Через пару недель, 28 ноября, исполняется два года с того момента, как президентом КХЛ стал Дмитрий Чернышенко. В преддверии этой даты руководитель главной хоккейной лиги страны рассказал корреспонденту "Р-Спорт" Александру Рогулеву о работе за это время и о том, что ждет лигу в ближайшем будущем.
КХЛ сохранит стабильные выплаты клубам
- В конце ноября уже два года как вы во главе КХЛ…
- …Всего-то? Такое ощущение, что намного больше.
- А у нас наоборот ощущение - будто вы только вчера лигу возглавили, время летит быстро. В 2014-м и вы, и председатель совета директоров Геннадий Тимченко утверждали, что ваше назначение необходимо для налаживания механизмов работы лиги. На ваш взгляд, они сейчас налажены?
- Думаю, да. Я считаю, вся команда, которая пришла со мной в КХЛ, сработала эффективно. Если помните, когда мы приходили, нужно было преодолеть существенные застойные и кризисные явления, это было довольно сложно. Была разработана трехлетняя стратегия, мы близки к ее досрочной реализации по всем направлениям. Одно из приоритетных направлений – финансовая устойчивость лиги, нам удалось сделать лигу планово-прибыльной.
- Что вы имеете в виду, говоря "прибыльной"?
- Два года подряд КХЛ показывает очень хороший финансовый результат. Восстановлен и увеличен уставной капитал, распределяется прибыль между клубами. В этом году мы распределили 243 миллиона рублей, а в следующем, несмотря на определенные экономические вызовы, как минимум сможем сохранить этот уровень. Запланированные показатели указаны в наших бюджетах. Но озвучивать их пока не хочу, раньше времени этого делать не стоит. Могу сказать, что все идет хорошо. Это самое важное. Если добавить про финансы, то я горжусь стабильностью в составе КХЛ. Мы смогли сохранить все клубы и даже приросли новым. В ряде клубов ситуации случались довольно тяжелые, но никто нас не покинул. Упорядочена система отношений между лигой и клубами, с точки зрения их обязательств, в том числе перед собственными хоккеистами.
- Тем не менее задолженности в хоккейных клубах – обычное явление сегодня.
- Я бы сказал, что они случаются время от времени. Но это все регулируется: клубы предоставляют лиге финансово-обязывающие гарантии, которые позволяют с уверенностью говорить о том, что клубы в любом случае сезон доиграют. Пусть они и не показывают блестящий результат, но примеров снятия клубов по ходу сезона у нас не было и, думаю, не будет.
Официальных заявок от клубов Лондона, Милана и Парижа не было
- Все понимают, что мы говорим про новокузнецкий "Металлург". Что с ним делать? Регион с богатыми хоккейными традициями, но "Кузня" явно не вписывается во все то, что вы рассказали выше.
- Да, у нас есть информация, что клуб имеет определенные долги перед поставщиками. Но проблем с этим не будет, они со всем рассчитаются. Скрывать проблемы с финансированием клуба бессмысленно, мы следим внимательно за их состоянием. Давайте так: у меня нет ни малейшего сомнения, что "Металлург" доиграет сезон.
- Хорошо, но что делать после сезона?
- Варианты дальнейшего развития лиги мы сейчас моделируем в новой долговременной стратегии развития КХЛ. Она учитывает различные сценарии, в том числе оптимальное количество клубов с учетом спортивного принципа.
- Это означает сокращение состава лиги?
- Может быть рассмотрен вопрос об оптимизации числа клубов-участников чемпионата. Я допускаю возможное сокращение лиги, если совет директоров КХЛ примет подобное решение.
- Если клубов станет меньше, сократится и количество матчей?
- Лига и клубы не заинтересованы в снижении числа матчей регулярного чемпионата. В текущем сезоне 29 команд и 870 матчей, это максимальное количество, которое можно уместить в сроки, исходя из структуры календаря, который согласовывается с ФХР и штабом сборной. Следующий сезон олимпийский, и календарь будет строиться с учетом большой паузы на подготовку и участие сборных команд в главном старте четырехлетия. Есть различные варианты, которые предстоит рассчитать, исходя из финального числа клубов-участников.
