Серебряный и трижды бронзовый призер Паралимпийских игр 22-летняя Дарья Стукалова, выступающая в плавании среди спортсменов с ограничениями по зрению, рассказала корреспонденту агентства "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову о несбывшихся намерениях стать многократной чемпионкой Игр в Рио-де-Жанейро, желании наверстать упущенное через четыре года в Токио, а также поделилась эмоциями от стрессовых заплывов Юлии Ефимовой на Олимпиаде в Рио.
О европейской толерантности вдалбливали с детства
- Первый шок уже прошел. Мы поняли, что окончательно и еще раз окончательно никуда не едем, - констатировала Стукалова вердикт не допускать российскую сборную до Паралимпийских игр 2016 года. - Ситуация, мягко говоря, неприятная, не пожелаю ни одному спортсмену испытать такое. Мы сделали все, что могли, и от нас больше ничего не зависит. Были и ожидания, и переживания, и слезы, но жизнь на этом не заканчивается. Все живы-здоровы.
- И даже такой оптимистичный человек как вы заплакали после решения Международного паралимпийского комитета (IPC)?
- Ну конечно, я же не просто так четыре года готовилась. А потом понимаешь, что это решение зависит от независимых от тебя обстоятельств, от людей, которые не владеют ни этическими, ни моральными нормами, ни европейской толерантностью, о которой нам вдалбливали с детства. Понимаешь, что от воли одного человека зависит твое дальнейшее благополучие.
- Осознали, что надежд не осталось, в тот момент, когда иск был отклонен Спортивным арбитражным судом (CAS)? Или раньше?
- Не раньше, мы все надеялись на правосудие, и я в том числе, что арбитражный суд вынесет вердикт в нашу пользу. И после этого надежда не умерла: мы отправляли письма в IPC с просьбой об индивидуальном допуске, потом мне помогали (агент) Андрей Митьков и (спортивный юрист) Артем Пацев. Они составили коллективный иск на 34 человек, но его отказались рассматривать в ускоренном порядке.
- Нет, ничего такого не было, ведь Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) опиралась на статистику допинг-случаев, которые имели место быть в течение последних лет. В паралимпийском плавании или легкой атлетике нет такого. У нас допинг – это единичные случаи. Допинг в паралимпийском спорте – абсурд.
Планировала выиграть в Рио более трех золотых медалей
- В чем тогда причина недопуска вас в Рио?
- Не мне в 22 года рассуждать о политике и каких-то еще мотивах, но, думаю, всем они очевидны. Для меня обидно, что я набрала очень хорошую форму, я рассчитывала больше, чем на три золотые медали. Конкуренция в нашем виде сейчас обострилась, но мой расчет все равно был таким, как я сказала.
- Четыре паралимпийские награды у вас уже есть, но золота нет.
- При этом в Рио собирались нескромно подкопить золотых?
- Я была заявлена на пять дистанций, и на всех была готова составить конкуренцию соперницам и побороться за золото.
- Двукратный серебряный призер Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро Юлия Ефимова не общалась с вами?
- Лично с ней не общалась, но часто слышала в ее интервью о ее сочувствии нам. Она понимает, в какой ситуации мы оказались.
Свист в мой адрес придал бы мне сил
- Наблюдали за ней в Рио?
- Да, и очень за нее переживала. Она оказалась просто в непостижимой ситуации, когда на нее было оказано такое колоссальное давление. Ее серебряные медали - как золотые. Нет, они действительно золотые. Юлия - очень мужественная девушка, она смогла пережить все это.
- Американцы вообще любители шоу, они с охотой создают его. Но когда ты выходишь на старт под такое "шоу", то тебе должно быть неприятно. Но не стоит обращать на это внимания и зацикливаться на этом, что и сделала Юлия.
- Себя не представляли на ее месте?
- Когда мы обсуждали эту ситуацию, то предполагали, что и в наш адрес американцы выдадут что-то подобное. Я была готова, что они меня освистают.
- Кого-то это подавляет, а кого и заводит, злит. Моделировали этот прессинг лично на себя?
Трагедия? Но не конец света
- С американскими паралимпийскими пловчихами вы общаетесь?
- На уровне "привет-пока", но мы поздравляем друг друга после заплывов.
- Недоразумений, как у Ефимовой с Лилли Кинг в Рио, не могло возникнуть?
- В этой ситуации, думаю, что, наверное, такое могло случиться.
- Ефимова расплакалась после тех заплывов.
- Эта Паралимпиада была для вас особенной? С одной стороны - у вас не было золота, но вы к нему готовы, с другой - вам всего 22 года.
- Сложно назвать это прямо трагедией, конец света не состоялся. Но для спортсмена это, безусловно, трагедия. Честно говоря, не знаю, смогу ли я показать такой результат через четыре года в Токио, какой я могла показать в Рио. Опыт, умение, эмоции, да и сама физическая готовность были у меня на гораздо более высоком уровне, чем в Лондоне.
- Насколько сложным было прошедшее четырехлетие?
- Неужели и бросить спорт хотелось?
- Год назад приходили такие мысли, но задумывалась о завершении карьеры только после Рио. После того, как мы сделали большой объем работы, у меня начались травмы. С тех до сих пор болит плечевой сустав - такая постоянная ноющая боль - досконального обследования пока не сделала, так как всегда нахожусь на сборах.
- Теперь Рио у вас нет. О чем мысли?
- О том, что хочется довести дело до конца. Выиграть золотую медаль. Но… четыре года – это очень много. Нужно отдохнуть, собраться с мыслями и силами, начать новый цикл работы. Буду готовиться к Паралимпийским играм 2020 года, а там – как пойдет. Но базу закладывать обязательно начну.
Зачем?
- Вы и в детстве были таким же оптимистом по жизни, насколько я знаю.
- В детстве было тяжело, непривычно. Сначала меня водила в школу мама. В первый класс, во второй, в третий, а потом родители сказали: "Чего, до двадцати лет с тобой за ручку передвигаться будем?" И пустили меня одну. Пока дошла до школы, собрала все кочки, камни и разодрала все коленки (смеется). Болячки, ссадины на ногах и сбитые локти – это были мои фирменные травмы. Родители посмотрели на это и отвели меня в бассейн. К пятому классу я стала более или менее самостоятельной.
- Школа была обычной?
- Да, общеобразовательной. В интернате мне обучаться отказали, потому что туда надо было ездить в другой конец города, а у нас не было автомобиля. Поэтому училась в классе со зрячими ребятами. Посадили меня за первую парту, но это не совсем меня спасало. Мама оббежала всех учителей с просьбой мне помогать и подсказывать, еще у меня была подружка, которая содействовала на уроках. Давался лучше всего мне русский язык, потому что я все равно ориентировалась на прием информации на слух. Что-то прочесть не могла, оставалось только слушать, поэтому все диктанты и изложения у меня довольно хорошо получались.
- Сейчас вы состоялись в спорте. Помнится, когда мы общались с вами два года назад, рядом с вами был друг. Соблазнов семейной жизни пока не возникает?
- За Паралимпиадой следить будете?
- Нет, там не будет наших спортсменов.
- Принципиально? Все равно ведь на конкурентов можно посмотреть с точки зрения будущей борьбы…
- Мне вообще это неинтересно. Смотреть, чтобы испытывать лишний эмоциональный стресс, лишнее волнение? Увидишь картинку, и сама себе скажешь: "А могло бы быть совсем все по-другому". Зачем?