О лидерах и аутсайдерах среди субъектов России в движении ГТО, о причинах отставания крупных городов по числу участников комплекса, об успехах и сложностях возрождения в стране ГТО в интервью агентству "Р-Спорт" рассказал генеральный директор Дирекции спортивных и социальных проектов – федерального оператора внедрения комплекса ГТО Азат Кадыров.
С 2014 года в России по указу президента внедряется физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне". Позади два первых этапа, в рамках которых во всех регионах страны были созданы соответствующие структуры комплекса, и испытания ГТО начали выполнять сначала школьники, а затем и студенты. В 12 пилотных регионах уже в 2016 году нормативы комплекса на официальный зачет стали принимать и у взрослого населения. Однако повсеместно это станет возможным только в 2017 году – на третьем этапе внедрения ГТО.
Хотя год еще не завершен, основные итоги двух этапов программы возрождения ГТО, по сути, уже подведены. Площадкой для этого стал VI Международный форум "Россия – спортивная держава". Именно поэтому в разговоре с Азатом Кадыровым стоило вернуться к итогам форума.
- Тема ГТО поднималась практически на всех рабочих встречах форума, посвященных развитию массового спорта в стране. Даже президент упомянул ГТО на пленарном заседании "Спорт-2030. Программа будущего". Довольны ли вы итогами форума, особенно если учесть, что для вас это было и отчетное мероприятие, и некий срез сегодняшней ситуации, и задел на будущее?
- В целом мы удовлетворены и формой, и содержанием мероприятий. Представительство регионов было очень широким, было много гостей разного уровня, острые вопросы поднимались. И для нас действительно очень важно, что тема комплекса ГТО стала стержнем форума, и было очевидно, что она имеет прямое отношение к его названию - "Россия – спортивная держава". Мы с удовлетворением констатируем, опираясь на факты и мнения многих людей, в том числе представителей регионов (и даже на совете с участием президента такие слова прозвучали), что комплекс ГТО прижился – он воспринят населением страны. Теперь мы смело смотрим на третий этап, когда уже все население, включая взрослое и старшее поколения, сможет выполнять испытания не в экспериментальном режиме, а на официальный зачет – с возможностью получения знаков отличия ГТО.
Конечно, есть сложности, поскольку система еще формируется. Многие из них связаны с выстраиванием в регионах правильной вертикали взаимодействия всех участников процесса, начиная с муниципалитетов. По мере того, как комплекс проникает во все уголки страны, мы видим, что систему надо донастраивать. Но в целом впечатления очень позитивные: комплекс развивается и, самое главное, люди понимают, зачем это нужно.
- На форуме вы провели научно-практическую конференцию, посвященную ГТО, где как раз выступали представители регионов. Стало ли что-то открытием для вас? Что вы взяли себе на заметку?
- Региональный опыт всегда интересен, потому что у каждой области или края есть своя специфика как географическая, так и инфраструктурная. Но отмечу, что комплекс ГТО в целом очень уверенно идет по стране. Нет территорий, где все плохо. Хотя есть регионы, которые чуть опережают процесс внедрения, чуть отстают, и это показывает, что нам есть к чему стремиться. На конференции мы представили неофициальный рейтинг регионов и будем предлагать Минспорту ввести со следующего года рейтинги и регионов, и муниципалитетов в регионах, чтобы благодаря этим показателям получать общую картину для сравнения и аналитики, а также создавать условия для соревнований как внутри муниципалитетов, так и в масштабах страны среди ее субъектов. Там много факторов будет учитываться. Это и процент охвата населения, и количество центров тестирования, кадровое обеспечение, финансовое. Девять показателей мы предлагаем. Я думаю, это будет подстегивать регионы к развитию. А параллельно мы хотим ввести системы их мотивации. То есть определять лучших из лучших, награждать их, в том числе и материально, чтобы комплекс ГТО получил дополнительную поддержку в данном регионе. Такой рейтинг позволит аккумулировать лучший опыт и рассматривать неверные, некорректные решения. Я уверен, что рейтинг будет работать и станет здоровым соревнованием для регионов.
