Игорь Корнеев в свою бытность футболистом успел поиграть сразу за три сборные – СССР, СНГ и России, застав единственный в истории команды СНГ чемпионат Европы 1992 года, а будучи тренером стал одним из участников ярчайшего выступления в новейшей истории сборной на Евро-2008. В беседе с корреспондентом "Р-Спорт" Николаем Рязанцевым Корнеев вспомнил атмосферу на своем первом крупном турнире на уровне сборных команд, поделился секретом успеха команды Гуса Хиддинка и ожиданиями от игры россиян на предстоящем континентальном первенстве во Франции.
- Вы игроком застали единственный чемпионат Европы, в котором принимала участие сборная СНГ, с какими мыслями тогда ехали на турнир?
- Ехал на турнир с ожиданием сделать что-то серьезное, потому что команда была достаточно сильной, на мой взгляд. К сожалению, не получилось выйти из группы.
- Чего же тогда не хватило, чтобы добиться большего?
- Вы уезжали из страны в ранге одного из лучших игроков, перешли в сильный чемпионат Испании, не обидно было, что дали сыграть всего один тайм?
- Как раз я и сыграл с Шотландией. Когда мы проигрывали 0:2, Бышовец наконец вспомнил, что есть такой игрок. Конечно, было обидно не иметь достаточного количества игрового времени, тем более что он всегда говорил, что причин не ставить меня в состав нет. Это был выбор тренера в тот момент, а его хочешь не хочешь нужно уважать.
- Ввиду политической ситуации и развала СССР не было никаких разделений на российских и украинских игроков в раздевалке?
- Нет, никакого разделения не было, атмосфера была вполне нормальная.
- Какое самое запоминающееся впечатление оставил турнир в Швеции?
- Каких-то прямо ярких впечатлений не было, просто сам факт участия в таком футбольном празднике был приятным. Я чувствовал себя гордым, что нахожусь там. Стадионы тогда были переполнены, и было очень приятно играть, видя столько болельщиков.
- От сборной Дании, в итоге выигравшей турнир, тогда таких свершений не ждали?
- Датчане в то время действительно всех удивили, но если посмотреть по составу, то у них были очень серьезные исполнители на тот момент.
Подготовка в 2008 году была расписана вплоть до финала
- Давайте поговорим о более приятных воспоминаниях. В чем был феномен сборной образца 2008 года?
- Что именно изменилось с приходом в команду Гуса Хиддинка?
- Это и та атмосфера внутри команды, и внешняя сторона – прекрасно был организован футбольный процесс, логистика, проживание, все это немаловажно. К этому игроки не привыкли до прихода Гуса, потому что до этого было все на тяп-ляп. Ребята почувствовали то, как должны обстоять дела в топовых клубах или сборных. Все это им давали, но и взамен требовали полной отдачи.
- Игроки отмечали, что чувствовали себя очень расслабленными в то время, проблем с дисциплиной не возникало?
- Сборная России отобралась тогда с большим трудом, какие ставились задачи на турнир?
- Если брать отборочный турнир, то он получился очень тяжелым. Понятно, что если ты не прикладываешь усилий, то не попадаешь на такие турниры. Я считаю, что в тот момент мы сделали все возможное, немножко удача нам сопутствовала, но кто ее не ищет, тот ее и не получает. После выхода на турнир мы почувствовали, что можем что-то сделать, хотя сразу каких-то задач не было поставлено. Нужно было провести, прежде всего, хорошую подготовительную работу, а там смотреть от матча к матчу. Тем более что у нас первая игра была против Испании, и на раскачку у нас времени не было. Плюс Аршавин пропускал первые два матча из-за дисквалификации. Вот с такими мыслями и готовились.
- Уже по ходу Евро когда пришло осознание, что можно замахнуться на медали?
- По ходу турнира мы видели качество игры, видели подготовку. Все было расписано четко вплоть до финала, тем самым тренерский штаб дал понять, что мы приехали сюда не просто так. Мы чувствовали, что ребята прибавляют с каждым днем, как функционально, так и в психологическом плане, индивидуально и как команда, поэтому надежды были намного больше, чем в течение отборочного цикла.
Испанцев обыграть было невозможно
- Ту сборную Испании остановить было невозможно?
- На мой взгляд, нет. На тот момент это была потрясающая сборная, если ты терял мяч, то две-три минуты просто бегал за ним, чтобы отобрать его. Мы практиковали прессинг в нескольких моментах, но испанцы из-под него выходили просто играючи. В тот момент их обыграть было невозможно.
- Четвертьфинальный матч с Нидерландами можно назвать ярчайшим в новейшей истории сборной России?
- Как в команде отмечали бронзовые медали?
- Отмечали как обычно, в отеле все вместе, ничего такого громкого не было. Все эмоции были в раздевалке, а после нее все садились в автобус уже полностью опустошенными. Поэтому особого празднества не было.
- В чем основные причины спада команды после Евро и неудачи в отборе на чемпионат мира 2010?
- Я бы не сказал, что был какой-то серьезный спад. Мы продолжали показывать неплохую игру, и должны были решать все вопросы в первом стыковом матче со Словенией, но, к сожалению, такое в футболе бывает. Когда ты не забиваешь огромное количество моментов, то в определенный момент оказываешься наказанным за это. Еще раз говорю, команда уже играла с очень высоко поднятой планкой после чемпионата Европы, поэтому и соперник уже по-другому настраивался. Конечно, это не оправдание, мы должны были выходить на чемпионат мира, но в футболе не всегда все так складывается, как хочешь.
Жду от Смолова еще большего прогресса
- Чего ждете от нынешней сборной на чемпионате Европы по Франции?
- Жду, по крайней мере, выхода из группы. Думаю, это одна из принципиальных задач команды. Все, что будет после группы, это будет уже бонус, на мой взгляд.
- Трудно сказать, но хотелось бы, чтобы Федор Смолов заявил о себе не только в российском чемпионате, от него жду еще большего прогресса.
- Есть ли то, чем Леонид Слуцкий похож на Хиддинка?
- Со Слуцким мне приходилось несколько раз встречаться, могу сказать, что это очень интеллигентный человек с чувством юмора. Сходство у них совершенно точно заключается в умении наладить коммуникацию в команде и четко доводить свои мысли до игроков, создавать ту атмосферу, которая позволяет играть в свой футбол.