Сборная Советского Союза ехала на финальный турнир чемпионата Европы 1964 года в ранге действующего чемпиона, но повторить успех ей было не суждено, что стоило места главному тренеру команды Константину Бескову.
Свой среди врагов: карьера Константина Бескова — динамовца, спартаковца, армейца и… >>
Два режима
Второй Кубок европейских наций, как тогда называлось первенство Старого света, собрал 29 из 32 стран, входивших в состав УЕФА. Отборочный турнир, представлявший собой несколько раундов матчей навылет, запомнился сенсационной победой Люксембурга над Нидерландами, после чего футболисты карликового герцогства были в шаге от финального турнира, дважды сыграв вничью с датчанами и проиграв с минимальным счетом лишь в переигровке.
Вновь в спорт вмешалась политика: в отборочном турнире жребий свел команды Греции и Албании, находившиеся в состоянии войны, что вынудило греков сняться с турнира. Проводить же финальную часть было доверено Испании, все еще находившейся под диктатурой Франсиско Франко. В 1960 году Франко запретил команде ехать в СССР, поддерживавший республиканцев во время гражданской войны в Испании, тем самым лишив ее шансов побороться за выход в финальный турнир первого чемпионата Европы. Теперь же потенциальный финал между двумя сборными рассматривался как противостояние двух режимов.
Легкая полуфинальная прогулка
Бесков, вставший во главе сборной в 1963 году, сформировал состав преимущественно из игроков московских клубов, разбавив их тремя представителями ростовского СКА, а также Эдуардом Малофеевым из минского "Динамо" и Рамазом Урушадзе из кутаисского "Торпедо". Из сборной, праздновавшей успех в 1960 году, остались всего три человека, которые, впрочем, определяли игру команды: Лев Яшин, капитан Валентин Иванов и Виктор Понедельник.
Теперь уже Франко не мог отказаться от матча с идеологическим врагом и даже стоя слушал гимн Советского Союза перед финальным матчем, собравшим на "Сантьяго Бернабеу" почти 80 тысяч зрителей. Бесков решился лишь на одну замену по сравнению с полуфиналом, выпустив Алексея Корнеева вместо Геннадия Гусарова, и все же в плане свежести советские футболисты должны были превосходить испанцев, отбегавших четырьмя днями ранее по изнурительной жаре на 30 минут больше. Основу же испанской команды, как и нынче, составляли игроки мадридского "Реала" и "Барселоны", а также "Сарагосы".
Камни против шишек
Испанцы вышли на игру крайне мобилизованными и открыли счет уже на шестой минуте: Луис Суарес перебросил мяч через Альберта Шестернева, и Хесус Переда с близкого расстояния вколотил его под перекладину ворот Яшина. Позднее Переда вспоминал, как тренер Хосе Вильялонга мотивировал их перед финалом: "Он нарисовал на песке поле. Вместо наших игроков он использовал камни, а соперников отмечал сосновыми шишками, и в итоге убедил, что камни сильнее шишек".
Во втором тайме начался сильный дождь, который вынудил обе команды действовать еще более осторожно, так что моментов стало еще меньше, а вратари действовали надежно. И все же до дополнительного времени дело не дошло: на 84-й минуте Переда сумел сделать прострел в штрафную гостей, и Марселино в падении головой забил решающий мяч – 2:1.
Один из главных творцов первого большого успеха сборной Испании на международной арене, легионер Суарес отмечал именно командную игру в качестве главного победного фактора: "На тот момент богатым международным опытом у нас в команде мог похвастать только я. Однако хотел бы подчеркнуть, что победила команда, а не отдельно взятые футболисты. Коллективная игра стала ключевым элементом в нашем триумфе. При мне сборной Испании не раз удавалось собрать более сильный состав, но ни одна из этих команд не смогла повторить наше достижение 1964 года. Неповторимая атмосфера, царившая на футбольном поле и трибунах, является моим главным воспоминанием о финале. Запомнилась и наша отличная игра, ведь в то время у СССР была очень сильная сборная".
Казнить, нельзя помиловать
По возвращении в Москву Бескова и работавшего начальником сборной Андрея Старостина вызвали на заседание президиума Федерации футбола СССР, после завершения которого появился документ под названием "О руководстве сборными командами СССР", который гласил: "В связи с невыполнением поставленной перед сборной командой задачи и крупными ошибками, допущенными в организации подготовки сборной команды, освободить от работы со сборными командами страны старшего тренера сборных команд Бескова К. И.".
Конечно, Бесков без работы не остался, но был "сослан" в луганскую "Зарю", выступавшую во втором эшелоне советского футбола. Правда, уже два года спустя великий тренер вернулся в Москву, сначала недолго порулив "Локомотивом", а затем принял "Динамо", доведя его до финала Кубка обладателей кубков в 1972 году. Сборную же после Бескова принял Николай Морозов, который проработал до конца чемпионата мира 1966 года, где советские футболисты заняли четвертое место.