Почему большие города отстают
- В своем докладе на конференции вы прошлись с критикой по аутсайдерам, но я заметила некоторую двойственность. Например, Москва попала в отстающие по числу зарегистрированных, но она в числе лучших по объему выделяемых средств…
- По выделяемым средствам Москва действительно в лидерах. Но, видимо, степень, скажем так, урбанизации населения, информирование и стимулирование его к выполнению испытаний в столице требуют определенной корректировки. Это не говорит о том, что средства уходят куда-то не туда. Они идут на подготовку центров тестирования, их оснащение оборудованием, в общем, на создание условий. Вероятно, отстает информационная работа с населением. Это особенно важно на уровне префектур, управ, то есть информация должна доходить до каждого жителя. Наверное, это сравнимо с избирательной кампанией, когда важен голос каждого, и идут к людям напрямую. Здесь практически нужно проводить такую же работу. Вот эту вертикаль мы пытаемся выстроить. И я уверен, что Москва достаточно быстро сделает эти корректировки, поправит показатели и выбьется в лидеры.
"Подтянись к движению! Будь в форме!": спортивная держава под знаком ГТО / Фото >>>
- Мне кажется, в Москве так много всего происходит, что не всегда можно пробиться сквозь огромный информационный поток.
- Да. И, наверное, это картина характерна для многих крупных городов, не только для Москвы. Это и Санкт-Петербург, и Казань, и Екатеринбург, и Новосибирск. То есть в больших городах из-за множества событий, в том числе и спортивных – крупных соревнований, турниров, информация теряется. В населенных пунктах поменьше, где досуговая активность ниже, внедрение ГТО происходит быстрее.
Сейчас мы уже видим, где у нас белые пятна, и стараемся правильно выстроить информационную работу. Понятно, есть телевидение, радио, интернет, социальные сети, но у всех своя аудитория, и часто нет охвата всего населения – всех возрастных категорий. Особенно в регионах, где зачастую действуют только через определенные точки информирования. Вот сейчас мы хотим в виде некоего алгоритма предлагать регионам схему работы со СМИ и не только. Конечно, будет много факторов, связанных с финансами, с кадрами, но я уверен, что на региональном уровне эту работу необходимо оптимизировать. Выделить дополнительные ставки, определить людей, целевое финансирование и так далее.
- Хотелось бы разобрать еще две ситуации с данными из вашего доклада. Вы говорили, что в Ханты-Мансийском округе не создан координационный совет по ГТО, но известно, что там очень активно ведется внедрение комплекса, много участников движения, опять же на фестивале ГТО среди школьников во Владимире команда Югры заняла второе место. Как одно с другим сочетается?
- Да, мы Ханты-Мансийский округ привели как пример того, что работа по координации организована не до конца. Хотя да, по участию они находятся в передовой группе, и продвижение ГТО идет очень хорошо. У них есть и финансирование, и дополнительные ставки, и центры тестирования оборудуются. Но почему мы акцентируем внимание на отсутствии координационного совета? Потому что с 2017 года в ГТО пойдет население всех возрастов. И здесь потребуется еще более сложная координация на межведомственном уровне. И именно координационный совет может стать тем органом, который объединит всех участников системы, и коллеги смогут быстро находить компромиссные решения для создания условий для людей. Важно создать эти условия, чтобы человек не ходил по кабинетам и не искал информацию. Надо, чтобы он пришел и получил весь комплекс услуг, чтобы его желание и готовность ответить на призыв государства не разбились о плохую организацию процесса.
Как получить знак отличия ГТО?.. >>>
- А кто входит в этот координационный совет? И что он координирует?
- Поскольку комплекс ГТО охватывает много сфер – это и физическое воспитание, и система образования, и здравоохранение, и привлечение МВД для обеспечения общественного порядка в местах проведения соревнований, и транспортная система – соответствующие ведомства должны уметь договариваться между собой. К примеру, центр тестирования не должен быть создан там, куда нельзя добраться общественным транспортом. Как люди должны туда попасть? Но, допустим, там есть инфраструктура – нужно только решить вопрос с транспортом. И региональное министерство спорта говорит, что к центру тестирования нужно дать маршрут общественного транспорта. Я не говорю, что это случай из жизни, но такое не исключено в масштабах нашей страны. И здесь транспортная отрасль должна пойти навстречу. Или Минспорт должен решить вопросы по части здравоохранения и образования – это тоже важные участники программы внедрения ГТО. Это целый комплекс вопросов. И роль координационного совета – замыкать на себе решение межведомственных вопросов, если ведомства не могут напрямую между собой договориться. А чтобы все было проще и быстрее, надо создавать такой совет представителей разных отраслей при участии губернатора или зампредседателя правительства региона.
