Все в футбольном мире знали, о чем говорит Сэм Эллардайс. Его величайшее преступление состояло в том, что он поставил в неловкое положение Футбольную ассоциацию Англии (FA).
Саймон Дженкинс (Simon Jenkins)
Где деньги, там грязь, а где грязь, там обычно есть и лопата, чтобы ее разгребать. Разоблачение репортерами Daily Telegraph босса английского футбола Сэма Эллардайса (Sam Allardyce) было вполне в рамках журналистского кодекса поведения. Возникло подозрение в противозаконных действиях, а получить доказательства каким-то иным способом было невозможно.
Я немного сочувствую Эллардайсу. Если читать и слушать материал Daily Telegraph между строк, становится понятно, что он с легкостью передвигается по темным закоулкам большого футбола. Но дружеская болтовня репортеров под прикрытием, которые умело втерлись к нему в доверие, это не то же самое, что преступные, мошеннические или в данном контексте неподобающие действия.
Обсуждение различных способов обхода трансферных правил - наверняка обычное дело среди агентов и менеджеров. Обливать грязью коллег в узком кругу - вряд ли преступление, за которое надо расстреливать. Конкретное предложение денег за консультации, как подчеркнул Эллардайс, ему придется согласовать со своим руководством в FA. А что касается откатов и взяток, то он очень громко и подчеркнуто осудил их. "Я этого не слышал. Я этого не слышал, придурок ты. О чем ты говоришь? Больше об этом не заикайся". Операция с внедрением была оправданной, но сомнительно, что этот проступок приведет к увольнениям.
Суть дела заключается в том, что этот вид спорта насквозь пропах деньгами, а деньги нерегулируемые и бесконтрольные очень скоро начинают вонять коррупцией. В отсутствие самодисциплины и под защитой скользких представителей бухгалтерской профессии этим организациям остается бояться только одного: позора. И Эллардайс на этой неделе совершил преступление, караемое смертной казнью: он опозорил FA.
Я никогда не забуду лица троих "английских львов" — Кэмерона, Дэвида Бекхэма и принца Уильяма в том году в Цюрихе. Их издевательски лишили возможности проводить ЧМ-2018, и они были как зомби. BBC и Sunday Times сказали им, что голосование было нечестным. Они оказались до смешного доверчивыми. Они даже пытались подвергнуть ВВС цензуре за то, что она выдала их грядущее унижение.
Впоследствии оказалось, что многие утверждения Трисмана соответствуют действительности. Многие из числа тех, кто голосовал против Англии, ушли в отставку или предстали перед обвинением. Футбольная ассоциация извинилась и позвала Трисмана обратно? Нет. Футбольная ассоциация отказалась от дальнейших контактов с неприкрыто продажной ФИФА под руководством Блаттера? Нет.
Я не могу серьезно воспринимать вид спорта, который любил, когда вижу невероятное. Меня озадачивало то, почему во время матчей на последней минуте меняют игроков, пока мне не сказали, что это делается по уговору за деньги. Оказалось, что в крикете за подачу из запрещенного места и за непойманные мячи платят. У британских велогонщиков, неожиданно выигрывавших золото, было более совершенное снаряжение по сравнению с соперниками. Как Катар получил летний чемпионат мира, а Россия зимние Олимпийские игры? Об этом можно только догадываться. Может, скоро мы узнаем, что судьи получают взятки за необъяснимые пенальти, которые решают судьбу большинства матчей в регби?
Наднациональное управление страдает от пагубного воздействия неподотчетности. Никто ни перед кем ни за что не отвечает. Целая волна денег прикрывает любое прегрешение. Бесконтрольность вредит Организации Объединенных Наций и ее агентствам. Она наносит вред Европейскому Союзу. Она негативно влияет на организованную религию и международную благотворительность. Но больше всего страдает спорт, потому что там крутятся огромные деньги от телевидения, а славу избавляет от подозрений политический престиж мирового триумфа.
Этими ведомствами управляет бессменная клика, которую содержат в налоговых оазисах другие бессменные клики из стран-членов. ФИФА в прошлом году зашевелилась лишь тогда, когда средства массовой информации от имени американских властей набрали достаточно улик и доказательств для швейцарской полиции, чтобы та арестовала руководителей этой организации за "вымогательство, электронное мошенничество, отмывание денег и коррупцию", длящуюся десятилетиями. Футбольная ассоциация Англии не могла не чувствовать вонь коррупции, исходящую от ФИФА.
Пока международный спорт будет получать такие огромные финансовые и политические вознаграждения, его правители вряд ли по-настоящему выложат все начистоту. МОК пока еще не очистился от допинга в спорте и вряд ли когда-нибудь это сделает. Представления о том, что есть лекарство, а что средство, улучшающее показатели, постоянно меняются. Для честного спорта и для честной страны выход состоит в том, чтобы отказаться от сотрудничества с этими международными мошенниками. Им следует перейти к "товарищеским" играм, вопреки всему надеясь на то, что ФИФА и МОК когда-нибудь скатятся к петушиным боям и поединкам без правил. Мораль такова: никогда не доверяй правителю, которого ты не можешь убрать посредством голосования.
Все в футбольном мире знали, о чем говорит Эллардайс. Они просто не хотели, чтобы об этом узнали другие. Пока эти люди потакают корыстолюбию международного спорта, для них есть одно-единственное дисциплинирующее средство: позор и неловкое положение. Вот почему они боятся только одного человека — репортера, проводящего журналистское расследование.
Оригинал публикации: As long as greed governs global sport, corruption will be endemic
Перевод выполнен сайтом ИноСМИ