МОСКВА, 3 ноя - Р-Спорт, Олег Богатов. Принятый закон об уголовной ответственности за склонение спортсменов к употреблению допинга предусматривает различные формы наказания и является очень жестким по сравнению с аналогичными документами в ряде других стран, заявила агентству "Р-Спорт" депутат Госдумы РФ олимпийская чемпионка-2006 по конькобежному спорту Светлана Журова.
Госдума на заседании в четверг приняла во втором и третьем чтении закон о введении уголовной ответственности за склонение спортсменов к употреблению допинга. Инициатива была разработана депутатами Дмитрием Свищевым из ЛДПР и единороссами Маратом Бариевым и Ильдаром Гильмутдиновым.
"Закон предусматривает наказание сроком от одного года до трех лет в зависимости от тяжести проступка, а максимальное - если повлекло тяжелые последствия, вплоть до смерти, - сказала по телефону Журова. - И остальное – от года до двух. И, соответственно, по каждой статье есть штрафы, начиная от 300 тысяч и до миллиона. И есть еще один нюанс: в каждом случае есть разница в сроках невозможности занятия должности – от трех до пяти лет. И есть случаи, в которых суд в данном вопросе может присудить и пожизненный срок".
"И выделю еще один важный момент: в законе есть такая формулировка, как "устранение препятствий к использованию запрещенных препаратов", - подчеркнула Журова. - Это подразумевает то, что человек создает условия, чтобы спортсмена не поймали на допинге. Это теперь тоже относится к нарушениям закона. И в примечании сказано про склонение спортсмена к допингу. И все четко прописано – вплоть до советов и указаний, если спортсмену давались советы, указания, предложения, то делавшие их люди могут быть наказаны. Думаю, что у нас законодательство теперь жестче, чем у кого-либо".
Закон об ответственности за манипуляции с допинг-пробами будет подан в Думу - Свищев >>>
Собеседница агентства отметила, что после принятия закона можно рассчитывать на более лояльное отношение Всемирного антидопингового агентства (WADA) к российским спортсменам, если в решениях WADA нет политики.
"В любом случае этот закон направлен в том числе и на WADA, чтобы они видели, что Россия действительно действует последовательно, - продолжила депутат. - Если это не политика, если WADA говорит, что это не политика, тогда да (закон поспособствует более лояльному отношению к россиянам). Если это политика, то принятый закон ничего не изменит. Там заказ на другое".
"Мы обещали, что после того как мы введем закон об уголовной ответственности за склонение к допингу детей, то следующим законом будет этот. Мы последовательно говорили об этом еще три-четыре года назад, и мы делаем то, что обещали. Когда говорят, что у нас не существует нулевой терпимости к допингу, это неправда. Мы в любом случае боремся с допингом, но делаем это последовательно", - добавила Журова.
Закон повысит ответственность людей спорта
По мнению Журовой, наличие такого закона заставит врачей, тренеров, спортсменов "крайне аккуратно относиться к списку запрещенных препаратов", так как уже существует серьезная ответственность. Плюс в отношении получения терапевтических исключений "все будут делать вовремя и качественно к этому подходить".
При этом олимпийская чемпионка отметила, что, конечно, в правоприменительной практике могут возникнуть проблемы с установлением "виновника" в связи с обстоятельствами применения того или иного препарата.
Краски Рио: лучшие фотографии Олимпийских игр в Бразилии >>>
"Если спортсмену стало плохо, он находится практически в недееспособном состоянии, к нему приезжает скорая помощь, врач делает укол, в состав которого входят запрещенные препараты, и уезжает. И, возможно, сделать терапевтические справки будет тоже крайне сложно, потому что это была неотложная помощь и обязательно надо брать документы. А вот кто их будет брать или давать? Вдруг люди, которые окружают спортсмена, не возьмут эти документы? И надо будет искать этого врача, который оказал первую помощь", - объяснила Журова.
"И вы представьте, что у каждого больного он должен спрашивать: "А вы не профессиональный спортсмен случайно, я вам собираюсь ввести запрещенный WADA препарат, - продолжила депутат. - Какие-то нюансы в правоприменительной практике могут быть. Потому что, представьте, на кого сейчас свалят уголовную ответственность – на спортсмена или доктора команды? Хотя укол сделал врач скорой помощи. Или на врача – за то, что "склонил" спортсмена к употреблению допинга? Понимаете? Вот такие нюансы надо очень четко контролировать, чтобы мы не дошли до абсурда. Ведь одно дело дисквалификация, и другое – уголовное наказание".
Журова также опасается того, что могут возникнуть проблемы и с тем, что врачи будут бояться выписывать спортсменам необходимые лекарства, чтобы не попасть под наказание.
"Для врачей период, конечно, будет очень сложным: они и вправду будут опасаться того, чтобы назначать спортсменам какие-то препараты для лечения. Сейчас будет очень непростой для нас период – это же вопрос терапевтических справок. Ведь если врач не сможет сделать терапевтическую справку, то это уже является допингом. Даже если спортсмену и показан этот препарат. А мы знаем, какая недавно существовала практика: сколько справок получали наши спортсмены, а сколько наши коллеги на Западе. В десятки раз больше (у иностранных атлетов)!"
"Я просто опасаюсь только одного – спортсмену не надо болеть, - заметила эксперт. - Очевидны два минуса. Если атлету оказывается какая-то экстренная помощь, и ему практически нельзя болеть и травмироваться. И он будет опасаться применять какой-нибудь эффективный препарат, потому ему не будет гарантировано то, что это потом будет подтверждено терапевтическим разрешением. Соответственно, врач тоже будет бояться прописать какой-то препарат: потому что если это вдруг окажется допингом, то его накажут за то, что он хотел оказать помощь, выполняя свою работу. А будет считаться, что он его склонил к употреблению допинга. И такой нюанс очень важен".