Обидный пропуск первых Олимпийских игр в карьере остался позади. Теперь чемпионка мира в прыжках в высоту Мария Кучина готовится к новому сезону в новом олимпийском цикле. В интервью корреспонденту "Р-Спорт" Елене Соболь она рассказала о том, как проходит подготовка, какие эмоции остались от лета без Игр, об ответственности и надеждах на будущее и о том, почему не интересуется деталями выборов президента ВФЛА.
"Прыжки нужны как можно чаще"
-Мария, расскажите, как проходит ваша подготовка к сезону.
-Мы завершили стадию общефизической подготовки, несколько недель уже прыгаем - перешли к технике. Все спокойно, работаем по плану, не форсируя подготовку, готовимся к зиме. Разницы сильной по сравнению с прошлым годом по состоянию не вижу, главное, что ничего не болит и ничего не тревожит, все позволяет тренироваться в тех нагрузках, которые должны быть. По ощущениям все в порядке. Если где-то чувствую, что не надо что-то делать, то, конечно, прислушиваюсь к своему телу. Пока что работаем дома, в Прохладном, потом поедем на сборы в Москву, в манеж ЦСКА.
-Решение стартовать в зимнем сезоне было однозначным, несмотря на подвешенную ситуацию с международными стартами?
-В нашей практике я всегда должна прыгать, я такая спортсменка, которой нужны прыжки как можно чаще - в техническом, тренировочном и соревновательном плане. К лету, думаю, уже точно все будет хорошо, и пропускать зиму ни к чему. Нужно увидеть, как мы потренировались осенью, какая форма. Все равно это очень для будущих сезонов важно. Поэтому даже не стояло такого вопроса, мы сразу понимали, что начинаем подготовку к зимнему сезону, каким бы он ни был.
-С какими эмоциями приступили к подготовке?
-Очень хочется выступить и зимой, и летом. Мы в боевом духе приступили к тренировкам, с верой, что все будет хорошо. С этой верой мы протренировались весь сезон и пропрыгали на российских стартах, так и сейчас мы не теряем надежды, все равно тренируемся каждый день по несколько часов. Все равно встаем по утрам, идем работать. Все в режиме и с надеждой на лучшее, с надеждой, что будем выступать под флагом России и на международных стартах. Хочется, конечно, чтобы поскорее все закончилось.
-Главный тренер команды Юрий Борзаковский недавно сказал, что с допинг-контролем сейчас проблем нет.
-Ко мне раз в месяц точно приезжают. Все абсолютно так же, отмечаю данные в системе ADAMS. Все в таком же режиме, мы под контролем.
Проблем с допинг-контролем у российских легкоатлетов нет - Борзаковский >>>
-Что-то появилось новое в тренировочном процессе?
-Нет, не сказала бы. У нас все отлажено за многие сезоны. Мы нашли тот путь, по которому нужно идти. В начале сезона нужно укрепить все связки и мышцы, чтобы потом приступить к техническим тренировкам. В плане техники тоже ничего нового, прыгать я умею, просто нужно, так как был отпуск, напомнить своему организму. Все абсолютно в штатном режиме, ничего нового не придумали, тренируемся по тем же планам. Если по ходу нужно будет что-то изменить, мой тренер Геннадий Гарикович (Габрилян) всегда начеку, он контролирует все, снимает на видео. Никаких новшеств нет.
-А есть понимание, допустим, к какой высоте хотите выйти к чемпионату Европы или чемпионату мира?
-Результат высотой мы не мерим. Всегда хочется показать очень высокий, достойный результат, но в цифрах мы не загадываем. Стремлюсь прыгать высоко, сколько будет - столько, значит, и смогла. Именно цифр нет, но есть задача делать все на 100%, показывать лучший результат, который есть в этот момент.
-А отсутствие конкретной высоты вас не тяготит?
-Нет. Наоборот, если были бы цифры, мне кажется, это бы меня больше тяготило. И так много ответственности, много понимания того, что люди ждут хорошего результата, что все смотрят, что все знают, что у чемпионки мира должны быть высокие результаты... Это и так придает ответственности. А если бы еще у меня в голове была в голове высота, которую я должна была сегодня прыгнуть, было бы еще тяжелее... Просто есть цель - выкладываться, показывать то, на что готова в конкретный день. Я всегда стараюсь.
