На паспортном контроле в Рио нас встречали дружелюбно, с улыбками, на активации аккредитации тоже, но уже в пресс-центре ощущалась некая прохлада и немой вопрос – а вы тут зачем? За несколько дней до старта Олимпийских игр в Рио есть легкое ощущение того, что ты чужой на этом празднике.
Многоступенчатый барьер участия россиян в Олимпийских играх дополнился еще одним, финальным, судя по всему, барьером – МОК решил, что окончательное решение об участии (или нет) будет за специальной комиссией из трех человек: "Одним из трех членов станет Хуан Антонио Самаранч (сын седьмого по счету президента МОК). Также в комиссию вошли руководитель медицинской комиссии МОК Угур Эрденер и глава комиссии атлетов Клаудия Бокель", — рассказал официальный представитель МОК Марк Адамс журналистам в субботу вечером.
В определенной степени МОК страхуется, хотя изначально и снял с себя всю ответственность, переложив ее на федерации и арбитра CAS. Но что-то пошло не так, и оперативно принимается решение все-таки забрать себе право окончательного вердикта. Не исключено, что поступил сигнал, что арбитр CAS будет чересчур строг, и МОК окажется в крайне неприятной ситуации, а дабы этого не произошло, была создана комиссия, которой отдают право финального решения.
Таким образом, чтобы получить право выступления на Олимпийских играх, спортсменам сборной России необходимо: получить доступ от международной федерации по конкретному виду спорта, получить разрешение арбитра CAS, получить финальное разрешение от комиссии МОК. Формально на данный момент НИ ОДИН из российских атлетов не допущен до участия в Олимпийских играх в Рио.
Возникает вопрос – а судьи кто? Независимый арбитр CAS, по неофициальной информации, это Иво Эйсебио, член дисциплинарного комитета международной федерации хоккея, ближайший соратник Рене Фазеля, достаточно хорошо известный в хоккейных кругах человек. Сын Хуана Антонио Самаранча унаследовал от отца любовь к России. Угур Эрденер - человек нейтральный в данной ситуации, а вот Клаудия Бокель скорее будет против нас, чем за. С большой долей вероятности данный расклад скорее в пользу российских спортсменов, но возможны нюансы, так как до последнего никто не знает всех деталей доклада Макларена, включая МОК, не говоря уже о российской стороне.
Но в МОК прекрасно понимают, что любое серьезное решение сейчас должно быть очень хорошо подкреплено юридически, чего о докладе Макларена не скажешь – доказательная база там отсутствует, ни один суд с таким багажом выиграть нельзя. В МОК это прекрасно понимают. Понимают это и в WADA – удаление фрагмента доклада с сайта и отмена всех запланированных мероприятий в Рио - лишнее тому подтверждение.
Тем временем наши трековики вылетают из Питера в Рио, не владея информацией о допуске, – UCI просто не отвечает на запросы, а МОК и ОКР не владеют информацией. Прилетевшие в Рио спортсмены как на иголках – практически все наши атлеты снимают отдельные помещения для тренировок и не используют официальные тренировочные арены, так как там все мероприятия официально открыты для прессы, а нашим сейчас не для толп иностранных СМИ, у которых желания пообщаться с россиянами больше, чем со своими звездами.
Отдельно стоит выделить вопрос с тяжелой атлетикой. Полная дисквалификация нашей федерации была куда более ожидаемой, чем дисквалификации ВФЛА, но когда смотришь на результаты в тяжелой атлетике в целом, то возникает вопрос – а не пора ли МОК вообще исключить тяжелую атлетику из олимпийской программы? Ни в одном другом виде спорта не дисквалифицируют по несколько федераций из-за допинга, ни в одном другом виде нет 6 (!!!) атлетов из финальной восьмерки с Олимпийских игр, кто был бы уличен в применении допинга.
В тяжелой атлетике по данным перепроверок золото Олимпийских игр в Лондоне в теории может уйти к занявшему пятое место иранцу Мохаммадпуру, а серебро - к ставшему восьмым корейцу Дже. И это только один вес. Тяжелая атлетика уже настолько себя дискредитировала, что ей нужно отдохнуть от олимпийского движения, а президенту Федерации тяжелой атлетики России и одновременно (вот уж чудеса, да и только) председателю антидопинговой комиссии Европейской федерации тяжелой атлетики Сергею Сырцову сильно подумать над тем, чем он занимается, глядя на десятки пойманных на употреблении допинга россиян, включая призеров Олимпийских игр.
Специально не пишу о других странах, где проблем с допингом не меньше - сейчас бы свои проблемы решить.
До старта Олимпийских игр остались считанные дни, столько же до принятия МОК окончательного решения по сборной России. И это в любом случае будут одни из первых за долгое время Игр, где сам спорт отойдет на второй план.
Мы шли по коридору олимпийского пресс-центра с рюкзаками нашей сборной, и нас догнал коллега из Японии: вы же из России, да? Когда приезжает Клишина? Она же будет здесь? Она же допущена? Вы не знаете, а она на открытии будет, а пресс-конференция у нее будет, она же одна чистая?
Это игры, которые мы заслужили, и нам с этим жить здесь до 22 августа.