Знаменитая паралегкоатлетка, 13-кратная паралимпийская чемпионка и вице-президент Паралимпийского комитета России (ПКР) Рима Баталова в беседе с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Еленой Дьячковой поделилась воспоминаниями о том, как из-за политики не смогла принять участие в Паралимпиаде-1984, а также выразила уверенность в том, что отстранение от Игр-2016 в Рио-де-Жанейро сделает российских паралимпийцев только сильнее.
- В 1984 году вы оказались в схожей ситуации, когда сборная СССР бойкотировала Паралимпийские игры в США. Что вы тогда чувствовали?
Я никогда в жизни не думала, что через 32 года это повторится. Ведь для нас Паралимпиада - еще и как семейный праздник. Мы едем туда, чтобы встретиться со своими друзьями, пообщаться. Вечерами мы всегда проводим время все вместе. Это шанс для ребят выйти в мир, реализовать себя. Ведь людям с ограниченными возможностями особо реализовать себя негде. Если человек приходит в спорт, всегда Игры для него - самое высокое достижение. Хоть сколько раз он может быть чемпионом Европы или мира, но этот осадок, когда ты не имеешь паралимпийской медали, он у всех есть. Ты остаешься в истории, вписан золотыми буквами. Это уже навсегда останется.
Ребята не сломаются
- Вы общаетесь со многими паралимпийцами сейчас. Как ребята пережили это отстранение?
- Сейчас в адрес ПКР немало критики. Насколько обоснованной вы ее считаете?
- Я считаю, что ПКР сделал все, что мог в этой ситуации. Действительно! А критикам скажу - вы сами что сделали, чтобы критиковать? Вникли в работу? Критиковать и кричать легче всего. Ребята, критикуете? Ну, тогда помогите. Много говорят о том, что у нас были слабые юристы. Но когда у нас не было возможности даже подать иск, и мы просили помощи, некоторые откликнулись, помогали, но особо в очереди никто не стоял, чтобы помочь!
- Были хотя бы какие-то предпосылки, что случится подобное и россиян отстранят?
- А как можно было такое предположить? 11 июля мы получили письмо, что к нам нет вообще никаких претензий, и все, что происходило тогда с ОКР, к нам не будет иметь никакого отношения. И за неделю все поменялось. Это был как ушат холодной воды. Как можно предполагать, если мы выступали на всех соревнованиях, сдавали пробы, все они отрицательные, ребята выиграли квоты, и к ним не было вообще никаких претензий. С чем нам бороться?! С властью? Нам говорят - у вас государственный заказ. Что мы должны делать? Как можно предполагать, что такой бред кому-то придет в голову.
Мы стали плохими за одну неделю
- Вы выиграли невероятное число наград на разных соревнованиях, 13 раз становились победительницей Паралимпийских игр. Что бы вы сейчас могли сказать ребятам, оставшимся без Паралимпиады?
- Я думаю, они и сами прекрасно понимают, что жизнь продолжается, что надо жить. А для того чтобы жить, они будут тренироваться. Не думаю, что они забросят спорт. Ребята будут бороться. Им особо некуда идти, а в спорте они уже почувствовали, на что они способны. Когда ребят просто иногда с улицы собираешь, когда их поднимаешь, и они начинают чувствовать, что являются такими же гражданами, как и все остальные, когда встаешь на этот путь и понимаешь, что ты нужен, что за тебя борются... Уверена, ребята нас не подведут. Многие сейчас борются за них. Ну а если кто-то бросит заниматься спортом, то это же просто жизнь. Если ты слабый, то пусть тебе хоть золотые горы пообещают, сделать уже ничего нельзя.
Бороться приходилось с малых лет
- Можете представить свою жизнь без паралимпийского спорта?