Никакая компенсация не заменит спортсмену победы на Олимпийских играх - Сальников >>>
"Олимпиаду не смотрела"
-От событий лета с пропуском Олимпийских игр уже отошли?
-Ну да, отошла. Конечно, когда кто-то напоминает, возвращаешься в ту историю... Неприятный осадок остался, горечь. Конечно, все неприятно. Но нашли в себе силы двигаться дальше, не биться головой об стену, а идти вперед.
-Олимпийские соревнования по легкой атлетике не смотрели?
-Нет, не смотрела. Включала синхронное плавание, борьбу... Это уже так давно было, уже не помню, но точно не смотрела легкую атлетику - ни прыжки, ни что-либо еще. Не было желания. Хотела как-то отвлечься, забыться, не убиваться, а сделать выводы из этого, набраться сил и спортивной злости, идти дальше. Поэтому напоминать еще и картинками телевизионными не хотелось.
ВФЛА организует зимние старты в случае недопуска легкоатлетов РФ - Борзаковский >>>
-А что помогло отвлечься?
-Конечно, была большая поддержка родителей, друзей - столько сообщений, столько слов! Это сильно помогло. Я уехала в отпуск в Афины - на солнышко, на море. Накупалась вдоволь, устроила себе полноценный отпуск в августе - такого давно не было, ведь сезон у нас обычно осенью заканчивается. Загорела, набралась положительных эмоций от лета.
-Есть ли какая-то спортивная злость, действительно ли это помогает двигаться дальше?
-Конечно, есть и эта злость, она уже давно у нас копится, с того ноября, можно сказать. Уже почти год прошел. У нас сил много, хочется уже выйти на международный уровень, показать, что мы готовы, что мы с удовольствием хотим показывать высокие результаты с сильнейшими соперниками, быть лидерами. Очень хочется поскорее вернуться туда, на международную арену.
Шубенков: еще в августе знал о денежных компенсациях легкоатлетам за пропуск ОИ >>>
-Точку в вопросе допуска спортсменов должен будет поставить уже новый президент Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА). Вы следите за выдвижением кандидатов?
-У меня есть своя работа, я тренируюсь, показываю результат, выступаю за страну. Я особо не отдаю свои мысли и силы этим выборным вопросам. Я думаю, что там сделают все как нужно, там работают люди, которые хотят для нас лучшего. Поэтому надеюсь тоже на лучшее. Но они делают свою работу, я - свою: концентрируюсь на тренировках. Нужно отдаваться серьезно только одному делу.
-За этот год, пока идут все разбирательства, что положительного вы для себя вынесли?
-Хорошее - то, что в очередной раз мы увидели, что есть много людей, которые искренне поддерживают, переживают, хотят найти какие-то добрые слова для нас. Все писали, звонили в это время... Греет душу, что мы не одни в своей ситуации. Что есть люди, которые искренне хотят, чтобы мы достойно выступали, показывали высокие результаты и бились за свою страну. Со сборной, наверное, как-то больше сроднили все эти обстоятельства. Мы, наверное, стали больше общаться, больше говорить о том, что нужно быть сильными, нужно тренироваться, все равно не опускать руки. Много поддерживали друг друга.
Все равно считаю, что все что ни делается - все к лучшему. Вселенная нам все равно какой-то урок преподнесла в виде вот этого всего. Нужно это принять. Это испытание, которое надо пройти. Это тоже урок: приняли бы мы это или опустили бы руки. Это сделало нас сильнее в любом случае. И то, что мы сейчас с еще большим рвением тренируемся, тоже, наверное, результат всего этого года.
-Чего хочется пожелать самой себе на этот сезон? Чего, может быть, не хватает?
-Оставаться собой, не сдаваться, не опускать руки. Несмотря ни на что. Все, что нужно для результата, есть. Просто оставаться собой и выстоять.