- Что с "Медвешчаком"? Клуб рассчитался с долгами?
- Да, и мы уже сняли с них все ограничения. Также, как только истечет срок дисквалификации, мы снимем ее с президента клуба Дамира Гояновича. То есть формальных претензий к клубу у нас нет, они выполнили все требования и обязательства.
- По нашей информации, у "Медвешчака" есть реальный вариант переезда в Лондон. Это так?
- Это как в той песне: "Я уеду жить в Лондон" (смеется)? Увы, но я по должности своей не могу комментировать слухи. Уверяю, что вы сразу узнаете, если к нам поступит официальная заявка от какого-нибудь города. Все эти варианты с Миланом, Парижем, Лондоном или любым другим городом – это все на уровне непроработанной информации, по крайней мере, пока. Есть стандартная форма заявки на участие, этот путь проходил "Куньлунь", который выполнил все требования регламента.
Проблемы "Куньлуня" – болезнь роста
- Хорошо, что вы сами сказали о "Куньлуне". Скажите, президенту КХЛ тяжело смотреть на матч в Шанхае, где присутствует 550 зрителей? Кажется, для лиги это настоящая катастрофа.
- Я думаю, это болезнь роста. Понятно, что мы много общаемся с руководством "Куньлуня", они больше всех страдают по этому поводу. Не привык Китай, великая спортивная держава, быть в аутсайдерах по каким-то показателям. Да, есть и логистические, и маркетинговые просчеты. Команда новая, только-только сформированная, они еще учатся, в том числе на своих ошибках, приобретая опыт. Китай – серьезная спортивная держава, где маркетинг находится на высочайшем уровне. Они найдут свой путь.
- Сначала, наверное, надо найти путь из Шанхая.
- Конечно, мы хотим, чтобы домашняя арена была в одном месте, чтобы у клуба была стабильная база болельщиков. У меня нет сомнений, что в итоге все получится. Вспомните первую игру в Пекине, на ней собралось почти восемь тысяч зрителей, и это очень неплохо, учитывая, что культура смотрения хоккея у них только-только зарождается.
- Что им нужно делать?
- В ближайшее время менеджмент "Куньлуня" должен представить в КХЛ маркетинговую и коммуникационную стратегию, которая позволит повысить осведомленность болельщиков и привлечь людей. В любом случае, рано или поздно клуб будет вознагражден за свою игру: для дебюта "Куньлунь" показывает очень неплохой результат. Даже если они не попадут в плей-офф, команда уже доказала, что не является мальчиками для битья. Четыре китайских игрока дебютировали в КХЛ, Зак Юйэнь также забросил первую для представителей Китая шайбу в матче с "Амуром". Выездные матчи с участием "Куньлуня" пользуются достаточно большим интересом – их средняя посещаемость в городах лиги выше, чем средняя посещаемость матчей по лиге в целом.
СКА – суперклуб, но выводы о фаворитах делать слишком рано
- Даже если не брать цифры по зрителям на матчах "Куньлуня" и, в частности, дворца в Шанхае, "проседание" средней посещаемости в КХЛ составляет порядка 7%. С чем это связано?
- Нас традиционно любят покритиковать за цифры посещаемости в начале гладкого чемпионата. Но если говорить про абсолютные цифры, то к первому перерыву на Евротур мы должны преодолевать планку в 2 миллиона зрителей. В третий раз за последние четыре сезона общая численность зрителей к ноябрьской паузе переваливает за эту отметку, в этом году это 2,26 миллиона человек. Мы не можем диктовать клубам, по какой цене продавать билеты, но мы можем требовать от них определенных усилий в работе с болельщиками. Для нас пустые трибуны являются более вредным явлением, чем для самих клубов, поскольку это напрямую влияет на имидж КХЛ.
- Многие связывают падение посещаемости напрямую с падением конкуренции в лиге. Это справедливая зависимость?
