Блог о российском велоспорте специально к дебюту сборной России по ВМХ на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро подготовил материал о команде, которую возглавляет Павел Костюков. В ней бывшая гимнастка и фигуристка, парни, которым срывает башню, и у всех у них предостаточно амбиций, пусть пока и мало кто в России понимает, что такое ВМХ Race.
"С Комаровым, Катышевым и Клещенко я знаком давно, их тренер практически был моим первым тренером тоже. Ярослава Бондаренко у нас 1997 года рождения, Наталья Суворова – 1995-го. Наталья прошла все этапы квалификации, но, согласно правилам, на Олимпийских играх у нас могут выступать спортсменки и 18 лет тоже, а принимать участие в отборе они могут с 17 лет, так что Ярослава тоже принимала участие в этапах квалификации на Олимпиаду", - объясняет Костюков.
Суворова до ВМХ занималась танцами, а в велоспорт ее привел брат. "Поначалу он просто брал меня на тренировки с собой, когда я маленькая была. Ну а потом я там так и осталась: была первая гонка, на меня шлем надели, и я поехала. Выступила неплохо, решила попробовать свои силы. Почему нет? В тот момент я еще занималась танцами, на самом деле (смеется). Ну а рядом с домом была трасса. В итоге ВМХ победил — танцы я бросила. Так уж сложилось, в этом заслуга моего тренера, он так вложил мне в душу эту любовь к спорту, что я не могла сделать другой выбор и ни о чем не жалею".
Гонщики ВМХ тренируются и на шоссе, и на треке, много времени проводят и в зале. "У нас нужна хорошая база, тренировки в тренажерке, на шоссе мы ездим обкатку - раньше ездили по 1,5-2 часа, ну и трек зимой, - рассказывает Комаров. - Летом у нас больше специальности, но вот тренажерный зал круглый год, два-три раза в неделю. Это основная часть: зал и специальность на трассе".
"Но как же меня выматывают тренировки на треке и шоссе, - добавляет Бондаренко. - Едешь по этому кругу, едешь, едешь по этому шоссе, едешь... А в ВМХ все по-разному: каждое движение ты можешь сделать по-разному, да еще контактная борьба!"
ВМХ — это экстрим
А еще этот вид велоспорта был и остается экстримом.
"Мальчики у нас, конечно, большие экстремалы, чем девочки. У них башню срубает! - признается Суворова. - Девочки все-таки девочки. Есть, конечно, и те, которым тоже все по барабану, но чаще всего это просто девчонки, которые справляются со своим страхом, страх при этом изначально есть. Лучше бы, конечно, его бы вообще не было. Должна присутствовать уверенность. Вот ты вышла на старт, соперницы рядом стоят, впереди горка, надо прыгать и быть уверенной в себе. Страх здесь лишний, на старте его быть не должно. Со страхом просто нужно уметь справляться. У меня один раз был такой старт, когда я не сумела этого сделать, в итоге зажалась, упала, сломала руку. Страх нужно выключать, идти вперед и никогда не сдаваться".
ВМХ еще и фристайл?
"Мы проводим чемпионаты страны, Кубки страны. Сотрудничаем со школой "Нагорная", которая занимается развитием этой дисциплины. Осталось несколько шагов для формирования национальной команды. У нас уже на этап Кубка мира выезжают три спортсмена, мы их знаем, знаем кто они, но пока все на стадии формирования, тем более что официальные правила были озвучены всего пару месяцев назад. В свое время так было и с нашим видом программы (ВМХ рейсом)", — добавил он.
Не вызывает никаких сомнений, что ВМХ-фристайл будет очень интересен зрителю.
"Соревнования проводятся в городах, пользуются популярностью среди молодежи, соответствуют духу времени. И несколько другой формат проведения соревнований, чем в другом виде велоспорта. Плюс все решается за счет оценок, системы начисления баллов. Это немного непривычно для нас. У нас ведь все решает финишная прямая. Кто первым ее пересек, тот и чемпион, мы привыкли к этому", — говорит тренер.