Совсем немного российских футболистов сейчас выступают за европейские клубы, да и внимания в России уделяется им крайне мало. Корреспондент агентства "Р-Спорт" Сергей Смышляев постарался частично исправить эту ситуацию и пообщался с одним из перспективных отечественных голкиперов Даром Королевым, летом подписавшим контракт с испанским "Леганесом". 20-летний вратарь рассказал о своем карьерном пути, о футбольном и нефутбольном менталитетах испанцев, о целях и задачах на ближайшие годы, а также о ситуации с критикой в адрес Игоря Акинфеева.
- Для начала хотелось бы узнать, как оказались в футболе?
- На самом деле, футбольный путь начался еще с раннего детства: мне было семь или восемь лет, решил пойти в школьную команду, потому что всегда тянуло именно в этот вид спорта. И буквально сразу же стал вратарем, других вариантов даже не рассматривал, мне безумно нравилось.
- А почему именно вратарь? По детству помню, что часто на ворота ставили тех, кто в поле был не на ведущих ролях, или к этой позиции просто тянуло?
- Нет, просто практически сразу, как начал заниматься футболом, решил попробовать себя на воротах, очень понравилось. Можно сказать, судьба так направила меня, поэтому и принял решение играть именно на этой позиции.
- Но ведь для этого нужен и особый склад характера, особое понимание ответственности.
- Можно сказать и так. Меня всегда тянуло на вратарскую позицию, а повышенная ответственность меня никогда не смущала и не беспокоила, проблем с этим не испытывал.
Спортивная злость
- Как появился вариант с академией "Зенита", и насколько было тяжело в итоге уехать из Омска в совершенно чужой город в таком раннем возрасте?
- Если не ошибаюсь, мне было 15 лет, когда я первый раз поехал на просмотр в академию "Зенита" - на неделю или дней 10. И в тот раз не сложилось. Расстроился капитально, но они в тот период не особо рассматривали вратарей. Вернулся по-спортивному злой, целый год работал и работал, поставив задачу на следующий год вернуться и пройти просмотр. В итоге меня взяли на испытательный срок, а затем я остался. Уехать из родного города было не сказать что прямо очень тяжело, но я переехал один и жил один поначалу. Но ничего, я ведь был постоянно занят: тренировки, школа, так что со временем привык. На самом деле, я рад, что все так получилось. Переезд в Санкт-Петербург мне дал очень большой толчок: там очень хорошая школа, отличные тренеры - профессионалы своего дела, которые помогли мне сильно прибавить.
- То есть карьера и желание расти превалировали над возможными трудностями?
- Понятное дело, что было непросто, учитывая уровень футболистов в Санкт-Петербурге. Это все же один из лучших клубов в России, но ничего, справлялся.
- А когда появилась возможность уехать в Испанию?
- После завершения учебы в академии "Зенита" у меня появился вариант с переездом в Испанию. Оставаться в "Зените" смысла особого не было на тот момент, потому что на меня тогда не особо рассчитывали. И тренеры мне сказали, что если есть вариант с заграницей, то стоит попробовать. Тем более Испания – футбольная страна. Приехал в "Алькобендас" и остался там на два сезона. Ездил затем на просмотр и в Италию, и Франция была.
- В России на тот момент никаких вариантов не было? Или даже не стали их рассматривать?
- На самом деле, когда появился вариант попробовать себя в Испании, я ничего даже больше и не рассматривал, хотел себя попробовать там: мне было очень интересно, хотелось проверить себя, понять, на что способен.
- То, что будете выступать в четвертом дивизионе, не смущало?
- Особо не пугало, что буду играть в четвертом дивизионе. Понимал, что все зависит от меня. Главное было туда войти, понять, что к чему, понять испанский футбол, подучить язык. Скажем так, встать там на ноги. И тогда уже все понятно было бы, тем более возраст такой, не было еще и 18 лет.
О сборной России
- Уезжая, не думали, что такой путь осложнит попадание в состав национальной команды?
- Конечно, понимал. Можно видеть на живых примерах, что большинство игроков сборной выступают в России. Понимал, но хотел попробовать себя в Европе, о чем мечтал с самого детства. Все равно ведь, если заиграешь в Европе на хорошем уровне, то тебя увидят и в России. Это очень сложно попасть в национальную команду, у нас ведь очень много хороших вратарей. Все это понимал, но принял именно такое решение.
- Насколько тяжело было справиться со сложностями испанского менталитета? Русскому человеку это непросто, знаю не понаслышке.
- В этом плане, честно говоря, сложности были. Это совершенно другой менталитет, нужно к ним привыкнуть, их нужно понять. Разобраться, как принято строить взаимоотношения, а также понять отношение к жизни, к футболу и так далее. И нужно было выучить язык, потому что, когда приезжаешь в Испанию, они рассчитывают, что ты сразу же будешь говорить по-испански. Не сомневаются, что раз ты к ним приехал, то априори знаешь язык (смеется). На самом деле, влился я достаточно быстро, испанский начал учить. Поначалу абсолютно ничего не понимал, а тренер только когда отдельно со мной общался, тогда на английском мне что-то объяснял и рассказывал. Но на тренировках такого делать никто и не собирался. И сразу говорили: "Учи испанский". Вообще, испанцы сильно от нас отличаются, к этому нужно привыкнуть. У них все всегда завтра, необязательные люди очень.
- И при всем при этом сами испанцы не любят учить иностранные языки, и хороший английский там редко встретишь.
- Да-да, совершенно верно.
- Сколько времени понадобилось на изучение?
- Где-то к зиме уже начал общаться, а к концу первого года уже, в принципе, проблем с пониманием не было. А еще через год уже было абсолютно комфортно.
