Легендарная российская саблистка Софья Великая стала вечером в понедельник двукратным, но серебряным призером Олимпийских игр, уступив в финальном поединке на дорожке комплекса "Кариока" в Рио-де-Жанейро своей соотечественнице Яне Егорян. В разговоре с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Анатолием Самохваловым Великая рассказала, о чем задумается после Олимпиады, и о чем ей думать сейчас категорически нельзя.
Поплачу, но после олимпиады
- Софья, на следующий олимпийский цикл настраиваетесь?
- У нас в Рио впереди еще командные соревнования, Олимпийские игры еще не закончены. А там - будем думать.
- А сейчас не задумываетесь, что будет после Рио?
- После Олимпиады поговорим. О чем мне сейчас думать? О Токио?
- Да, о личном турнире в олимпийском Токио. Или да, или нет?
- Ну, когда эти соревнования закончатся, тогда и будем поднимать этот вопрос и размышлять.
- Вы сказали, что по окончании финала против Яны Егорян первая секунда для вас была просто разрывающей. Но я следил за вашими эмоциями, даже не понял, как вы моментально переключились на поздравления в адрес Яны. В вас была радость, будто вовсе и не вы минутой ранее вели 14:13, казалось, нанесли победный укол, потом счет стал равным, и вы проиграли финал с минимальным разрывом.
- У нас интеллигентный вид спорта, мы тактичны, вежливы, с уважением относимся к судьям, соперникам. На самом деле в тот момент, когда все завершалось, когда на табло были 14:14 и мы с Яной пошли друг на друга, я хотела кричать от… победы. Я рискнула, сделала фразу, но увидела фонарь. Не мой. Один. Вопросов больше не осталось. Понимаете? Спорить не о чем. Это все. Я вся в эмоциях, поняла, что проиграла, развернулась и пошла ее поздравлять.
- Это же невозможно! Вы настолько быстро подавили в себе всю эту реальность?
- Да, до сих пор подавляю.
- Один фонарь, и не ваш, при том раскладе. На Олимпийских играх. Это же трагедия!
- Ну и что, умереть от этого?
- Эмоции вы демонстрировали вежливые, соответствующие виду спорта, но внутри боролись с собой?
- Конечно.
- А завтра проснетесь, и будет полное опустошение?
- Нет. У нас еще командные соревнования, я не могу себе этого позволить. Возможно, я буду расстраиваться, возможно, я даже поплачу, но это будет после Олимпийских игр. Тогда я смогу выпустить все свои эмоции, не держать их, не сдерживать свою энергию.
- После полуфинала, в котором вы вроде бы комфортно вели в счете против француженки Манон Брюне, но победили в итоге со счетом 15:14, вы бросили такую фразу: "Старею…"
- Это просто шутка. Хотела просто добавить юмора после непростого боя.
- Но смысл в том, что вы теперь выигрываете только при максимальной выкладке?
- Вы посмотрите на счета, сколько было боев 14 на 14, фавориты пали, молодежь поднималась.
Новая история началась в сабле
- Правда, что Екатерина Дьяченко, победившая двукратную олимпийскую чемпионку Мариэль Загунис, тоже могла бы претендовать на медаль?
- Она в хорошей форме, очень хорошо фехтовала. Это моя мечта – три первых места сборной России.
- Перед турниром знающие люди подсказали мне, что в женской сабле фаворитов трое – Великая, Загунис и Ольга Харлан. После Рио в лидерстве в женской сабле ставится точка и начинается новая история?
- Да, пошел новый отсчет…
- …И на ближайшем чемпионате мира на слуху будут другие имена?
- До чемпионата мира будет много турниров, они покажут, кто фавориты.
- Сейчас их видно?
- Их человек шесть. Яна, кстати, в их числе появилась не вдруг: она стабильно провела весь сезон, была вторая в рейтинге, становилась призером чемпионатов Европы и мира.
- Как сейчас будете переключаться на командный турнир? Уйдете в себя или посмотрите другие виды спорта на Олимпиаде?
- Будем работать, чтобы выиграть золото.
- Завтрак, тренировка, сон, тренировка, ужин?
- Да.
Помимо диалога с "Р-Спорт" Великая по окончании олимпийского турнира саблисток пообщалась с российскими СМИ.
Яна зажгла фонарь. Чистая игра, красивый бой
- Я такой человек, что никогда не буду говорить о том, что виноват судья. Не буду искать причин. Есть результат, и есть почва для работы. Значит, так и должно было быть, - сказала она журналистам. - Я рискнула, но Яна зажгла фонарь, поэтому… Чистая игра, красивый бой. В финале две соотечественницы. Все хорошо.
