучаю материал, но работаем мы так же и над "мельдонием". Этот вопрос надо решить, а там, глядишь, и до свинга дойдем. Главное, чтобы наша проблемная ситуация не затянулась надолго, поскольку программы надо ставить, а делать это в безвестности неприятно и им, и мне. Стимул должен быть конкретизирован. Как только будет понимание по этому вопросу, то мы вступаем либо в работу, либо заканчиваем.
- Если вердикт будет печальным, что ожидает дуэт?
- Мы для себя так решили: когда вердикт объявят, тогда и будем думать. Жизнь на фигурном катании не заканчивается, Дима вправе решать сам, продолжать ли ему кататься, с кем, либо он уйдет с Катей в шоу…
- Надеемся, что они будут вскоре думать о свинге. Но вы как-то, еще перед сочинскими Играми, сказали, что в олимпийский год никаких экспериментов, ваша пара будет катать привычную "Кармен". Тогда еще вы работали с Ильиных/Кацалаповым.
- Было такое мнение у меня, сейчас – не знаю. Время изменилось, появилось много других направлений. Раньше всё же было понятно. Едешь на Олимпиаду – показывай "Кармен", "Тоску" или другую железобетонную музыку, которую Пётр Ильич написал будто специально для олимпийских побед.
- Или ваш нелюбимый Нино Рота...
- Нино Рота как раз проиграл Олимпиаду рок-н-роллу. (Майя Усова/Александр Жулин завоевали серебро на Играх-1994 с программой на музыку Роты вместо подходящей для них классической музыки. Золото выиграли Оксана Грищук/Евгений Платов с программой на тему «Rock Around The Clock» – прим. «Р-Спорт»). Кстати, удачное сравнение, актуальное и сегодня. Тогда Грищук/Платов просто взяли и поменяли в своем стиле вообще всё. Взяли и убрали всех рок-н-роллом. Никто не ожидал.
Раньше вообще у нас идейные были программы, мы над Паганини долго работали. А сейчас катают в основном песни какие-то модные, тягучие, ни о чем. Мода меняется. То клёш носили, потом прямые джинсы, затем перешли на узкие. Движение в танцах идет в более непонятную стезю, и у меня нет ответа, где мы окажемся в итоге. И что будем катать в олимпийский сезон. У меня даже нет ответа - с кем.
- Как восстановление Ксении Монько?
- Спина болит, Ксюша в раздумьях, стоит ли ей продолжать кататься или нет. Пока добавить нечего.