Генеральный менеджер сборной Финляндии, один из лучших финских хоккеистов в истории Йере Лехтинен в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Вадиму Кузнецову рассказал о задачах своей команды на Кубок Карьяла, вспомнил о Кубке мира, Павле Буре и Сергее Зубове и объяснил, как работа с Владимиром Юрзиновым помогла ему закрепиться в НХЛ.
Молодая, но не слабая
- Через несколько часов сборные Финляндии и России сыграют на "Хартвалл Арене" в Хельсинки. Чего вы ждете от игры и что думаете об обновленной российской команде?
- Конечно, у нас самые высокие ожидания от турнира. Первый турнир сезона – Кубок мира – уже позади. К сожалению, сборная Финляндии выступила неудачно, но что сейчас об этом вспоминать. С тех пор прошла пара месяцев, игроки набрали форму, и обе команды готовы показать хороший хоккей. Да, у сборной России молодая команда, но это не означает, что она слабая. Это очень быстрая, очень талантливая сборная, и мне она очень нравится, если честно. Очень много интересных игроков. Но и у сборной Финляндии неплохой состав. У нас есть молодежь, есть опытные хоккеисты, что создает определенный сплав. Они неплохо провели начало сезона. Особенно отметил бы нападающих, которые много забивают в своих клубах. Это добавляет им уверенности. Я смотрю на предстоящий турнир с большим оптимизмом.
- Насколько принципиально для сборной Финляндии выиграть домашний этап Евротура?
- Мы не думаем об этом. Конечно, сборная Финляндии хочет побеждать в каждом матче, но какого-то давления, призывов, что нужно победить любой ценой, у нас нет. Мы хотим посмотреть игроков, показать хороший хоккей в каждом матче турнира и, в конце концов, подготовиться к чемпионату мира. Это самая главная цель на Кубок Карьяла.
- Сборная Финляндии эпизодами очень неплохо смотрелась на Кубке мира, хотя и проиграла все три матча. В целом вы остались разочарованы итогами турнира?
- Конечно, разочарование присутствовало, но не только из-за трех поражений, а из-за того, что мы забили только один гол. В двух матчах была напряженная борьба, все могло повернуться и в нашу пользу. Даже в последней игре турнира с Россией все могло сложиться по-другому, если бы мы забили. Мы понимаем, что на Кубке мира играли все сильнейшие, что только четыре команды могли выйти в полуфинал, но в любом случае необходимо сделать правильные выводы из нашего выступления.
Буре было не удержать
- Как игрок вы редко уступали сборной России на официальных турнирах. На память приходит только поражение в полуфинале Игр в Нагано.
- Хорошо помню тот матч, но поверьте, я делаю это без особого удовольствия (смеется). Первая Олимпиада с хоккеистами НХЛ, отличный был турнир. Финская сборная, несмотря на поражение в полуфинале, все равно завоевала бронзовые медали, так что…
- Но с Павлом Буре вы тогда не справились.
- Буре забил пять голов и реализовал, кажется, все моменты, которые у него тогда были. Мы сначала проигрывали 0:3, сравняли счет, потом снова пропустили и опять догнали сборную России. Но Павел был неудержим.
- Ваше звено как раз играло против него.
- Буре был на пике своей карьеры. Удержать его было очень тяжело.
Не сравнивайте Лайне с Овечкиным
- Группа звездных юниоров из Финляндии отправилась летом в НХЛ. Себастьян Ахо, Патрик Лайне и Йесси Пулюярви обращались к вам за советами перед тем как уехать в Северную Америку?
- Мы немного общались об этом на Кубке мира, где были Ахо и Лайне. Думаю, этот турнир помог им понять, что их ждет в НХЛ, насколько тяжело в этой лиге. И думаю, этот опыт помог Патрику и Себастьяну на первых порах. Они хорошо начали сезон. Важно, что все эти игроки хорошо понимают, что им нужно много работать, они знают, чего хотят добиться в НХЛ и идут к этому. Изо дня в день ты должен быть готов к тому, что тебе будут противостоять лучшие игроки мира. Это главное, что нужно понимать молодым игрокам. С первой минуты пребывания в НХЛ ты должен доказывать и себе, и всем остальным, что ты достоин этого.
- Лайне забил уже шесть голов, и многие называют его следующим Теему Селянне или Александром Овечкиным.
- Мне не нравятся такие разговоры, так как они не идут на пользу молодому игроку. Послушайте, Лайне только начал карьеру в НХЛ, и его еще рано с кем-то сравнивать. Да, у него отличный бросок и голевое чутье, но в то же время пусть он будет самим собой, а не следующим Овечкиным или кем-то еще. Здорово, что Лайне смотрит на других игроков, подчеркивает для себя что-то, но лучше обойтись без сравнений. Пусть он спокойно играет.
Юрзинов и Хичкок
- Вашим тренером в дебютном сезоне в НХЛ был Кен Хичкок, с которым не сработались многие молодые игроки из Европы. Как удалось "выжить" вам?
- Хичкок – очень жесткий тренер. Очень жесткий. Но после школы, которую я прошел в финском ТПС у Владимира Юрзинова, мне все было нипочем. Работа с ним безумно помогла мне выйти на новый уровень и потом попасть в НХЛ и закрепиться там. Каждый божий день Юрзинов заставлял нас работать так, чтобы мы прогрессировали и становились лучше, и когда то же самое требовал от игроков "Далласа" Хичкок, я был к этому готов. В этом плане мне даже нравился Хичкок. Он всегда говорил то, что думал, его требования были хорошо понятны мне. Даже когда в конце 90-х мы были лучшей командой в НХЛ, выиграли Кубок Стэнли, Хичкок все равно был чем-то недоволен и говорил, что мы можем быть лучше, что нельзя останавливаться. И это правильно. Он и Юрзинов очень много дали мне как игроку, за что я им очень благодарен.
- Вспомните какую-нибудь веселую историю о Юрзинове.
- Если мы проигрывали какой-то матч, он включал видео с игры в автобусе, и во время поездки нам приходилось смотреть все с первой до последней минуты (смеется). Все сидели молча и смотрели. Но скажу еще раз – такая школа очень помогала не только молодым хоккеистам, но и ветеранам. Я вспоминаю те времена с теплотой.
- Теему Селянне рассказывал, что в конце карьеры мог оказаться в "Йокерите" и сыграть в КХЛ. Вас когда-нибудь звали играть в Россию?
- Не припомню. Когда я играл в Финляндии, то сразу поставил перед собой цель играть в НХЛ. А когда уходил из "Далласа" и завершал карьеру, то дал понять всем, что не рассматриваю предложения не то что из других стран, а даже из других клубов НХЛ. Я сказал, что если буду играть дальше, то только в "Далласе". Это моя команда.
- Какое самое яркое воспоминание о Сергее Зубове, с которым вы играли в одной команде более 10 лет?
- Зубов был настоящей машиной. Каждый вечер он выходил на лед, проводил по 28-30 минут, а потом в раздевалке выглядел так, будто и не устал вовсе. Феноменальная выносливость. Я очень рад, что играл вместе с таким хоккеистом.