- Яна призналась, что победить после 14:14 – это лишь вопрос удачи.
- Так и получилось.
- Насколько неожиданным был минимальный разрыв в вашем окончательном счете в поединке с Манон Брюне?
- Фехтование – это единоборство, все может решить один удар. Есть тактика, стратегия, но при этом все мы живые люди. Я проигрывала, догоняла, выигрывала, опять проигрывала. С Брюне мне тоже сопутствовала удача. 14:14 – это катастрофа.
- После победы Яна вам долго что-то на ухо говорила.
- Только хорошее.
- По пути в финал вы фактически обыграли всю сборную Франции (трех француженок).
- Тренер у нас француз (Кристиан Бауэр). Это было принципиально (смеется). Шутка. Мне бы, наверное, не простил другого. Так случилось. Я ждала венгерку, ждала китаянку, но они проигрывали.
- Все равно вы закончите карьеру олимпийской чемпионкой, мы в этом не сомневаемся.
- Я для этого сделаю все возможное (смеется). Это мне до пенсии тогда надо фехтовать. Поэтому я не отчаиваюсь.
- То, что Яна – левша, как-то на вас сказалось?
- Мы с ней тренируемся каждый день много лет, поэтому абсолютно нет. Конечно, другие ощущения от того, когда ты проигрываешь своему соотечественнику, товарищу по команде. Плюс еще 14 на 14. Совсем другое.
- Какое?
- Наверное, от этого полегче. А, возможно, сыграли свое много факторов в совокупности. В Лондоне (на Олимпийских играх 2012 года Великая завоевала серебро) меня поздравляют, как будто у меня золото, а для меня это потеря была. Как катастрофа. А здесь я понимала, что медаль любого достоинства – это очень хорошо. Я довольна сезоном, четырехлетием, чемпионат мира в Москве принес много эмоций. Второе возрождение. Тогда я совершенно по-другому стала относиться к победам и поражениям. Я рада, что у меня серебро в Рио.
Егорян помогает быть конкурентоспособной
- Спали перед днем соревнований нормально?
- У нас все прекрасно. Живем в хороших условиях, готовились хорошо, питаемся исправно. Проживаем мы не в Олимпийской деревне, в нее мы заезжаем только перед выступлениями, чтобы не было давления. Деревня занимает много сил и энергии.
- С психологом не работаете?
- Он есть у нас, но фехтование – живая игра. У каждого свои мысли, идеи и разное исполнение.
- Ваш супруг - олимпийский чемпион Афин по греко-римской борьбе Алексей Мишин - сюда не отобрался.
- К сожалению, нет. Он пожелал мне удачи, верил в меня, но не получилось у него самого отобраться.
- Егорян сказала, что вы для нее - кумир. Тяжело было бороться со своей поклонницей?
- Не тяжело. Наоборот, она мне помогает соответствовать, скажем так, молодым спортсменам, тянуться к ним в плане физической формы, когда ты понимаешь, что тебе надо добавлять во-многом, чтобы быть конкурентоспособной. В совокупности все здорово! А по поводу супруга, я, конечно, расстроена, как и он, что при разных обстоятельствах лицензия была завоевана (Мишин на квалификационном турнире завоевал для России олимпийскую лицензию, но тренерский штаб сборной страны включил в заявку на участие в Олимпиаде чемпиона России 2016 года Давита Чакветадзе). У них не как в фехтовании, они решают внутри команды, кому отправляться на Олимпийские игры.
- Это тоже стало для вас грузом?
- Да что вы мне с какими-то грузами?! Какие грузы? Человек осознанно пришел, увидел, победил. Что-то в этом роде. Мы знаем, на что мы идем. Есть максимум, и есть минимум. Минимум я, наверное, все-таки выполнила.
- Кандидатский…
- Но одного удара не хватило для максимума.
- Тренер российских саблистов Кристиан Бауэр отметил, что повторилась история Лондона, когда до победы вам не хватило одного удара.
- Знаете, победителей не судят, а проигравшим можно придумать миллион факторов для оправдания. Сегодня я недостаточно двигалась, сделала больше ошибок, чем соперница.
- Ваш маленький сын смотрит фехтование?
- Да, он сам фехтует и говорит "классное фехтование". С двух лет так характеризует наш вид спорта. Мальчик спортивный: и борется, и фехтует.
- Как вам выходилось на финал под имперский марш "Звездных войн"?
- Что-то похожее и на дорожке было. И соответствовало нашему настроению – мы вроде
бы и вместе, но в то же время соперники. Удачный выбор, если смотреть со стороны.