Вопрос участия российских легкоатлетов в международных стартах по-прежнему открыт. Очевидно, что процесс по возвращению Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) в члены IAAF вновь наберет обороты уже под руководством нового президента, которого изберут 9 декабря. Однако в это самое время спортсмены продолжают подготовку к сезону.
Главный тренер сборной России по легкой атлетике Юрий Борзаковский в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Елене Соболь рассказал о том, как готовятся спортсмены, и кто планирует пропускать зимний сезон, о планах по российским стартам на случай, если отстранение ВФЛА останется в силе, о регулярном допинг-контроле для команды и желании Елены Исинбаевой участвовать в выборах президента ВФЛА, а также о нелегком вопросе возвращения олимпийских медалей по итогам перепроверки допинг-проб с Игр 2008 и 2012 годов
Планы А, Б и С
- Как сейчас будет строиться подготовка сборной с учетом того, что на данный момент россияне не могут участвовать в зимних международных стартах?
- С октября у нас начались тренировочные мероприятия на трех базах – в Новогорске, Сочи и Кисловодске. Также проходят сборы в Адлере. В ноябре все то же самое планируем, плюс подключаем Киргизию, куда мы традиционно ездим осенью и весной в горы на высоту 1600 м на озеро Иссык-Куль. Команда готовится, ребята постепенно набирают форму.
Большинство наших лидеров готовятся к зимнему сезону, кто-то (его) пропустит и будет готовиться к летнему чемпионату мира. Все это мы узнаем по индивидуальным планам, которые будут представлены в ближайшее время, по возвращении ребят с октябрьского сбора, который закончился буквально вчера. Уже сегодня старшие тренеры должны представить индивидуальные планы. На их основании мы будем знать планы ребят на сезон.
- Кто-то уже заранее объявил о том, что пропустит зиму?
- Я, конечно, знаю, кто планирует выступать, а кто нет, но чтобы удостовериться полностью, надо увидеть планы. Сергей Шубенков, думаю, будет пропускать сезон и готовиться к лету. Но он вообще редко зимой выступал. Маша Кучина - пока еще не могу сказать, но я думаю, что будет готовиться к зиме, она редко пропускает. Что касается Дениса Кудрявцева, он будет, наверное, бегать дистанцию 400 м в связи с тем, что других барьеров у нас нет зимой. Посмотрим. Все остальные ребята в хороших кондициях, готовятся к зиме.
Насчет зимы у нас есть два варианта. Первый - если федерацию восстановят, тогда мы идем целенаправленно по стартам, готовясь к главным. Если, не дай бог, федерацию опять не восстановят, соответственно, у нас опять будет серия внутрироссийских стартов - в районе 6-8 соревнований. Возможно, с финалом, но пока под вопросом, пройдет ли он отдельно или в рамках чемпионата России. Совместно с федерацией будем думать насчет этого.
- То есть план "Б" на плохой исход подготовлен заранее?
- У нас, скажем так, три плана. Первый, план "А": в случае если нас восстановят к зиме, тогда мы вступим в полную подготовку к официальным стартам. План "Б": если нас не восстановят зимой, а восстановят к лету. И план "С": если нас вообще не восстановят. Но не хочу о нем думать, потому что надеюсь на первые два плана, в частности, на первый, что нас восстановят к зиме.
- Какие-то предпосылки к этому имеются? Вы сказали, что надеетесь, что ребята выступят уже зимой...
- Да, я очень надеюсь. В конце ноября будет заседание IAAF, и я надеюсь, что там будет принято решение о том, чтобы как можно скорее восстановить ВФЛА для того, чтобы сборная России выступала на всех международных стартах. В связи с тем, что все те критерии, которые были выдвинуты, по-моему, уже выполнены со стороны ВФЛА. Какие-то критерии, которые нереально было выполнить, - это бред... Подходить к этому с такой серьезностью, на мой взгляд, неправильно. Как я уже говорил, поколение спортсменов, которое сейчас выступает, не виновато совсем. Неправильно, на мой взгляд, их наказывать и лишать международных стартов.
Проблем с допинг-контролем нет
- Есть ли "пострадавшие" от всей этой ситуации? Например, кто-то сдался и завершил карьеру?
- Нет, у нас таких нет. Только Елена Исинбаева завершила карьеру, но она это вне зависимости от ситуации планировала. А по остальным ребятам не могу сказать, никто пока не заявлял о завершении карьеры, все планируют дальше выступать.
- Тем не менее вопрос призовых, за которые ребят лишили возможности бороться, видимо, оставил "пострадавших".
