Бывший полузащитник "Торпедо", "Динамо" и "Зенита" Игорь Семшов успел съездить сразу на три чемпионата Европы. Правда, по сути он сыграл только на одном из них: в 2004-м он отыграл 46 минут в ничего не значащем матче с греками, а в 2012-м весь турнир просидел в запасе. Зато на том самом Евро-2008 Семшов был одним из основополагающих игроков команды Гуса Хиддинка. В преддверии чемпионата Европы-2016 корреспондент "Р-Спорт" Александр Рогулев поговорил с Семшовым о трех предыдущих турнирах.
Сидели и болели за итальянцев
- Евро-2008, думаю, вспоминать куда приятнее, чем два других чемпионата Европы?
- Конечно, из тех чемпионатов Европы, где я был, 2008 год стоит особняком. Прежде всего из-за атмосферы в команде. Как между самими игроками, так и в тренерском штабе. Даже когда мы начали неудачно, где-то внутри сидела уверенность, что все будет хорошо. Не зря мы так усердно работали, провели мощные сборы перед чемпионатом. А поражение… Думаю, испанцы в тот год были сильнее не только нас, но и вообще всех в мире, что потом и доказали.
- Та сборная Испании вообще оставляла впечатление непобедимой команды.
- Какую установку Хиддинк давал на полуфинальный матч с испанцами, учитывая, что первый мы провалили?
- Я сейчас мало что вспомню, но ее и не было как таковой. Знаешь, как говорят? На больших турнирах команда не может проиграть одному и тому же сопернику два раза. Но у нас вышло. Хиддинк просил лишить испанцев мяча, поближе играя к сопернику. Но на тот момент взаимодействие Хави, Иньесты, Фернандо Торреса и Давида Сильвы в центре поля было безоговорочным. Как бы мы физически ни были готовы, с этим пониманием друг друга сделать было ничего нельзя.
- Помимо того, чтобы лишить соперника мяча, нужно и самим что-то создавать.
- Посмотрите на сегодняшние "Реал" или "Барселону": при потере мяча они сразу начинают вступать в активный прессинг. То же было и тогда, и нам при таком прессинге было очень тяжко. Если первый тайм мы еще выглядели на равных, то во втором, пропустив мяч, у нас нормально взаимодействовать уже не получалось. Старались до последнего, но счет говорит сам за себя.
Главный секрет Евро-2008 - атмосфера в команде
- Все тогда удивлялись: откуда у нашей команды столько сил. Что вы такого особенного делали на подготовке к Евро, после чего команда просто летала?
- А как же знаменитая работа Арно Филипса и Раймонда Верхейена?
- Да, нас поднагрузили, но это было ожидаемо. Единственное, что все упражнения были через мяч. Потом многие из нас долго держали уровень в своих клубах, пройдя подготовку в сборной. Правда, к зиме наступила настоящая функциональная яма, очень хотелось отдохнуть. Мы же из-за чемпионата Европы остались без отпуска, и скоро это нас "догнало".
Игорь Корнеев: Слуцкий похож на Хиддинка в умении наладить коммуникацию в команде >>>
- Как тренеру добиться такой атмосферы, про которую вы говорили выше?
- Важно, как тренер себя поставит в команде. Гус заставил себя уважать, причем сделал это, показав, что уважает нас. Это чувствовалось и в разговорах, и в отношении, и в организации тренировочного процесса. У некоторых из футболистов раньше проскакивало: мне это можно, а тебе – нельзя, что тут скрывать. У Хиддинка все были частью команды, каждый, даже "глухой" запасной имел право на высказывание, на мнение, которое учитывалось при принятии решений.
- Можете вспомнить момент, когда решили для себя: да, Хиддинк – мой тренер?
- И в чем были ошибки?
- Я должен был находиться возле центральной зоны вблизи защитников, помогая правому или левому хаву. А я все время из этой зоны убегал ближе к флангам. Гус сказал: "Понимаю, ты хочешь помочь. Но я тебе дал задание, и ты должен его выполнять буквально". Я бегал помогать, а мне помогать никто не стал, вот Гус меня и заменил.