- С репетитором осваивали испанский?
- Ходил на отдельные занятия по испанскому языку, брал персональные уроки, чтобы быстрее наверстать. Хотя работа в коллективе помогала больше всего: тренировки, постоянное общение, необходимость понимать главного тренера. Это было намного полезнее уроков.
Дело в свободе
- Менталитет менталитетом, а в чем главное отличие футбольных миров России и Испании?
- Мне кажется, в Испании с самого детства дают больше свободы в плане тренировок и выбора действий. Можно заметить, что когда юниорские российские команды играют на международных турнирах, то выступают очень прилично, что я лично наблюдал. А вот когда доходят до уровня молодежных составов, то образуется какой-то провал. Лично мое мнение, что в Европе дают больше свободы в плане импровизации и так далее, не загоняют в рамки. В России же заставляют играть сразу во взрослый футбол, сразу какие-то схемы, "должен играть так и так". Индивидуально игроки развиваются хуже. А у них с детства дают больше свободы, отсюда и большее количество талантов. Плюс, когда попадают на уровень молодежки, их часто подключают к занятиям с первой командой, постоянно в товарищеских матчах берут футболистов с молодежек, ставят в состав, наигрывают. Понимают, что это их будущее, поэтому ребятами нужно активно заниматься. К сожалению, у нас молодежь подключают намного меньше, и это влияет на общую картину.
- Многие специалисты отмечают еще и тот факт, что часто в России молодых игроков "портят" высокими зарплатами…
- Возможно, проблема и в этом тоже. Я об этом думал не раз. В Европе даже в топ-клубах на уровне молодежек, в том же "Атлетико" Мадрид, есть знакомые, там не платят больших денег. Даже если ты подключаешься к основному составу, нет такого, чтобы ты получал баснословные суммы. Только если ты – суперзвезда и находишься в команде с малых лет. Не принято так просто.
- Вы объездили немало стран и городов. Где себя наиболее комфортно ощущали?
- У меня не было проблем ни в одной из стран, где я находился. В Испании сейчас, в "Леганесе", я себя достаточно комфортно ощущаю, никаких проблем нет, отличные отношения со всеми. Ну, и в Италии тоже, мне просто сама страна очень нравится.
- Тянет на самый юг Европы после детства в Сибири?
- Можно и так сказать (смеется).
Конкуренция идет на пользу
- На сайте "Леганеса" в вашем профайле написано, что вы сформированы в итальянском футболе. Насколько согласны с данным утверждением?
- На самом деле, я даже не видел того, что там написано (улыбается). Правда? Надо спросить, почему так написали.
- Какой футбол все же оказал большее влияние на ваше становление? Или тут сложно выделить?
- Не могу сказать, какой конкретно, я работал с различными специалистами и от каждого взял что-то. Поэтому не могу сказать определенно.
- Вы в "Леганесе" уже несколько месяцев. Можно сказать, что полностью адаптировались, и какие перспективы видите перед собой?
- Да, четвертый месяц уже. Могу сказать, что адаптировался полностью, подключают к занятиям в первой команде постоянно, товарищеские встречи играю. О перспективах же говорить не могу, только о своих задачах. Моя цель – отыграть как можно больше матчей за вторую команду, чтобы на следующий год войти и закрепиться в основе. Это мои задачи.
- Вариантов сменить зимой клуб даже не держите в уме?
- Нет. Мои главные цели связаны с этим клубом.
- Если говорить о конкуренции, насколько она высока в "Леганесе"?
- Вратари у нас очень хорошего уровня, но конкуренция – это же всегда хорошо! При наличии конкуренции развиваешься быстрее, лично на меня она влияет положительно. В предыдущем испанском клубе в этом плане было проще, но отнюдь не лучше для меня самого.
- "Леганес" сейчас идет на 17-м месте, а в последних четырех встречах потерпел четыре поражения. В чем видите причину не самого удачного выступления клуба? Или все же пока что не хватает опыта игры на таком уровне?
- Да, мне кажется, что дело в нехватке опыта - все-таки первый год в Примере. Но все равно у команды стоит задача остаться в высшей лиге. Просто требуется время для адаптации к новым реалиям.
Серия Акинфеева - это все мелочи
- Возвращаясь к России, вратарей топ-уровня у нас не так много. С чем это может быть связано, по вашему мнению?
- У нас вратарей хорошего уровня достаточно, но если понаблюдать за матчами на европейском уровне… Вообще, не люблю судить и обсуждать других вратарей.
- Сейчас любят обсуждать тему антирекорда голкипера ЦСКА Игоря Акинфеева в Лиге чемпионов. Вам, как вратарю, понять его проще. Насколько такое давление и такие разговоры могут быть болезненными?
- Это сильно давит психологически. Считаю, что Акинфеев – вратарь очень высокого уровня, он это доказывал и доказывает. И я не понимаю людей, которые постоянно критикуют и осуждают. Да, он допускал какие-то ошибки, но это у всех бывает. Не вижу смысла постоянно критиковать. А он – вратарь сборной, и за все года в национальной команде и клубе он заслужил уважение. Считаю, что критику в его адрес надо минимизировать, а все эти подсчеты "не сухих" матчей на европейском уровне – мелочность.
- В Испании можете себе представить подобную ситуацию?
- А на кого в детстве равнялись? Были ли у вас кумиры среди вратарей?
- Конечно! Я с детства болею за "Манчестер Юнайтед", поэтому Ван дер Сар. И, конечно же, еще Буффон. Смотрел матчи, старался и стараюсь что-то привнести в свою игру от выступления топовых вратарей.