Илья Казаков в новой записи своего блога на сайте агентства "Р-Спорт" вспоминает, как еще два года назад предрекал Станиславу Черчесову работу в сборной России по футболу, и сравнивает его путь с судьбой Леонида Слуцкого, который покинул национальную команду после чемпионата Европы-2016.
Года два тому назад я сказал ему:
- Уверен, на домашнем чемпионате мира сборную будешь тренировать ты.
Биография Станислава Черчесова >>>
Как и Черчесов. Он был тогда во главе московского "Динамо", строил большие планы, и давняя мечта вернуться в "Спартак" казалось спрятанной в какой-то очень дальний ящик. Когда-нибудь, может быть – точно из этой серии.
А "Динамо" было тогда в порядке. Как и "Жемчужина", "Амкар", "Терек" - его прошлые клубы. Черчесов гордился не только тем, как играет команда, но и насколько рачительно он ведет себя на трансферном рынке. С наслаждением жонглировал цифрами – сколько сэкономил на этом переходе, как выгодно для клуба провернул этот обмен.
Помню, я смотрел на него и желал, не произнося этого вслух, чтобы ему дали отработать столько, сколько считается нормальным среднестатистическим показателем для строительства новой команды – три года. Но все равно понимал, что шансы невелики, в России тренеров, работающих в одном клубе такой срок – по пальцам перечесть.
- Вот увидишь, мы уже во втором сезоне будем бороться за чемпионство, - сказал он.
И когда этой зимой к нам на эфир пришел Борис Ротенберг-старший, вздохнувший мимоходом за кадром: "останься мы, "Динамо" стало бы чемпионом", я вдруг вспомнил те слова Черчесова. А затем – его интонацию при рассказе о последнем для него совете директоров "Динамо". И его короткую фразу в ответ на услышанное: "Честь имею".
Золотой дубль Черчесова: "Легия" вслед за кубком выиграла чемпионат Польши по футболу. ФОТО >>>
Я тогда позвонил ему и сказал:
- Вот теперь я еще сильнее уверен, что в восемнадцатом году сборную будешь тренировать ты.
И, признаюсь, мне было немного смешно, когда Слуцкий возглавил сборную, а Черчесов из Москвы уехал в Варшаву, в "Легию". Судьба порой шутит причудливо и надо уметь не воспринимать ее линейно. Это не было насмешкой над хорошо знакомыми людьми, получившими новый вызов. Просто я очень хорошо помнил, о чем мечтали они оба – Слуцкий желал однажды оказаться у руля сильного европейского клуба, а Черчесов, первый капитан в истории сборной России, хотел встать во главе национальной команды. Судьба словно нарочно перевернула путь каждого из них.
- Знаешь, - сказал я ему тогда, - я от тех своих слов не отказываюсь.
Не знаю, как именно изменила Слуцкого работа в сборной, но в те дни, когда ему приходилось быть совместителем, он был не такой, как обычно – более напряженный, с более заметным погружением в какие-то свои мысли. Стоило уйти – и вернулась прежняя легкость. Черчесов же, работая в "Легии", не изменился ничуть. Даже чемпионство оставило его прежним. Впрочем, как и первое чемпионство Слуцкого тоже на его личность вряд ли повлияло ощутимо. Разве что добавилась внутренняя уверенность в своей правоте.
Читайте между строк: Слуцкий не видит себя тренером сборной России по футболу >>>
Его первым большим тренером был Бесков. Его последним тренером был Лёв. В нашей ностальгии по лучшем советскому футболу и тяге к идеальному европейскому Черчесов может оказаться тем вариантом, в ком сойдутся одновременно два таких разных подхода. У двух этих стилей, которые мы попеременно пытаемся воссоздать в России, есть одна общая черта – умение играть изо всех сил.
Мне кажется, именно это отличает команды Черчесова-тренера.
Путь в сборную вышел у него причудливым. Но тем интереснее будет смотреть за его становлением в новом качестве.