Российская легкоатлетка Акжана Абдикаримова в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Сергею Смышляеву рассказала, почему не унывает даже в ситуации с недопуском российских паралимпийцев к Играм в Рио-де-Жанейро, как справляется с очередным вызовом, а также подчеркнула: жизнь на этом не заканчивается, а удары судьбы бывают и серьезнее.
- Вы родились в Казахстане, как оказались в Москве, и почему семьей было принято решение переехать?
- Знаете, мне было всего два года, а после операции, из-за которой я оказалась в коляске, нужно было хорошее медицинское обслуживание. С этим там были проблемы, да и родители учились здесь. А потом папа устроился на работу, и мы переехали.
- Судьба в итоге связала вас со спортом, как это случилось?
- В 2010 году смотрела Паралимпиаду в Ванкувере и подумала: "Было бы здорово себя попробовать в спорте!" Просто поверхностные мысли, я же вообще не занималась спортом, вела, если можно так сказать, праздный образ жизни. У меня было очень много друзей, молодой человек, жила обычной жизнью обычного подростка. А потом как-то раз сидела в кафе, и ко мне подошел молодой человек, спросив, не хочу ли я заняться спортом. А он был из сборной, а затем познакомил меня с Ириной Александровной Громовой. Вот так я и оказалась здесь.
- Выбор пал на лыжные гонки и биатлон. Душа к этому лежала?
Массовое наказание российских паралимпийцев ставит серьезные этические вопросы >>>
- По этой причине и в легкую атлетику перешли?
- Да, ребята в команде все занимались и атлетикой, летом занимались на колясках, снега же нет. А надо же тренироваться, форму поддерживать. А в разнообразии тренировок достигается самый лучший прогресс, поэтому после Сочи замахнулись на Рио. И у нас получилось. Почти…
"Не понимаю, что происходит"
- Вы очень остро отреагировали в соцсетях на решение по недопуску сборной России к Паралимпиаде в Рио-де-Жанейро. Как справляетесь с этим ударом?
- Растерянность испытываю. До сих пор не понимаю, почему так произошло, как мы вообще оказались в такой ситуации. Наш самолет 6 сентября должен был приземлиться в Рио. А мы приехали в Новогорск, разводим руками и не совсем понимаем, что происходит. Но все так, как должно быть, наверное. Все что ни делается – не просто так, и какие-то изменения должны произойти. Видимо, настало время изменений в действиях других людей. Мы можем часто говорить "за что с нами так?", принимать позицию жертвы, а можем взять себя в руки, продолжать работать и что-то менять. Нужно действовать, а не только переживать. Так и справляемся – действиями.
Глава IPC: антидопинговая система в РФ сломана, коррумпирована и скомпрометирована >>>
- Во-первых, нужно руководству как-то исправлять ситуацию. Мы спортсмены, от нас не очень многое зависит. Можем выйти на старт, и над нами только секундомер. Не могу отвечать на «большие» вопросы, но я вижу тут вопрос к руководству – "что нужно сделать, и как так получилось?"
- Как вообще мир мог дойти до такого?
- До такой низости?
- Именно.
- Честно, не знаю. На все, наверное, воля сверху. Для меня это вопрос. Вопрос к руководству IPC. Как так получилось, что они поступились всеми ценностями нашего движения. Думаю, что это политический заказ, не знаю, как это оправдать. В голове не укладывается.
В будущее - с оптимизмом
- Не мне вам говорить об ударах судьбы, но все же эта ситуация стала серьезным ударом?
- Я всегда с оптимизмом смотрю в будущее. Вариантов-то немного, либо на дно, либо вверх. И вверх двигаться всегда лучше. Ну, так получилось, что тут поделать. Зато нам устроили такой праздник в Московской области, мы можем показать, на что способны. Конечно, условия разные, погодные условия в том числе. Готовились и подходили к другому. Подготовка была ориентирована не на то, чтобы выступать в холоде, например. Но тем не менее это еще один вызов, который можем преодолеть! Будем двигаться дальше, работать и еще раз работать.
Отстранение российских паралимпийцев от Игр 2016 года в Бразилии. Мнения, комментарии >>
- Не перестаю удивляться, откуда у вас остаются силы быть такой позитивной!
"Хочу быть полезной"
- У вас образование – реклама и PR?
- Да, политический PR.
"Р-Спорт" отказался от участия в Паралимпиаде в Рио-де-Жанейро >>>
- Не посещала мысль пойти по этому пути? Закончить со спортом?
- Когда-то в будущем - наверное. Но моя жизнь будет все равно связана со спортом. С проблемами, которые могут возникать, хочу быть полезной, ведь реклама, по сути, это пустое. А вот если буду полезной для моего сообщества и для мира в целом – было бы интересно.
- Огромную поддержку чувствую. Мы были на сборе, люди просто даже незнакомые приходили, приносили фрукты, устраивали нам экскурсии, колоссальная поддержка везде, не только от близких. И в этот момент я и подумала: "Все хорошо, добра в жизни больше".
- Во время Игр в Сочи вы высказывали надежду, что этот турнир окажет влияние на общую ситуацию в стране в плане отношения к людям с ограниченными возможностями. Что-то изменилось?
- Конечно, очень даже заметные изменения. Ели раньше на улицах дети показывали пальцами и спрашивали: "Что это с тетей?", то сейчас говорят: "Это паралимпийцы?" Уже другое отношение, в любом случае. Чувствуешь себя по-другому, понимаешь, что что-то делаешь для страны. А люди это видят. Плюс у нас очень большой скачок произошел в плане удобства, недавно гуляла по городу, в центре Москвы. И никаких трудностей абсолютно! Конечно, есть оговорки, есть над чем работать, но в общем и целом стало очень комфортно.
- Что в вашей жизни было сложнее всего преодолеть, если оглянуться назад?
- Даже не знаю… Не могу что-то выделить, слава богу. Многое обошло стороной. Какие-то мелочи – расставания и так далее. И то, сейчас смотришь и понимаешь, что это не трагедия. Вот бабушку когда потеряла – да, это страшные вещи, а остальное вообще ерунда.