- Это безусловно. Особенно наши лидеры. Например, Сергей Шубенков или Маша Кучина, будучи чемпионами мира, тот же Денис Кудрявцев… На мой взгляд, они потеряли приличное количество призовых на международных стартах, спонсорские деньги какие-то тоже... Это, конечно, большой минус для них. В связи со сложившейся ситуацией так произошло.
- Придется ли сейчас из-за неясности со стартами глобально корректировать программу подготовки к двум главным стартам сезона?
- Вы знаете, уже есть план соревнований, и тренеры спортсменов по нему выстраивают подготовку. Все, я думаю, настраиваются на официальные старты – в этом году это зимний чемпионат Европы и летний чемпионат мира. В любом случае все делают основной акцент на них, все готовятся к ним. Соответственно, первый пик формы выходит на чемпионат страны, где ребята должны будут отобраться и показать соответствующим критериям результат, а потом уже официальный старт.
- Нет ли сейчас проблем с допинг-контролем? Все регулярно тестируются?
- Нет, проблем нет. У нас постоянно берут пробы. Сколько раз слышал от ребят - к нам приехали домой, приехали на сборы. Только я не понимаю смысл - зачем берут, если нас все равно никуда не допускают (смеется).
- Таков контроль...
- Это я понимаю. Мы только «за», чтобы нас как можно больше тестировали. Дай бог, чтобы так и было дальше, чтобы мы показывали всем, что все наши ребята действительно кристально чисты, что мы открыты и готовы показывать все результаты честно.
Поработать с Исинбаевой можно
- Грядут выборы президента ВФЛА. Это как-то на сборной отражается?
- Сборная как-то от этого отстранена в хорошем смысле. Мы сосредоточены на своей работе, целенаправленно готовимся к сезону. Наше дело - тренеров и спортсменов сборной - показывать хорошие результаты, мы этим и занимаемся. Что касается отчетно-выборной конференции, мы в это не углубляемся, к выступлению по своей части готовимся, а в сами выборы не лезем.
- Елена Исинбаева заявляла, что выставит свою кандидатуру на выборах. Ваше личное к этому отношение – вы поддержали ее в этом начинании?
- Мы встречались с Леной только один раз в федерации, она приезжала, мы мельком пообщались. То, что она выдвигается - это ее личное дело, как и личное дело каждого из кандидатов, про которых много слухов ходило. Но, насколько я знаю, на сегодня официально еще никто не выдвинут, в том числе и Лена. И кто бы к власти не пришел, если даже Лена, я надеюсь, что будущий президент восстановит федерацию как можно скорее, чтобы сборная смогла бы участвовать во всех международных соревнованиях.
- Что Исинбаева смогла бы привнести в ВФЛА?
- Это, скорее, надо у Лены спрашивать. Она говорила, что у нее есть план. Но его она еще не озвучивала, поэтому сложно говорить.
- Вам было бы интересно с ней поработать? Как с руководителем, получается...
- Думаю, что да. Можно было бы поработать.
Возвращать медали тяжело
- Сейчас некоторым ребятам приходится возвращать олимпийские медали за, скажем так, дела прошлых лет. Как относитесь к заявлениям спортсменов, которые говорят, что не готовы расстаться с наградами?
- Сложно сказать об этом... Могу сказать как спортсмен, что такую медаль, конечно, отдавать очень сложно, и это личное дело каждого атлета. Там же есть много нюансов: не вернете медаль - не сможете выступать. А если спортсмен планирует продолжать карьеру, то ему просто придется это сделать. Санкции могут быть вплоть до того, что если награда не будет отдана, человеку могут запретить работать в этом виде спорта в будущем. Рамки очень строгие.
Это личное дело каждого - возвращать медаль или нет. Конечно, это очень неприятно и самому спортсмену, и его близкому окружению, в том числе и нам как сборной команде и всей Всероссийской федерации легкой атлетики... Но что делать, будем решать это все.
- Как-то поддерживаете сейчас тех спортсменов, которые судятся и пока находятся в подвешенном состоянии по поводу перепроверок допинг-проб?
- Могу сказать, что мы, конечно, поддерживаем спортсменов, они все наша большая семья. Моральная поддержка всегда есть.
- С олимпийской чемпионкой в прыжках в высоту Анной Чичеровой относительно ее будущего не говорили? Сейчас она подала апелляцию в CAS, планирует ли она продолжать выступления?
- Нет, насчет планирования и продолжения ее спортивной карьеры мы не говорили в связи с тем, что неизвестно, когда закончатся все эти дела. Но когда было объявлено, конечно, мы ее поддержали добрым словом, сказали, что мы с ней, что она наша команда, и мы ее ни в коем случае не бросаем.