В 2004-м чувствовал себя как в тюрьме
- Помните настроения болельщиков перед Евро-2008? Мало кто верил в команду на чемпионатах Европы, учитывая весь предыдущий опыт.
- Да, когда мы проиграли испанцам 1:4, многие считали, что мы сразу же вылетим. А получилось так, что мы продержались почти до самого конца. Знаете, когда разбирали моменты той игры, команда смеялась в голос. Там был один гол, который мы пропустили с углового. Разбираем: и я должен был быть на другой позиции, и еще трое ребят были где-то не там. Хиддинк смеется: "Ну цирк же! Сами себе взяли и привезли гол". Мы посмеялись, но уяснили: в футболе мелочей не бывает. Гус тогда сказал: у вас есть два матча, чтобы те люди, которые свистели нам в спину, начали аплодировать.
- В 2004 году вас же взяли в команду в последний момент. Не жалеете, что поехали? Не самый удачный опыт.
Омари Тетрадзе: после футбольного Евро-1996 было стыдно выходить на улицу >>>
- Что вспоминаете в первую очередь?
- Хуже всего, что мы жили там как в тюрьме. В плане того, что все было закрыто, никого не пускали. На все большие турниры приезжали друзья, родные, а тут – полная закрытость. Ну и та эпопея с главным тренером и Мостовым тоже радости не добавила. Да там было много факторов, которые в итоге сложились в результат.
- У нас есть две крайности: либо закрываться ото всех, как в 2004-м, либо пускать к команде всех подряд, как было в 2008-м и следующем отборочном цикле к чемпионату мира. Что лучше?
- Должен быть баланс. Особенно, когда в команде взрослые квалифицированные футболисты. Времена меняются, а общение с семьей, близкими, друзьями никто не отменял. Наоборот, это может только дать необходимый импульс. Тут главное не переборщить, потому что распорядок дня и тренировочный процесс не должны нарушаться.
Греки говорили, что уже заказали самолет домой
- С чем ассоциируется 2012 год?
- Вы же тогда ни разу не вышли. Обидно?
- Да, обидно, потому что провел до этого, кажется, все игры в отборочном цикле, а до этого поиграл у Адвоката в "Зените". Но Дик понадеялся на других, это был его выбор. Может, он рискнул, и выпустил определенных ребят… Но нельзя говорить точно, что выйди я, то помог бы команде победить.
- Особенно в матче с греками.
- Да, было сложно смотреть со стороны, это же последняя, решающая игра, был шанс зацепиться… Разочарование огромное, тем более в 2004-м я с ними играл. Сидя на допинг-контроле, греки сказали, что у них уже был заказан самолет домой. А у нас, напротив, уже был разработан план на то, как мы будем передвигаться перед четвертьфиналом. Должен был быть восстановительный день, но вместо него мы сели в самолет и полетели в Россию.
Хотим провести чемпионат мира среди любителей
- На чемпионат Европы в этом году не поедете?
- А чем вы сейчас занимаетесь?
- Во-первых, экспертом на телевидении, очень интересно. Во-вторых, много времени уделяю Народной футбольной лиге. Это интересный проект для любителей, которые не задействованы в профессиональном спорте. Большой проект, всероссийский, у нас есть несколько амбициозных задач. Если посмотреть, какие люди стоят за проектом, то можно ожидать чего-то крупного.
- Думаю, что на пик он выйдет уже совсем скоро. Мы с каждым месяцем расширяемся, а в конце мая пройдет финальная часть турнира на полях в Лужниках. Сыграют 16 команд, а приз – строительство футбольного стадиона. Дай бог, нам удастся провести чемпионат мира среди любителей во время ЧМ-2018. Профессионалов у нас не так много, а в футбол играет вся страна. Так что это очень перспективно.
- Чем вы конкретно занимаетесь в проекте НФЛ?
- Я вхожу в правление, у меня есть определенный круг обязанностей, который выполняю. Проходит заседание, получаю поручения и занимаюсь ими. Мы в правлении стараемся помогать друг другу: кто-то за прессу отвечает, кто-то занимается непосредственно футбольными делами. Работы хватает, потому что хочется сделать действительно масштабный проект.