- Мы смотрим цифры, всевозможные показатели, и видим, что игра, наоборот, максимально плотная. Конкуренция растет даже по сравнению с прошлым сезоном. О росте напряженности игр говорит, например, такой показатель, как число матчей, завершившихся с разницей в одну шайбу в основное время – почти каждая третья игра, такого никогда не бывало! Нравится и то, что значительно вырос и достиг рекордного показателя процент реализации большинства – команды в среднем реализуют каждое пятое численное преимущество. Большая группа команд ведет ожесточенную борьбу за место в плей-офф, и это обещает нам крайне интересную концовку «регулярки» со множеством непредсказуемых результатов.
- Да, но у СКА после 30 матчей разница шайб - "+86".
- Что тут сказать? СКА - суперклуб. Но мы еще только в середине регулярного чемпионата, окончательные выводы делать слишком рано. Давайте оставим их на конец сезона, тогда и поговорим.
- Еще один "обязательный пункт" – тема судейства. Вы довольны работой нового главного арбитра КХЛ Алексея Анисимова?
- Критика судейства – это вообще что-то из разряда традиционного для нашего хоккейного сообщества. Что бы ни говорили, я считаю, что работа арбитров стала понятной и прозрачной. И, прежде всего, для клубов. Настроена электронная система рейтингования судей, которая позволяет более квалифицированным судьям подниматься в этой таблице выше и выше. У нас только в этом году 10 судей из "вышки" поднялись в КХЛ. Самое главное, что клубы участвуют в рейтинговании, и с этого сезона вес оценок увеличен. Перед началом сезона ФХР и КХЛ провели ряд изменений в системе судейства, что также способствует решению многих вопросов в данной области.
Нам полностью понятны "драйверы успеха" КХЛ
- Вы упомянули о новой стратегии, которую разрабатывает КХЛ. Что она из себя представляет?
- Как я уже говорил, предыдущая стратегия была рассчитана на три года и мы выполнили ее практически досрочно. Мы сейчас работаем над новой стратегией, теперь она семилетняя. Как вы понимаете, это очень серьезный документ. Мы четко проработали все драйверы успеха, они нам полностью понятны…
- Извините, можете пояснить выражение "драйверы успеха"?
- Это именно те механизмы, которые позволяют лиге успешно развиваться. Как только они достигаются, дальше нужно просто полировать и оттачивать, как говорится "стричь и поливать".
- Что будет в новой стратегии?
- В ней будут серьезные осмысленные решения, которые должно принимать все наше хоккейное сообщество, прежде всего, Федерация хоккея России. Мы должны определиться, каким будет хоккей на международном континентальном пространстве. Нужно определить, по какому пути развития идти, что действительно ставить во главу угла, должна ли быть международная экспансия. Есть много вопросов, от которых будет зависеть судьба и модель нашего хоккея.
- В том числе вопрос лимита на легионеров? Вице-премьер Виталий Мутко сказал мне, что КХЛ и ФХР в этом вопросе должны договариваться между собой.
- Совершенно верно, решение этого вопроса должно носить двусторонний характер, поскольку мы делаем одно общее дело. Мы не хотим возвращаться в те времена, когда вопрос лимита решался на конфронтационном уровне. Лига должна иметь четкое представление о видении федерации и совместно с клубами найти устраивающий все стороны вариант лимита. От себя добавлю, что текущий лимит на данный момент представляется оптимальным. Если возникнет необходимость, то в дальнейшем мы можем вернуться к рассмотрению других возможных вариантов.
- На каком этапе создание стратегии?
- Сейчас идет процесс сбора экспертного мнения всего нашего сообщества – от министерства спорта и ФХР до клубов, спонсоров и даже болельщиков. В общем, всех, кто входит в "хоккейную семью". Информация будет обработана, рассчитаны различные модели развития хоккея, в том числе финансовые, и дальше они будут вынесены на суд совета директоров КХЛ. Понятно, что мы живем не в вакууме, и самым важным принципом останется подход "сильная лига – сильная сборная", но к этому можно прийти разными путями.