Дмитрию Хохлову довелось дебютировать в составе сборной России на чемпионате Европы 1996 года сразу в матче против Германии. Знаменитый полузащитник поделился с корреспондентом "Р-Спорт" Николаем Рязанцевым своими впечатлениями о том турнире, работе с Олегом Романцевым, а также вспомнил перипетии самого драматичного для сборной России отборочного цикла к Евро-2000.
- К Евро-1996 россияне подходили после уверенно пройденного квалификационного турнира. Какие задачи тогда ставились перед командой?
- Тяжело сказать, что было по ходу квалификации, так как я в отборочных играх участия не принимал, а уже непосредственно приехал на Евро. На нем первая задача была выход из группы, а дальше был бы разговор, если бы из нее вышли, но, к сожалению, этого не случилось.
- Вы ехали на финальный турнир без какого-либо опыта игры за главную сборную. Ожидали, что доведется сыграть в двух матчах?
- Тогда, наверное, многие молодые игроки рассматривали поездку на Евро как шанс засветиться и уехать в более сильный чемпионат. У вас такие мысли были?
- Об этом не думал абсолютно, и Евро не рассматривал с точки зрения перспективы уехать за рубеж. Думал, что в тот момент для меня рановато было еще уезжать, сначала нужно было набраться опыта во внутреннем чемпионате.
- Чем больше всего запомнился турнир в Англии?
- Прежде всего, обстановка, это был первый большой турнир, так что запомнилось все – от стадионов, переполненных трибун до самих матчей, все можно отнести к этому.
- То есть разница с чемпионатом России была разительной?
- Конечно (смеется). Отличалась и атмосфера, и поля, которые были просто идеальными независимо от погоды. У нас в то время приходилось и в грязи, и в болоте играть, и на замерзших полях, на которые мы чуть ли не в шиповках выходили. А в Англии же было все великолепно.
Перед дебютом с немцами не успел испугаться
- Состав у сборной России был более чем боевой, но выйти из группы не получилось. Во всем виноват жребий, определивший ее в "группу смерти"?
- Какие мысли в голове были перед дебютом в матче со сборной Германии?
- Я даже переволноваться тогда не успел, так как узнал, что играю, лишь на установке перед матчем за полтора часа до игры, когда нужно готовиться, и не успеваешь просто испугаться. Естественно, волнение было, но и партнеры подходили подбадривали, да и времени не было, чтобы все это переварить.
- Действительно ли тогда немецкая команда, ставшая в итоге чемпионом, была машиной, которую было нереально остановить?
- Реально было, несколько моментов у нас было неплохих, но мы первыми пропустили, а немцы все продолжали нагнетать. Конечно, это была очень мощная команда, но с любой сборной можно играть, и один забитый гол мог вполне перевернуть ход матча. Но, к сожалению, нам это не удалось.
- В игре с чехами сборная России им ничем не уступила. Удивились, когда они дошли до финала?
- Командой тогда руководил Олег Романцев. Прививал ли он спартаковский стиль той сборной?
- Не могу сказать, что упор прямо был на спартаковский футбол, но, само собой, тот футбол, который был близок ему по духу, он сборной и прививал. Подбор игроков был исходя из того, смогут ли они играть в этот футбол. Можно сказать, что от своего стиля он не отступил.
- Какова была атмосфера внутри команды? Ведь в очередной раз не обошлось без скандалов, вспоминая историю с отстранением Сергея Кирьякова.
- Больше нагнеталось вокруг, но и какие-то вещи происходили внутри. Но молодых ребят особо не посвящали в эти дела, мы со стороны видели, что есть какая-то напряженная обстановка, какие-то конфликты, но вглубь проблемы не были посвящены.
- По-разному: была и критика, были и слова поддержки. При неудачном результате, естественно, найдутся люди, которые тебя поддержат, другие покритикуют. В чем-то эта критика была заслуженной, где-то были просто эмоции. К этому нужно спокойно относиться и научиться это все перебарывать.
Если бы вышли на Евро-2000, то могли бы кое-чего достичь
- Следующий отборочный цикл к чемпионату Европы 2000 года россияне начали с трех поражений под руководством Анатолия Бышовца. В чем тогда была главная проблема в команде?
- Я не скажу, что в команде была проблема, были хорошие игроки, но что-то не шло. Тем же французам мы здесь незаслуженно проиграли, исландцам проиграли после рикошета и автогола Юры Ковтуна – просто стечение обстоятельств. Просто что-то не ладилось. С возвращением Олега Ивановича команда совсем по-другому начала играть, более уверенно, и к концу отборочного цикла была уверенность в своих силах, и команда сыгралась. Это было, наверное, самое обидное непопадание на крупный турнир, так как многие игроки находились в самом расцвете своих сил, на пике формы, и думаю, что если бы вышли туда, то могли бы кое-чего достичь.
- Что именно изменилось с приходом Романцева?
- Сам Олег Иванович за время своего отсутствия в сборной изменился?
- Честно говоря, большого изменения не заметил, он в принципе всегда каким был, таким и оставался.
В игре на "Стад де Франс" настрой был сумасшедшим
- Самым запоминающимся с положительной точки зрения стал матч против французов на "Стад де Франс". Вам тогда пришлось выходить на замену в середине первого тайма, насколько тяжело было войти в игру?
- С положительной - да (смеется). Как ни странно, было легко войти в игру, так как был сумасшедший настрой у всей команды, не только у игроков стартового состава. Было видно, что запасные игроки в любой момент готовы войти в игру.
- Что эта победа дала сборной России?
- Злосчастный матч против Украины часто вспоминаете?
- Время от времени вспоминаю, хотя не могу сказать, что он мне снится или еще что-то такое. Но когда речь заходит об отборочном цикле, то, конечно, вспоминаю его. Очень обидно было, считаю, что на тот момент мы действительно были сильнее Украины и в том матче переигрывали соперника.
- С чем можете сравнить атмосферу на том матче, к которому было приковано внимание действительно всей страны?
- Что было в раздевалке после матча?
- Тишина была, и, естественно, пытались как-то подбодрить Сашу Филимонова, все понимали, что это была досадная, роковая ошибка. Был не тот момент, чтобы пихать кому-то. Есть моменты, когда игрок не выполнил игровую установку, не добежал, авантюрой начал заниматься, здесь же была роковая случайность. Было трудно, но попытались найти слова поддержки в его адрес.
- Много времени вам понадобилось для того, чтобы переключиться на клубные дела?
- Это в памяти как-то не отложилось. Во-первых, я играл за границей, и для меня прессы было минимум, вопросов минимум, и, переключаясь на внутренний чемпионат, было немножко проще. Естественно, здесь, в российском чемпионате, игрокам было тяжелее в этом плане, потому что наверняка каждый день они сталкивались с какими-то вопросами на улице, от друзей, от родственников, в прессе это долго мусолилось, так что в этом плане им было тяжелее.