Вот мы на федеральном уровне в рамках координационной комиссии министерства спорта сложные межведомственные вопросы решаем довольно быстро.
- Понятно. Теперь третий пример. Республика Калмыкия: ни одной ставки, выделенной для организации работы центров тестирования ГТО, но при этом регион входит в десятку лучших по количеству зарегистрированных в системе…
- Это другой парадокс. Калмыкия – достаточно небольшой регион, очень компактный. И методы донесения информации, видимо, выбраны такие, что большинство населения информировано, понимает, как зарегистрироваться и где выполнить нормативы. Что касается ставок, значит, Калмыкия организовала работу таким образом, что действующие сотрудники учреждений, на базе которых созданы центры тестирования, справляются еще и с работой по приему нормативов ГТО у граждан. Но практика показывает, что так можно работать, но не бесконечно. Есть предел человеческим возможностям, инфраструктурным и другим. И если не выделить людей, которые будут заниматься именно этой работой, рано или поздно могут начаться сбои: что-то неправильно будет оформлено, где-то люди не смогут выполнить норматив или будет очередь. Как только у нас начнутся такие вещи, население сразу отреагирует. И люди будут правы. К тому же, когда пойдет взрослое население, приток участников ГТО возрастет. И мы должны принять этих людей. Вот сегодня Калмыкия справляется, но завтра ситуация может поменяться. Поэтому мы настоятельно просим регионы обратить на это внимание и выделить ставки и необходимое финансирование.
Знаки отличия ГТО в России получили 290 тысяч человек - министр спорта >>>
Если министр спорта пиарит ГТО, это неспроста
- На форуме теперь уже бывший министр спорта Виталий Мутко, говоря современным языком, пиарил ГТО на каждом шагу, и понятно, что это прежде всего государственная политика. И все же насколько, по-вашему, действенна вот такая личностная поддержка министра спорта движения ГТО?
- Минспорт – генеральный координатор внедрения комплекса, мы работаем по его поручению. И яркая заинтересованная позиция Виталия Леонтьевича, которую он проявил на форуме, конечно, свидетельствует о том, что Минспорт абсолютно четко понимает, какие этапы мы прошли за два года и каких результатов достигли. И именно потому, что комплекс воспринят страной, Минспорт уделяет столько внимания ГТО. Об этом и Владимир Владимирович говорил. И наша задача сейчас – продолжать двигаться вперед, чтобы комплекс ГТО стал нормой жизни.
- Что вы видите главными достижениями форума для вашей организации и в целом для ГТО?
- Мы получили обратную связь от регионов: от наших коллег из министерств, от региональных операторов, от представителей центров тестирования. Услышали мнения школьных учителей и преподавателей вузов о том, что комплекс прижился и движется вперед. Мы встретились со студентами – обладателями золотых знаков ГТО из разных регионов и тоже получили информацию из первых уст. Мы теперь имеем более четкое представление о том, в каком направлении нужно усилить работу, какие точечные меры принять для дальнейшей настройки системы. Сейчас мы работаем над тем, чтобы комплекс стал еще доступнее. От портала перейдем к мобильному приложению – оно уже готово, и совсем скоро мы полноценно его запустим. Мы думаем над тем, как отслеживать работу на местах, обязательно введем систему обратной связи с гражданами. На далекую перспективу планируем еще больше автоматизировать процесс приема нормативов. Это, конечно, потребует времени и средств, но это важная задача, поскольку здесь тоже надо минимизировать человеческий фактор. Теперь мы еще лучше понимаем, как методически, кадрово и нормативно подкрепить комплекс, и будем над этим работать. Тем более что впереди у нас, повторю еще раз, очень важный третий этап, когда мы увидим, как в комплекс войдет взрослое население.