Главный тренер сборной России по плаванию Сергей Колмогоров в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Веронике Гибадиевой подвел итоги выступления сборной на Олимпиаде, рассказал о том, как команда справлялась с ситуацией, которая могла закончиться отстранением семи человек, и заявил, что претензий к спортсменам у него нет.
- Сергей Валентинович, какие впечатления оставила у вас эта Олимпиада?
- Удовлетворения полного от нашего выступления на Олимпиаде нет. Оно могло бы быть, если бы было одно или два золота. Это понятно. Но хорошо, что мы стратегически не допустили никаких ошибок, мы все спланировали нормально, никаких проблем в этом плане не было.
Все прекрасно понимают, что не хватило чуть-чуть до золота Юле (Ефимовой), Жене (Рылову) и Антону (Чупкову). Не могу объяснить причину, не могу говорить о том, что на молодых пацанов было давление. У Юли - да. Там были тренировки и проживание в гостинице и прочие вещи, у ребят - нет.
Кроме указанных были и другие результаты, неплохие результаты - на уровне рекордов России. Они абсолютно адекватны той подготовке, которую мы планировали. Но есть и результаты, которые были хуже запланированных. Хотелось бы прояснить эту ситуацию.
Для начала хочу назвать абсолютно точно трех тренеров, которые могут считаться элитными. Это (Андрей) Ефимов, (Александр) Немтырев и Андрей Шишин, подготовившие призеров Олимпиады. Другая часть тренеров сработала нормально, но их ученики были не так близки к медалям. Другая часть тренеров не справилась с индивидуальной работой со спортсменами, были ошибки. Никакого разбора полетов не будет, будет нормальный рабочий процесс.
Функции кризис-менеджера
Я хочу пояснить технологию моей работы. Все прекрасно понимают, что я параллельно с функциями главного тренера выполнял функции кризис-менеджера. На нас навалился мельдоний, дисквалификация, ситуация с отстранением. Представьте мою ситуацию: вылетаю утром из Сан-Каэтану (Бразилия) с командой и еще не знаю, кого везти в олимпийскую деревню, а кого нет. Мне удалось наладить отношения между всеми структурами - ни к кому нет никаких претензий: Минспорт, ЦСП и федерация - все сработали просто идеально.
Ну, а что касается рекомендаций комплексно-научной группы, то они в этом году не являлись обязательными к исполнению. Была предоставлена полная самостоятельность в планировании. Часть тренеров прислушалась к советам, часть не прислушалась. Я не пытался воздействовать, но могу сейчас прояснить ситуацию на примере. Есть спортсменка, которая была очень высоко в мировом рейтинге после отбора, мы, зная ее характеристики, а у нее слабая окислительная система, порекомендовали заехать со спортсменами на этап среднегорной подготовки, тренер, к сожалению, отказался. Она же показала не такой высокий результат, как могла бы.
Могу сказать, что, несмотря на всю стрессовую ситуацию, никто не допустил нарушений корпоративной этики - ни тренеры, ни спортсмены. К спортсменам у меня вообще нет претензий. Предстоит работа с рядом тренеров, которые переживают, что их ученики не смогли показать хороший результат.
- Вы сказали, что составы на кролевые эстафеты у мужчин были выставлены оптимально, но очевидно, что не все были в оптимальных кондициях в этих командах.
- Первое: моя функция как главного тренера - скомплектовать команду, которая будет сильнейшей на данный момент времени. От тренеров и спортсменов претензий не было, они считают, что я поступил абсолютно точно и правильно. Все составы были согласованы с тренерами. Второе: да, действительно, некоторые спортсмены оказались не в той форме. Имен называть не хочу, журналисты догадаются, о ком речь. Понятно, что мы упустили бронзовую медаль в эстафете 4 по 100 м у мужчин, но усилить состав в тот конкретный момент времени было некем.
- Никита Лобинцев сказал, что очень расстроился, когда узнал, что не поплывет 4 по 100 м.
- Он подходил ко мне, и я объяснил ему, что мы с тренерами приняли решение обойтись без него, так как не было никаких аргументов ставить его в состав: он не показал хорошего результата на отборе, я просто вынужден был не рисковать.
- Многие интересуются, почему он плыл 200 м кролем, ведь по итогам чемпионата России на нее не квалифицировался.
- У него был норматив "А" FINA (Международной федерации плавания), была свободная квота, и я его поставил, он подходил ко мне. В эстафете он проплыл, кстати, существенно лучше, чем в "индивидуале".
- У вас в призерах оказались два спортсмена из программы "Я стану чемпионом", о которой часто говорят. Вы ведь принимали участие в ее разработке?
- Ее идеологом был Виктор Борисович Авдиенко. Но эта программа Всероссийской федерации плавания, которая сейчас начинает давать результат.
- Как считаете, у Юли Ефимовой был шанс завоевать золото на 200 м? Она переболела перед Олимпиадой, да и в Казани проплыла эту дистанцию не лучшим образом.
- Мы за Юлю боролись, начиная с самого отбора. Я могу сказать только одно, с учетом всех обстоятельств она показала максимально возможный результат. Вся эта история с отстранением, нервотрепка в конце, неудачные условия в фазе сужения и заезд в деревню во время первого дня соревнований сказалась на ней. Если бы эти шесть дней были другими, все было бы возможно.
- Что будет после Олимпиады с группой пловцов, тренирующихся в США?
- Поменять ситуацию - это компетенция Минспорта и ЦСП. Если они продолжат их финансировать, то ее могут поменять только Джон Урбанчик и Дэйв Сало. Если финансирования не будет, а это тоже возможно, тогда нужно будет разговаривать о том, кто и где будет готовиться. Что касается их результатов в Рио, они полностью соответствуют сделанной работе.
- Как считаете, на Вове Морозове сильно отразилась вся эта ситуация с отстранением?
Сальников: абсурдные обвинения в адрес Морозова сказались на его выступлении в Рио >>>
- Он достаточно сильный в этом отношении, внешне не показывал ничего, но мне кажется, это только мое мнение, что это повлияло на него. Сказать, что это повлияло на Лобинцева и Ефимову, я не могу.
- Самое важное ощущение, которое сборная увозит с этой Олимпиады?
- То, что не убивает, делает нас сильнее. Вся эта ситуация сплотила команду, тренеров, и, с моей точки зрения, выбранная концепция подготовки была правильной.
- Вы готовы продолжить работу с командой?
- Это вопрос к моему работодателю. Я соглашусь с любой оценкой и решением, кроме одного - не соглашусь с тем, что это провал. В этой ситуации это не провал. Я абсолютно неамбициозный человек и не просился на эту должность. В той ситуации, которая была в сентябре, меня попросили - я согласился. Амбиции у меня отсутствуют, если примут решение назначить другого главного тренера, смогу передать ему сбалансированную команду с хорошим внутренним психологическим климатом.
- А пока сезон продолжается и впереди этапы Кубка мира. Кто из лидеров сборной будет на них заявлен?
- У нас на этапы Кубка мира едут пять человек: Ефимова, Морозов, (Кирилл) Пригода, (Дарья) Устинова и Стас Донец.